«Для меня основа идентичности - это прежде всего Православие. Но я понимаю, что формальное чиновничье насаждение Православия ни к чему хорошему не приведет. В него нужно вживаться, оно должно стать родным. А это очень долгий и сложный процесс», - сказал настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников. «Безусловно, русский язык является одним из важнейших, объединяющим всех граждан России элементом. Незнание государственного языка является, на мой взгляд, и неприличным и оскорбительным. На качество преподавания русского языка во всех российских школах государство должно обратить пристальное внимание. То же касается и преподавания русской литературы», - добавил священник. «Принципиально важно, чтобы процесс формирования российской идентичности не стал очередной формальной чиновничьей кампанией», - заключил отец Владислав.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, также считает, что в первую очередь смысл новой российской идентичности должен быть полностью раскрыт для народа. «Самое главное, чтобы мы не пошли по пути, скажем, Франции, объявившей основой своей идентичности светскость. Я глубоко убежден, что российская идентичность должна включать в себя традиционную религиозность народов, составляющих Российскую Федерацию. Ведущей частью, безусловно, должно стать Православие, которого придерживается абсолютное большинство наших граждан», - сказал он.
«В процессе формирования российской идентичности от государства потребуются усилия трех видов. Во-первых, усилия по духовно-нравственному воспитанию, которое неразрывно связано с религиозным. В этом, безусловно, должны помочь СМИ. Во-вторых, усилия в школе, чтобы русский язык занял значительно более важное место, чем то, которое он, оттесненный предметами второго ряда, сейчас в школе занимает. При всем уважении к языкам иных народов нужно признать, что только русский язык может стать той базой общения, которая позволит всем гражданам России жить в одной стране и ощущать себя гражданами этой страны. И в-третьих, государство также должно приложить чрезвычайные усилия по выравниванию экономических и политических возможностей наших граждан, чтобы люди, живущие, скажем в Сибири или на Дальнем Востоке, ощущали себя гражданами с теми же возможностями, что и граждане в московском регионе», - сказал священник.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», считает, что создать общероссийскую идентичность мешает отсутствие национальной идеи. «Наднациональная идентичность сформируется только тогда, когда в обществе будут преобладать наднациональные смыслы. Иными словами, России не хватает национальной идеи. А все изменения в образовательной, языковой и национальной политике - это вторичные вещи», - сказал он.
Говоря о русском языке как об одном из возможных факторов российской идентичности, священник напомнил известные строки Маяковского: «Я б русский выучил только за то, что им разговаривал Ленин». «С этим необязательно соглашаться, чтобы увидеть: поэт говорит не об идентичности, - он говорит, что есть что-то, ради чего стоит учить русский язык. У нас этого "чего-то" пока нет», - сказал отец Максим. Наднациональное единство, по словам священника, «формируется при попытке приносить высокие смысловые и культурные идеи другим народам, которые, в свою очередь, стараются постичь и войти в них. Однако для этого необходимо соблюдать одно условие: должна быть единая для всей страны общая задача, превосходящая все остальные второстепенные».
«Безусловно, быть вместе - лучше и выгоднее. Однако на сегодняшний день в России отсутствует такая реальная национальная идея. Получается, у нашего государства нет смысла существования, кроме как поддержание точечных нацпроектов, направленных, например, на здоровье населения и тому подобные. В США же, например, такой национальной идеи является преподнесение демократии другим народам. Кстати, в России в свое время были такие же национальные идеи. Например, «Москва - третий Рим» или построение коммунизма в прошлом столетии. Люди тогда понимали, что им свою личную жизнь необходимо подчинить более высокой идее, что и объединяло их. Поэтому, прежде всего, России стоит задуматься о сформировании единой национальной идеи», - заключил отец Максим.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что в основании новой идентичности должна лежать православная культура. «Изменения в образовательной сфере, конечно, требуются и уже идут. К ним относится в первую очередь преподавание Основ православной культуры. Ведь наши дети должны знать основы своей культуры. Православие уже сотни лет является главной основой единения нашей страны», - сказал священник. «Я согласен, что русский язык должен стоять в центре формирования новой русской идентичности. При этом он несет и духовные православные традиции. Ведь в нашем многонациональном и полирелигиозном государстве православная культура - это общее поле культуры с тысячелетней историей», - подчеркнул он. «Что касается мусульманских анклавов, то в России они сейчас появляются и, безусловно, представляют угрозу стабильности в обществе. К этой проблеме нельзя относиться "спустя рукава"», - заключил отец Александр.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает напряженные поиски национальной идеи и идентичности свидетельством духовного кризиса и кризиса культуры, которые переживает наше общество. «Однако наш исторический опыт свидетельствует, что важнейшим в преодолении разного рода кризисов и объединении людей является религиозный, духовный фактор. Идеологии и политические интересы преходящи. По-настоящему объединить людей может только общая духовная основа. И для России - это, безусловно, Православие. Безусловно, неотъемлемой частью российской идентичности является также и русский язык», - сказал он.