Итак, два офицера АРС получили пожизненные сроки, остальные пятеро - от пяти до 35 лет. Кроме того, суд подтвердил, что события июля 1995 года в Сребренице являются актом геноцида. Согласно официальной, мифологизированной, версии, которую озвучил судья Кармел Аджиюс, после взятия города подразделения АРС согласно ранее составленному плану, в организованном порядке расстреляли более 7 тыс. мусульманских мужчин и юношей в намерении уничтожить их как этническую группу.
Будучи уверенными в своей невиновности и в отсутствии «доказательств» против них, все семь офицеров АРС сдались в гаагское судилище добровольно в 2005 году, и при первом же появлении в зале суда не признали себя виновными. Их дела объединили в общий судебный процесс, который начался в июле 2006 года.
По итогам вчерашнего судебного заседания гаагское судилище выпустило сообщение для прессы. В нем говорится, что Вуядин Попович (53 года), начальник службы безопасности Дринского корпуса АРС и Любиша Беара (71), начальник службы безопасности Главного штаба (ГШ) АРС приговорены к пожизненному заключению. Драго Николич (53), начальник службы безопасности Зворницкой бригады АРС приговорен к 35 годам тюрьмы. Любомир Боровчанин (50), заместитель командира Специальной бригады полиции - к 17 годам. Радивое Милетич (63), начальник Отделения оперативной и учебной подготовки в (ГШ) АРС - к 19 годам. Милан Гверо (71), помощник командующего по морально-этическим, религиозным и юридическим вопросам в ГШ АРС - к пяти годам. Винко Пандуревич (51), командующий Зворницкой бригады - к 13 годам.
В сообщении отмечается, что данный приговор относится к самому крупному процессу, который до сегодняшнего дня завершился в МТБЮ. В заключении Судебной палаты цинично и лживо указывается, что «систематические нападения против гражданского населения» Сребреницы «начались после издания директивы Верховного командования от имени бывшего президента боснийских сербов Радована Караджича, в которой он составил преступный план о нападении на защищенные зоны ООН, с целью вытеснить боснийских мусульман из анклавов Сребреница и Жепа». Естественно, возникает вопрос к натовскому судилищу: а как это мусульманское «гражданское население» Сребреницы годами самым зверским образом вырезало безоружных сербов из близлежащих сел? Как это в «демилитаризованной защищенной ООН зоне Сребреница» оказались тысячи вооруженных до зубов бойцов «генерала» мусульманской Армии Боснии и Герцеговины Насера Орича, оказавшие при отступлении жесткое сопротивление АРС, и чьи трупы теперь выдают за тела убитых мирных боснийских мусульман?
Кроме того, в сообщении говорится, что Судебная палата пришла к заключению, что в восточной Боснии в июле 1995 года существовало два «коллективных преступных сговора: один с целью убийства военноспособных боснийских мусульман из Сребреницы, а второй - с целью выселить боснийских мусульман из Сребреницы и Жепы.
Как указывается в обвинительном акте, участниками обоих преступных сговоров были Радован Караджич, Ратко Младич, Радислав Крстич и Здравко Толимир. Можно констатировать, что натовский суд политическими методами завершает уничтожение военного и государственного руководства боснийских сербов 1990-х годов. Теперь уже можно не сомневаться, что ждет Радована Караджича и Здравко Толимира.
Как и в любом «информационном сообщении МТБЮ для прессы» далее содержатся широко известные пропагандистские клише о тысячах «массово уничтоженных» мусульманах. Эти штампы изначально и с большим удовольствием распространяла индустрия лжи мировых масс-медиа. Путем бесхитростной словесной эквилибристики Судебная палата «доказывает, что, вне всякого сомнения, совершен геноцид». И, более того: «В контексте войны в бывшей Югославии и в контексте человеческой истории, эти события неслыханны по своим размерам и жестокости». Как принято говорить в таких случаях: «Доктор Геббельс просто отдыхает». Работающий на опережение обслуживающий персонал МТБЮ в виде разного рода «писателей на компьютере» в день вынесения приговора постарались шокировать общественность утверждением о том, что Любиша Беара планировал сжечь несколько (то ли сотен, то ли десятков) мусульман заживо. Видимо, исполнители сей грязной работы перестарались, так как эта «страшная сказка» не получила широкого распространения.
Единственный, кто «дал слабину», пытаясь пойти на сотрудничество с обвинением (именно с обвинением, а не следствием, т.к. последнее в МТБЮ никогда не проводилось) это Драго Николич. Получил он, все равно, много - 35 лет, но, вероятно, надеется, что ему каким-то чудесным образом этот срок впоследствии сократят. Итак, Николич единственный, кто заявил ранее, что знал о плане убийства, но впервые услышал о нем только вечером 13 июля 1995 года, «когда операция была в разгаре». С него сняли обвинения в «намерениях геноцида», но оставили, чего он, видимо, не ожидал, «содействие геноциду».
Милан Гверо, которому сейчас 73 года, за все время войны не командовавший даже одним вооруженным солдатом, получил пять лет на основании того, что «играл важную роль в операциях в Сребренице и Жепе. Вместе с Милетичем Гверо составлял Директиву, и потому с самого начала» якобы «знал о плане насильственного перемещения населения анклавов Сребреница и Жепа», говорится в обвинении. Здесь можно сказать, наверное, одно: если Гверо получает пять лет, то оба Буша и Клинтон воистину заслуживают гильотинирования. При том, что в МТБЮ не представлен ни один документ с подписями и высказываниями осужденных, а подписей и речей указанных американцев по поводу вторжения в Ирак и Югославию - достаточно. Гверо, кроме того, обвинили в том, что во время операции в Сребренице он, по сути, выполнял функции пресс-секретаря ГШ АРС. Чего, вообще, тогда заслуживают пресс-секретари НАТО и Белого дома?
План по «геноциду» разрабатывался с весны, а как зачитал судья, «решение об отделении всех пленных мусульман от семей и убийстве было принято до утра 12 июля» после встречи командующего АРС Ратко Младича с представителями миротворческих сил и мусульманским населением в городе Братунац. Странный казус. Так планировался этот «геноцид»! Обсуждали с миротворцами как «геноцидить» мусульман в их же присутствии?!
Заместитель председателя Сербской радикальной партии, лидер которой Воислав Шешель уже несколько лет находится в гаагских застенках, Драган Тодорович в интервью нескольким агентствам прокомментировал приговор в Гааге: «Этот приговор только один из ряда тех, которыми Гаага хочет провозгласить сербов единственным, кто виновен и несет ответственность. Они хотят объявить те события геноцидом, чтобы и Республику Сербскую объявить геноцидным творением и ликвидировать. Это планы американцев».
Другой депутат сербского парламента от радикальной партии Александр Мартинович заявил в парламенте, что данный приговор Гаагского трибунала за геноцид это «первые горькие плоды Декларации о Сребренице, принятой сербским парламентом»: «В Гааге сегодня два офицера осуждены на пожизненное заключение, а пять получили в общей сложности 89 лет за мнимое участие в геноциде». Он заявил, что в ближайшее время можно ожидать похожие «очень негативные послания для Сербии и РС». Мартинович подчеркнул, что, приняв Декларацию о Сребренице, Сербия взяла на себя ответственность за то, чего не происходило.
Депутат от партии «Единая Сербия» Петар Петрович подчеркнул, что приговоры Поповичу и Беаре это «еще одно доказательство того, что Гаагский трибунал это не суд в подлинном смысле этого слова, это политический орган, т.е. длинная рука тех сильных мира сего, кто решил осудить сербов за то, чего они не совершали». Он напомнил журналистам, что Гаага освободила от обвинений Рамуша Харадиная и Насера Орича. Петрович отметил: «Геноцида в Сребренице не было, это указала и Скупщина Сербии. Были преступления, и тот, кто их совершил и должен отвечать. Нельзя отвечать за намерение совершить преступление. Надо точными фактами доказать, что совершено некое преступление».
А в Гааге никто и не собирается ничего доказывать. Все знают, там заранее все расписано. Непонятно только, почему Россия постоянно голосует в СБ ООН за продление деятельности этого внесудебного органа расправы над сербами? Для того чтобы еще «совершеннее» вписаться в мировое сообщество?
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»