Бывший Президент Республики Сербской (РС) Радован Караджич в ходе перекрестного допроса свидетеля обвинения американского дипломата Херберта О'Куна заявил, что одностороннее провозглашение независимости мусульманами привело к войне в Боснии и Герцеговине (БиГ), сообщило агентство «Танюг» 28 апреля. Караджич подчеркнул, что именно эти шаги мусульман привели к войне, а не действия сербов, как это утверждает О'Кун, встречавшийся с Караджичем во время войны в БиГ в качестве заместителя посланника ООН.
Согласно О'Куну, когда не стало Югославии, так как независимость провозгласили Словения и Хорватия, мусульмане говорили, что «Югославии больше нет, а теперь есть только Сербославия», а потому они хотели независимости и назначили референдум о независимости, в котором сербы участия не приняли.
В ходе допроса свидетеля, Караджич предъявил несколько своих документов и приказов Армии РС (АРС), согласно которым необходимо предпринимать все меры защиты в отношении гражданских лиц и религиозных объектов, а также необходимо оказывать помощь в прохождении конвоев с гуманитарной помощью. Караджич также отметил, что отдал приказ армии соблюдать Женевскую конвенцию и остальные нормы международного военного права. На это О'Кун, похвалив распоряжения Караджича, ответил: «Армия ваших приказов не слушала».
Кроме этого, Караджич напомнил о множестве случаев злоупотребления гуманитарной помощью, когда под ее видом мусульманам поставлялось оружие и боеприпасы. Поэтому АРС была обязана проверять эти конвои. Экс-президент процитировал свои приказы по АРС о необходимости обеспечения для гуманитарных конвоев возможности проезда, о контроле их содержимого и о том, чтобы конвои задерживались как можно меньше.
Караджич напомнил о своей платформе от 22 апреля 1992 г. о решении кризиса в БиГ. Согласно ее положениям, необходимо было установить временное перемирие и продолжать конференцию о БиГ до окончательного разрешения кризиса. О'Кун ответил, что в тот момент в БиГ он не был, и о данном документе ничего не знает.
Караджич подчеркнул, что до 1 апреля 1992 года в БиГ гибли только сербы, а нападения на них совершали мусульмане и хорваты. О'Кун не согласился и с этим очевидным фактом, заявив: «В первую очередь нападения на мусульман совершали боснийские сербы».
Агентство «Бета» передает, что экс-президент РС заявил, что Сараево в ходе боевых действий в БиГ, не было в осаде, а находилось во внутренней блокаде. Так, мусульманские власти города отключали воду и сокращали снабжение продовольствием. По словам Караджича, мусульманская сторона делала это для того, чтобы обвинить в случившемся сербов и вызвать иностранное вмешательство.
Ранее, 26 апреля, О'Кун подтвердил нарушение эмбарго на поставки вооружения мусульманским силам в БиГ: «Люди считали аморальным наложение эмбарго на оружие слабой стороне, поэтому оно поступало вопреки эмбарго. Я знаю об оружии. Оно поступало из США. Что касается Германии, то она больше всего оружия поставляла Хорватии».
По словам О'Куна, «мусульмане хотели единую БиГ, и это не тайна, что мусульманское правительство отчаянно желало иностранного вмешательства, так как проигрывало войну». Караджич на заседании 26 апреля зачитал высказывания мусульманских политиков БиГ, свидетельствующие о том, что они стремились к созданию в БиГ исламского государства, живущего по исламским законам. 28 апреля О'Кун закончил свое выступление в Гааге.
Неделей ранее Радован Караджич допросил первых свидетелей обвинения. Личности двоих были скрыты, они выступали под условными номерами, голоса был изменены. Караджич заявил 22 апреля, что свидетель обвинения KJ-064 выдумал тот факт, что в июле 1995 года пережил расстрел сотен мусульман из Сребреницы, якобы совершенный в селе Ораховац под Зворником бойцами АРС. «Утверждаю, что вы не были на расстреле, вас не расстреливали, вы не были спасены и все придумали. Что вы на это скажете?»,- заявил Караджич свидетелю. Он отметил, что свидетель «не жертва, а солдат».
KJ-064 подтвердил, что «Сребреница не защищалась» и «была передана в руки сербов», а также объявил, что Караджич «по радио грозил местью» жителям Сребреницы и провел этническую чистку над населением анклава. «Это ваша прокуратура еще должна будет доказать», - ответил Караджич, назвав свидетеля, уже пять раз дававшего показания перед Трибуналом «любимым свидетелем» прокурора.
21 апреля Караджич допрашивал «свидетеля» КЗ064. Данное лицо уже выступало на пяти процессах против сербов, в том числе и против Слободана Милошевича. Он также рассказал историю о том, «как ему удалось выжить во время массового расстрела» и «подробности» о «многочасовых расстрелах».
На вопрос Караджича, почему свидетель скрывает свое имя и лицо, хотя является «успешным и популярным свидетелем обвинения», он ответил, что боится, что его убьют «единомышленники Караджича». На вопрос последнего, знает ли он какого-либо свидетеля, которого убили его сторонники, он ответил «не знаю, но все равно боюсь за себя». Здесь, естественно, речь идет о лжесвидетеле. Трибунал не принимал мер защиты свидетелей по делу главарей албанской террористической организации Освободительная армия Косова. Как известно, большинство из них было убито и пропало без вести. Другие же просто отказались от дачи показаний. В случае с подсудимыми сербами никто и никогда свидетелям не грозил.
На просьбу Караджича показать на карте его село и окрестности «свидетель» отказался это сделать, заявив: «Ты нас хотел изгнать и создать этнически чистую Боснию». После этого экс-президент РС попросил судей объяснить «свидетелю» его обязанности. Тогда тот ответил: «Я карту не знаю, я знаю территорию, меня карта не интересует, не буду гадать».
Процесс продолжится 5 мая выступлением четвертого свидетеля обвинения.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»