«У нас есть еще один «духовно нейтральный» праздник - Новый год. Эта тема уже обсуждалась на «Русской линии» в канун наступившего года. Мы получили громогласный протодиаконский отклик, а лучше сказать - окрик с высоты олимпа столичного богословия. Глубокое возмущение отца Андрея Кураева вызвала моя статья «Это Новый год без Христа». Мысль о том, что нет Христа за новогодним столом с 31 декабря на 1 января по новому стилю, по той причине, что Христос еще не родился, показалась профессору горделивой, вопиюще невежественной и чуть ли не еретической. Последовал диагноз - автор статьи - безграмотный «младостарец»», - говорится в опубликованной на "Русской линии" статье клирика храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерея Алексия Успенского "Великопостное искушение".
Напомним, что 29 декабря 2009 года на сайте РЛ была опубликована статья иерея Алексия Успенского «Это Новый год без Христа», посвященная осмыслению светского Нового года. В этом статье отец Андрей пишет, что «не может прийти Новый год без Христа, а именно таким Новым годом без Христа является то, что празднуется у нас с 31 декабря на 1 января нового стиля. Когда смотришь на всю эту предпраздничную нездоровую суету во время, когда идет пост, когда готовишь душу свою ко встрече совсем не Нового года, а ко встрече Того, Кто дает жизнь вечную, тогда ясно понимаешь, что этот светский зимний праздник со Христом никак не связан. Христос не нужен, Его нет за тем столом, где едят «оливье» и глотают шампанское под звон курантов, по той простой причине, что Христос еще не родился. Можно спорить о дате рождения Спасителя, о календарном стиле и т.д., но нельзя телегу запрягать впереди лошади. Нельзя праздновать два Новых года, нельзя так относиться к своему Богу и Спасителю».
Взвешенная позиция отца Алексия вызвала возмущение у известного миссионера протодиакона Андрея Кураева, который в своем блоге в «Живом журнале» выступил с критикой священника. «Наверно, - предположил миссионер, говоря об отце Алексии, - у этого батюшки Христос является сотрапезником за каждой его трапезой... Или, напротив, он не верит в то, что Христос уже родился независимо от того, кто что и по какому поводу ест спустя 2000 лет после Его Рождества. Сей молодой батюшка может и не знать, конечно, что в семинариях более ранних (и столь нежно любимы авторами русской линии) времен официально студентам разливали шампанское и собирали их в столовой в новогоднюю ночь. Кстати, некоторые упирались, но администрация требовала участия в этом мероприятии».
«Но то, что новогодние молебны везде служатся именно но новому стилю - он знает. И тем не менее он своему митрополиту и нашему Патриарху указывает, что они не вовремя и без совета с ним молебны устраивают... Так что рашалайн грешит еще и тем, что раздувает гордыню у таких недообразованцев, выдвигая их в медиафигуры. Мой протест не имеет никакого отношения к полемике о календарных стилях. Но не надо за Христа решать - чью трапезу Он благословит а чью - нет. И уж тем более негоже бросаться словами "Христос еще не родился"», - считает протодиакон Андрей Кураев.
По мнению иерея Алексия Успенского, «фраза «Христос еще не родился» была понята отцом протодиаконом нарочито буквально. Как будто язык метафоры ему не знаком. Не затрагивая существа вопроса, отец Андрей вырвал цитату из контекста, подменил предмет обсуждаемой темы, сместил смысловые акценты и принялся гвоздить автора своей профессорской дубиной направо и налево, норовя иной раз заехать ниже пояса».
«А ведь предмет простейший. Факт рождения Спасителя по плоти определил точку отсчета для исчисления лет новой эры. Всякий новый год, в нашем случае, 2010-й, для православных людей, живущих по действующему церковному календарю, может наступать никак не раньше Рождества Христова. Светский это новый год или церковный - не важно. Точкой отсчета для нас всегда был и всегда будет родившийся в мир Богомладенец. Не нужно быть профессором, чтобы понимать это. И отец Андрей, безусловно, это понимает», - выразил надежду отец Алексий.
«Пойдем дальше, - продолжил он. - Вспомним о том, что мы говорили в отношении «нейтральности» некоторых государственных праздников. Новый год в этом смысле нисколько не лучше 8 марта. Достаточно вспомнить декрет Совнаркома о введении в гражданский обиход нового календаря. Уже одно то, что реформу проводили большевики, должно настораживать. Они знали, чего хотели, и добивались конкретных результатов. Результат - возникшая разница церковного и гражданского календарей - породила желаемую путаницу, и Христос как начало и причина летоисчисления новой эры был выведен, так сказать, за скобки. Цели и задачи у большевиков были богоборческие. Ни для кого не секрет, что они гнали Христа везде, где только могли. Они добились того, что и по сию пору далеко не каждый взрослый и грамотный человек может ответить на вопрос - а почему у нас сейчас 2010-й, а не 5500 такой-то сякой-то год? Точка отсчета выпала из сознания - Христос не нужен. Таким образом, светский новый год в нашей стране получается без осознания факта рождения Богомладенца как точки отсчета. А, по духовным законам, свято место пусто не бывает. И опять на конце цепочки рассуждений мы встречаемся с теми, кто хочет изгнать Спасителя из этого мира для того, конечно, чтобы занять Его место. Вот такая получается «нейтральная духовность»».
«Этого ли не приемлет отец Андрей? - задается вопросом отец Алексий. - Странно было бы предположить такое. Хотя... после его заявлений о природе Благодатного Огня и других, более чем пикантных его высказываний, все, к сожалению, можно предположить. Касаясь вопроса о календарном стиле, мы ясно осознаем: невозможно человеческому уму создать календарь, который отвечал бы всем необходимым требованиям».
«Ум этот бедный наш человеческий метется во мраке, бросаясь от одной неправильности к другой. И в этой темноте Милосердный Господь не хочет оставить нас беспомощными слепцами. Маяком спасения служит нам Небесный Огонь Святого Гроба. Светит он абсолютно всем. Каждый может последовать ему и не блуждать во тьме неведения. Но, как это водится, многим угоднее оставаться во марке, а иные в безумии своем тщатся даже и погасить сей Благодатный светоч. Печально. Лучше не учиться вовсе и не знать ничего, чем, будучи во всеоружии высокого ума, посягать на великую святыню и в силу своего высокого положения служить соблазном для многих. От души надеюсь, что отец Андрей способен еще вернуться оттуда, куда он ушел», - заключил иерей Алексий Успенский.