«Для православных – это осквернение храма. И я не думаю, что это хорошая практика, которой стоит подражать», - заявил в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово иерей Алексий Володин, комментируя весьма странную церковную службу, о которой наперебой сообщают информационные агентства.
На праздничной службе в нью-йоркском соборе Иоанна Богослова в день «покровителя всех зверей» Франциска Ассизского собрались собаки, кошки, кролики, черепахи, змеи, черепахи и даже верблюд, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на репортаж «Первого канала». Самый большой готический собор в мире 30 лет назад стал первым на земле местом, где благословляют животных.
Сначала эту епископальную церковь критиковали, но остановить процесс было уже невозможно: с каждым годом со своими питомцами со всего света приезжали все больше и больше людей, теперь занимая места уже на полу, потому что шести тысячам человек и четырем тысячам зверей тесно даже в самом большом соборе. В ходе этой странной церемонии незнакомые друг другу люди поднимают руки, чтобы соединить ладони во здравие четвероногих.
Зоопарки и фермеры тоже привезли своих питомцев на службу, отмечает издание: в прошлом году самым «авторитетным» гостем был слон, в этом - верблюд. Вместе с ним за благословением приехали пони, яки, козы и ламы.
В кульминации праздника животные вереницей сквозь собор направляются к алтарю. Очередь за благословением выстраивается не только внутри, но и на прилегающих улицах: четвероногие подставляют священникам морды и носы. Более того, отмечает издание, хозяева животных, собравшихся на праздник, исповедуют разные религии: здесь можно увидеть буддистов, католиков, протестантов и даже православных.
«Животные могут приходить к Богу, приходили они и к святым. Но когда люди приносят их в храм, это нехорошо, - отметил в комментарии отец Алексий Володин. – Мы знаем, что если в православный храм заходит собака, то храм после этого нужно освящать заново. Мне трудно понять, зачем в храм приводят 4000 животных. Но, возможно, в Епископальной церкви это считается нормальным».
Между тем, напомнил священник, «в храм иконы Божией Матери "Змеиная", который находится на греческом острове Кефалония, в селе Маркопуло на юге острова, каждое лето, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, в церковь приползают змеи, отличные от других - теплые, бархатные, с крестиками на головах, безобидные и не ядовитые, дающие верующим себя брать в руки. Они ползают по церкви и залезают на икону Божией Матери, на иконостас. Получается, что как будто бы они участвуют в радости праздника».
«У Церкви есть опыт, - рассказал пастырь, - чтения молитв над животными. В современном требнике их, конечно, нет, потому что сейчас и сельского хозяйства в России нет. А в старых требниках довольно много молитв о животных. Их окропляли святой водой, молились о том, чтобы не было падежа скота, чтобы животные служили человеку. Но такого, чтобы в храм приводить животных - этого никогда в Церкви не было», - заметил пастырь.
«Я думаю, что нам, православным русским людям, надо брать пример с православных святых, а не с Франциска Ассизского. У нас есть святой Александр Невский, Димитрий Донской, которые, несмотря на государственное служение, ни в чем не отступали от Православия. Именно такие люди служат нам примером, а не Франциск Ассизский. И если это правда, что в этой животно-экуменической службе участвовали и православные люди, то я уж не знаю, какие у них духовники. Ко мне никто ни разу не обращался с вопросом, можно ли животное привести на Литургию. Для нас, слава Богу, это проблема не актуальна. Так что, православных, скорее всего, упомянули только для того, чтобы удалась рекламная акция. Если таковые и были – то, наверняка, это были невоцерковленные, номинальные православные», - предположил отец Алексий.
«Такое радостное освещение этого мероприятия на федеральном канале телевидения связано с госзаказом на подобную идеологию. Это так называемая толерантность, сглаживание культурных различий. Есть заказ на позицию, согласно которой, любовь, в данном случае к животным, выше всех различий в религиозных догматах. Такой вот экуменизм на почве любви к домашним четвероногим питомцам. В притче о самарянине Господь наш Иисус Христос показал, что в делах милосердия и помощи ближнему любовь действительно выше догматических расхождений. Мы должны оказывать милосердие всем, кто в этом нуждается. В этом суть православного учения. Но это совсем не означает, что мы должны отказываться от своего православного учения. Помогать и любить мы должны, но мы не должны отказываться от предписаний своей веры, так как от этого пострадает наша любовь к Богу», - заключил иерей Алексий Володин.