«Нужно разделять две вещи, которые на греческом языке выражены четкими понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» – служение и поклонение. И есть «проскиниесис», которое переводится так же. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о богопоклонении, а о мощах, об иконах – о «проскиниесис»: это некое уже служебное поклонение, не такое, как поклонение Богу, но поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека. Ничего удивительного в этом нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможами, перед какими-то власть имущими и так далее. Тоже поклонение. Но какое? Не Божеское», - заявил, отвечая на вопрос в эфире телеканала «Союз» о смысле почитания православными христианами икон и мощей святых угодников Божиих, известный богослов, профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, сообщает Православная газета (Екатеринбургская епархия).
«Так вот, есть Божеское поклонение, которое выражено очень хорошим словом «латрия», а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым, если хотите, в нашей человеческой жизни, в человеческой атмосфере. Только и всего. Поэтому мощам как таковым мы не поклоняемся – в данном случае мы поклоняемся святому, поклоняемся перед святостью человека, мощи которого сейчас перед нами. Так же, как, кстати, и иконы. (…) Любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не какой-то ее особой силой. А чем? Силою веры и искренности обращения человека перед этой иконой Божией Матери или Спасителя, или кого-то из святых. Поэтому, если хотите, в принципе любая икона может оказаться чудотворной. Вот какова ситуация», - продолжил богослов.
«Обратите внимание: к чудотворным иконам, к мощам подходит множество людей. А многие ли исцеляются? Единицы. Потому что действие заключается в силе не самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы человека, что подходит к иконе или мощам. При этом чрезвычайно важно отметить следующее. Многие идут и прикладываются к мощам и иконам с чем: «Господи, исцели меня от печенки или от селезенки, или чтобы мой муж не гулял, или чтобы мой брат не пил…» – и так далее. С чисто земными вещами подходят. И потому редко когда получают какой-то положительный ответ – забывая, что когда мы подходим к святыне, должны молиться: «Господи, на все Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но будет, Господи, Твоя воля». И через угодника Божия, к мощам которого подходим: «Так окажи Свою милость – насколько Ты, Господи, хочешь, а не я, Твоя воля да будет, а не моя». Вот только когда смирение здесь присутствует, когда Господь видит искреннее смирение человека, готового принять любой вариант, тогда происходит чудо. А когда он идет и говорит: «Господи, вот это дай мне, и больше мне ничего на свете не надо», как правило, человек никогда не получает просимого. Это очень важно», - подчеркнул А.И.Осипов.