Вчера, 4 мая, открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед», сообщает наш корреспондент, принимающий участие в работе конференции. Мероприятие, проходящее в рамках межрегиональной программы «Александр Невский - имя России», посвящено 770-летию победы в Невской битве (1240 г.). Конференция проходит в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды.
Конференция началась с посещения Нижнего Новгорода и Городца. Участники мероприятия съехались не только из разных городов России -
Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пскова, но и из разных стран мира -
Украины, Белоруссии, Сербии и США.
Перед началом пленарных заседаний участники конференции в ходе интереснейшей экскурсии ознакомились с достопримечательностями и святынями Нижнего Новгорода и Городца. После экскурсии состоялось посещение Феодоровского мужского монастыря в городе Городце. Посещение этого монастыря совсем не случайно предварило открытие конференции. В этом месте в 1263 г. после возвращения из Золотой Орды преставился Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский, а именно святой князь стал символом конференции.
Главный монастырский храм встречал участников конференции колокольным звоном. Погода стояла ясная, солнечная. На улице собрались местные жители. Казалось, что весь Городец приветствовал гостей. В Феодоровском соборе был отслужен молебен Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Богослужение совершил викарий Витебской епархии Белорусского экзархата епископ Петр в сослужении наместника монастыря игумена Августина (Анисимова) и сонма священников. На молебне присутствовал глава администрации Городецкого района Александр Минеев, который пожелал участникам конференции творческих успехов.
Во второй половине дня уже на теплоходе состоялось пленарное заседание. Открыл конференцию епископ Петр, который зачитал приветственное слово участникам конференции архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. По словам владыки Димитрия, победа, одержанная Александром Невским в проекте «Имя Россия», показало, какое большое значение современные русские люди придают историческим заслугам князя. Александр Невский, отметил архиерей, не только был героем, но также был и святым человеком, сочетавшим в себе смиренномудрие с воинским бесстрашием и отвагой.
Александру Невскому, уверен владыка, мы обязаны тем, что Россия стала не католическим, а православным государством. Мудрая политика Великого князя в отношениях с татаро-монголами вообще определила развитее Руси на много столетий вперед. Святой князь, уверен владыка Димитрий, может стать наилучшим примером для молодежи. И если при жизни Александр Невский был отважным воином, мудрым правителем и тонким дипломатом, то после своей кончины, отметил витебский архипастырь, он стал нашим небесным покровителем и молитвенником на небесах. Не раз русский народ, по словам владыки Димитрия, получал помощь и поддержку Александра Невского. Невский герой явился народу накануне Великой Отечественной войны в фильме «Александр Невский» в «иконописном и гениальном исполнении Черкасова», с тем, чтобы укрепить дух народный перед надвигающейся бедой. Второй раз святой князь явил себя в 1942 году, когда был учрежден советский орден Александра Невского, который вручался военачальникам в знак особых полководческих заслуг.
Затем выступил заместитель председателя правления Александро-Невского братства Сергей Шаров с докладом «Концепция программы «Александр Невский – Имя России». Главной целью программы, по его словам, является создание системы воспитания молодежных лидеров по примеру образа Александра Невского, которые могли бы стать частью национальной элиты. Молодежный лидер должен сочетать в себе все основные качества святого князя: святость, мудрость, здоровье, служение народу. Сергей Шаров, отметив полезную воспитательную деятельность государства и Церкви, обратил внимание на отсутствие между ними конструктивного взаимодействия. Александр Невский, уверен Шаров, может быть знаменем, вокруг которого могут консолидироваться эти институты. Тем более, что победа святого князя в конкурсе «Имя Россия», по его мнению, говорит о том, что это имя востребовано властью. Александр Невский является образцом того человека, который должен представлять национальную элиту. Если элита не будет состоять из людей, похожих на Великого князя, то Россию, считает С.Шаров, ничего хорошего не ждет. «Мы стараемся сделать так, чтобы во власти появились такие люди. Нашей главной задачей является разработка такой системы воспитания, которая позволила бы готовить молодежных лидеров, подражающих Александру Невскому».
В докладе «Российская историческая наука XIX – начала ХХ века об Александре Невском. Значение «истинных» славянофилов для современного русского самосознания» доктор исторических наук, профессор исторического факультета Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, Александр Каплин отметил, что в середине XIX века образ Александра Невского в русской историографии был представлен недостаточно полно. Наиболее известные историки – Татищев, Костомаров, Соловьев и Ключевский – склонны были либо негативно оценивать правление Александра Невского, либо они считали его роль в истории Руси незначительной. В частности, многие из них осуждали политику Великого Князя в отношении Золотой Орды. Кроме того, не может не удивлять тот факт, отметил А.Каплин, что военных историков почти совсем не интересовал полководческий опыт Александра Невского. Адекватней оценивали правление князя, по мнению профессора Каплина, церковные историки, в частности, Михаил Хитров, написавший фундаментальную работу «Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский», в которой дана объективная оценка деятельности князя. И если церковная историческая наука традиционно придавала большое значение изучению правления Александра Невского, то светская историческая наука предпочитала игнорировать эту тему.
Затем с докладом «Опыт сотрудничества государства, Церкви и армии под стягом Александра Невского в Пскове» выступил настоятель храма Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор, который рассказал о патриотической и просветительской деятельности, которую ведет его приход. Руководитель цикла «Культура и искусство» Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса Виктория Гусакова, выступившая с докладом «Религиозно-культурологические традиции в духовно-нравственном воспитании. Образы святого Александра Невского как воспитательный идеал», рассказала о результатах реализации программы «Земное и небесное воинство». По ее словам, реализация программы показала, что примером для подражания для кадетов является не Дмитрий Донской и Александр Невский, а «Шрек» и футболист Андрей Аршавин. Среди героев, которым они хотели бы подражать, не оказалось ни одного святого человека. В ходе анонимного опроса выяснилось, что для большинства кадетов Родина – это их дом, местность, в которой они родились, Отечество - это страна, которую надо защищать и за которую они вынуждены воевать, а Россия – это просто территория. Более того, Отечество многими из них воспринимается как некий анахронизм, устаревшее понятие, потерявшее актуальность. «Будет не просто добиться того, чтобы Александр Невский стал примером для подражания подрастающего поколения. Это тяжелая и трудная работа», - заключила Виктория Гусакова.
Директор ООО «Агентство по управлению земельно-имущественными комплексами» Александр Толмачев в докладе, посвященном возрождению экономики Русской Православной Церкви, остановился на преимуществах, которые действующее российское законодательство предоставляет товариществам. По его мнению, создание товариществ в кварталах или микрорайонах позволило Русской Православной Церкви решительно активизировать строительство и реставрацию храмов.
Затем с докладом «Образ святого благоверного Александра Невского в современных православных СМИ» выступил главный редактор ИА «Русская народная линия» Анатолий Степанов. По его мнению, в нынешнее время образ святого Александра Невского востребован потому, что мы столкнулись с теми же самыми проблемами, которые некогда приходилось решать Великому Князю. Александр Невский, отметил Степанов, действовал в условиях тяжелой смуты и раздрая. Именно в таких условиях находится нынешняя Россия. Кроме того, образ Александра Невского востребован и актуален в связи с необходимостью восстановления единства Руси. Его образ актуален и в связи с попытками пересмотреть советскую историю, стремлением героизации Власова, оправдания предательства Родины борьбой с режимом. Все это, по мнению Анатолия Степанова, говорит об актуальности и востребованности образа Александра Невского современными СМИ.
Председатель правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского братства Борис Сергуненков в докладе «Роль Александро-Невского братства в сохранении и возрождении церковной жизни» отметил необходимость участия братств в организации приходской жизни России. «Ничто так не объединяет православных людей, как молитва и общее дело. Видимо, нашим общим делом должно явиться молитвенное делание. Но также необходимо участие общественности, прежде всего, братств, в развитии приходов и общин», - считает он. Борис Сергуненков посоветовал в этом деле использовать опыт дореволюционных братств, доказавших свою полезность.
Наместник Феодоровского монастыря игумен Августин (Анисимов) в своем докладе подчеркнул необходимость оптимизации взаимодействия государства и Церкви. Государственная власть, стремящаяся удовлетворить греховные потребности людей, способна, по мнению игумена Августина, в одно мгновение сломать многовековые традиции и обычаи народа. Демократия, по его словам, и является той формой правления, которая стремится удовлетворять греховные потребности и потворствовать всяческим извращениям. При демократии вера превращается в «личное дело гражданина», что приводит к весьма плачевным последствиям: увеличивается смертность от алкоголизма, никотина, наркомании, растет число самоубийств, разводов и абортов. Предотвратить эти напасти, уверен отец Августин, может восстановление симфонии государства и Церкви.
Затем выступил ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина протоиерей Александр Миняйло, который заявил, что русская цивилизация находится в глубоком духовном кризисе, и если Россия не сможет преодолеть этот кризис, то она не сможет преодолеть и финансовый, технологический и экологический кризис. Отец Александр отметил, что существует два типа церковности человека. В первом случае церковность не распространяется на всю жизнь человека. Такой человек, сходив в храм и окунувшись в секуляризированный мир, оказывается светским человеком. А светскость, по мнению священника, не совместима с подлинной церковностью, которая наполняет всю жизнь человека. Истинно церковный человек сообразует всю свою жизнь с Заповедями Божиими. «Пока мы не взрастим подлинную церковность в людях, мы не выйдем из духовного кризиса и никогда не решим проблем, с которыми столкнулись. Верующий человек не может быть светским человеком. Такое сочетание абсурдно», - заключил протоиерей Александр Миняйло.
После пленарного заседания состоялся концерт "Купола", с программой православно-патриотических песен выступил известный певец и композитор Сергей Скатов. Пятая международная конференция «Александр Невский – знамя наших побед» продолжит свою работу до 8 мая. Русская народная линия будет подробно освещать мероприятия, проходящие в рамках конференции. Позже, на сайте РНЛ, будут опубликованы доклады участников конференции.