itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Достойны ли мы иметь Царя?

Размышления к 104-й годовщине убиения Царственных Мучеников

Царская Россия  Екатеринбургские останки  Николай II 
3 Сергей иванович  александрович  наталья чистякова 
3954
Время на чтение 8 минут
Фото: pravoslavnaya-biblioteka.ru

Из более чем двадцатилетнего забвения возникла вдруг эта видеохроника. Очевидно для того, чтобы напомнить нам обстоятельства прославления последнего русского Императора и его семьи. Оказалось, что многие не только забыли эти обстоятельства, но и вообще о них ничего не знали. А они, надо сказать сами по себе таковы, что заслуживают не просто внимания, а тщательного исследования и осмысления. «А что тут осмысливать? – могут сказать некоторые. – Царь прославлен в лике святых. Что вам ещё надо? Неужели мы чего-то ещё не допоняли в отношении не такой уж давней истории собственного отечества?» Таким людям с великим сожалением приходится давать следующий ответ: народ, который все допонял, признал ошибки, прегрешения, старается исправить кривизну своего исторического пути, такой народ не будет вновь повторять кровавые уроки прошлого, вымирать, допускать расколы церковные, возобновлять братоубийство, разделения на пространствах своей большой Родины.

Каким же образом судьба народа может быть связана с отношением его к последнему царю? Да, собственно говоря, таким же, каким связана она с отношением к своей Вере и Отечеству. Данный тезис выглядит сегодня весьма спорно. Скажут, цари бывают разные. И это верно. Допустим, некто царствующий является изменником родины, да плюс к тому ещё и еретиком. Такое бывало в истории. Вспомнить хотя бы самозванца Григория Отрепьева. Народная память хранит к нему соответствующее отношение. Но возможно ли в этой связи говорить о предательстве Николаем Вторым своей Веры и Отечества? Очень многие его современники желали видеть в нем именно такого представителя власти. Но когда подобные обвинения, в ходе следствия чрезвычайной комиссии Временного Правительства были опровергнуты, это не помешало врагам Престола держать Государя под арестом, а саму идею монархии под запретом. Дальнейшее крушение русского государства и неисчислимые потери с этим связанные, требовали ответа на извечный вопрос: кто виноват? И конечно, без суда арестованный и, в конце концов, убиенный Государь, удобнейшим для всех образом, был назначен виновником всей катастрофы. И сегодня есть немало тех, кто готов разделить данную точку зрения.

Вообще, надо признать, нет в современной России единого мнения на этот счёт не только в обществе светском но и церковном. Ну, как быть в последнем случае? То есть – с понятием сего предмета внутри Церкви? Не может же канонизированный святой быть той фигурой, которая явилась причиной краха Государства Российского? И здесь мы сталкиваемся с целым спектром различных позиций, мнений, разночтений, которые множат и множат вопросы, как к личности убиенного монарха, так и вообще к роли самодержавия.

Вот этому нашему церковному сообществу, ввиду всего вышеизложенного, в год восьмидесятилетия убиения Царской Семьи и в день 81-ой годовщины Октябрьского Переворота (7 ноября н. ст.) и приходит ответ в виде мироточивого образа Государя, о котором идёт здесь речь. Дошедшая до нас кинохроника у нормального верующего человека не оставляет никаких сомнений в безусловной святости последнего Царя. И совершенно не случайно данное священное изображение являет нам не отрекшегося гражданина Романова, а Благочестивейшаго и Самодержавнейшаго Хозяина земли Русской во всей силе и славе своего императорского достоинства.

Да, цари бывают разные, но многие ли из них прославлены Богом, так, как прославлен наш Государь? Если Сам Бог рассудил так, то почему люди судят иначе? Я не говорю про людей вообще, они всегда думают что хотят, речь как раз о тех, кто мнит себя членами православной Церкви Христовой. Почему молчат о царской святыне? Почему избегают её изображений в церквах? Почему почти совсем не молятся Царственным Мученикам? Почему молитве, свидетельствам о чудесах, широкому общецерковному почитанию предпочитают череду научных экспертиз, следственных действий и упорное желание объявить святыми мощами неизвестные человеческие останки?

А есть ещё в нашем сообществе предпочтения и другого рода.

Значение и смысл благодатных явлений царских в некоторых умах затмевается сегодня напряжённым ожиданием грядущего царя земного. Того, который согласно некоторым предсказаниям, воцарится в России под конец времён. Не желая здесь наступать на горло чьей-то песне и не дерзая опровергать подобные чаяния, позволю себе предположить, что ложка бывает дорога не сама по себе, а, в частности, к обеду, и такой подарок Неба, как православный Государь, может быть дан народу лишь в том случае, если последний достоин будет принять такую честь. В противном случае приходит на ум судьба несчастного народа еврейского, который «не узнал времени посещения своего». И после цветов и пальмовых ветвей, полагавшихся под ноги Спасителя, определил Ему участь преступника, достойного вместо царских почестей позорной смерти.

Кстати, незабвенный Фёдор Михайлович, в своём произведении «Идиот», исследовал этот вопрос в отношении русского общества 19 столетия. А что, если бы Христос посетил сей мiр именно в то время и в том месте, которое называется Санкт-Петербургом второй половины 19 века? И совершенно справедливо наш классик констатирует, что мiр поступил с его героем, ровно так же, как древле, со всей своей звериной свирепостью, этот мiр расправился со Христом. Мало кто так препарировал черепные коробки и сердца современников, извлекая на свет Божий их содержимое, как делал это Достоевский. Его диагноз не пригодился, и законный русский Царь сначала был объявлен «идиотом», а потом убит в атмосфере настоящего беззакония и подлинного идиотизма.

Вот что бывает, когда народ не готов, а лучше сказать – не достоин, иметь Благоверного Царя. А если допустить мысль, что, возвращение русского монарха уже произошло? Только в духовном качестве. И как отозвались на это русские люди?

Фильм Ларисы Тябус очень помогает найти ответ на этот вопрос и понять, что мы «не узнали времени посещения своего». Не осознали масштаб и значение этого события двадцатилетней давности.

Вот уже занесена нога и готова вновь опуститься на кровавые грабли революционной морали, вот продолжают кровоточить и воспаляться искусственные границы прежде единого пространства, Державному Хозяину которого, было отказано в признании.

Да, сказали ему, тебя можно называть святым, но только не за принесенную тобой жертву, не за подвиг служения, а за смиренное принятие, даже не мученической, а страстотерпческой кончины. Иными словами: отрёкшийся гражданин полковник по-христиански встретил насильственную смерть. Ну, а как царь-мученик он нам не интересен. Однако именно как Царь-мученик Государь был прославлен Русской Православной Церковью за границей в 1981 году. И режим, который заявлял себя наследником цареубийства, рухнул через 7 лет после этой канонизации. А в году 1998-м, в день восьмидесятилетия установления в России безбожной власти цареубийц, Царь-мученик явился в образе святого Благоверного Императора всероссийского, свидетельствуя о своём более чем Высочайшем Присутствии обильным мироточением и прочими благодатными признаками той славы, которую он снискал на Небесах. Именно в таком качестве обошёл Государь свои владения и продолжал это делать на протяжении 20-ти лет.

И что ныне стало с этим образом, где он теперь? Многие не знают, а то и не хотят знать. По недомыслию, предубеждению, неведению, или по каким-либо другим причинам. Отношение к царю сегодня такое, что невольно задаёшься вопросом: а стоит ли метать царский бисер, если происходит такое?!

Тот, кто видит икону сегодня, не может не заметить что, она изменилась. И краски уже не те, и мироточения почти не бывает и благоухание еле заметное, а главное – той благодатной силы, исходящей от иконы в прежние годы, уже никто не ощущает. Некоторых это удивляет, а что спрашивается здесь удивительного? Хочется сказать по-евангельски: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не плакали….».

И ещё: «Сколько раз хотел Я вас собрать, как птица собирает птенцов под крылья, но вы не захотели…». Стоит ли продолжать цитату?

Но, может быть, не все так плохо? Царская Семья все-таки прославлена, страна наша после глобального мирового противостояния пытается обрести независимость, и неизбежная брань за остатки правды Божьей на Земле многих еще поставит в ряды её защитников.

Не лишне будет здесь вспомнить какою силой был повержен на Куликовом поле «непобедимый безсмертный» батыр Челубей, чтобы понять как победить врага сегодня.

Да... «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего».

В том-то и дело, что церковный народ, по большей части, не случайно пребывает в неведении, а то и в заблуждении относительно миссии последнего православного Императора и значении для судеб мира его жертвенного подвига.

«Народ пожалел, собой расплатился», – говорила блаженная Матрона Московская.

Если же мы с вами, вместе со словом Божьим и Преданием церковным, утвердимся во мнении, что сила удерживающая пришествие в мiр власть антихриста – есть богоданная власть царская, то не сможем избежать ясного понимания тех целей и задач, которые стоят сегодня перед силами зла.

Сказано, что не воцарится «человек – сын погибели до той поры, пока не будет взят от среды удерживающий теперь».

Взят от среды... Говоря о последнем христианском Императоре, мы понимаем, что физическое его изъятие успешно осуществлёно в июле 1918 года. Но почитание его в народе, как святого мученика и законного Царя, ломает все планы слуг антихристовых. Потому что полного изъятия от среды Удерживающего не получилось. Власть Помазанника Божия, причисленного к сонму святых мучеников, ещё простирается над областью земной. И чем более признается народом, тем более мешает воцариться беззаконнику.

И что его сторонникам остаётся делать? Какой вывод напрашивается?

Безусловно, пресечь всякое движение в сторону законной богоданной власти свыше. Истребить, извратить, оболгать, затушевать, замолчать, наконец, всё то истинное, что нам известно об этом предмете. И не только это.

Необходимо совершить нечто настолько кощунственное, чтобы получилось духовно оторвать народ от Помазанника Божия. И тем самым от Бога. Необходимо ввергнуть народ в такую бездну мерзости, чтобы и Само Небо отвернулось от тех, кто по доброй воли упадёт в объятия врага рода человеческого.

Именно с этой целью затеяна кощунственная возня с «царскими останками». Никогда в истории Церкви подлинность мощей не определялась посредством плотского человеческого ума. Небо обладает достаточным арсеналом средств для прославления Своих угодников в тех случаях, когда это необходимо. Церковь всегда только смиренно фиксировала факты благодатных явлений и совершала это благоговейно, без суеты, не допуская какого-либо внешнего на себя давления.

А Бог, между тем, давно уже показал кем был и кем остаётся для православного мiра наш Государь. Об этом фильм, добрый памяти, Ларисы Тябус. Помяните ю, братия и сестры, егда молитеся.

P.S.: Исключительные по своему содержанию кадры д/ф «Русская Пасха» (автор – Лариса Тябус) переносят зрителя на 20 лет назад – в период духовного подъема конца 1990-х. Видеолетопись д/ф «Русская Пасха» дарит возможность зрителю вновь почувствовать и пережить то благодатное состояние, которое было связанно с явлением Мироточивой иконы св. Царя Мученика Николая в России. По свидетельству многих участников тех событий, ими было засвидетельствовано необъяснимое ощущение – живого присутствия последнего русского Императора. При этом эксклюзивные документальные видео, собранные р.Б. Ларисой в единую летопись, были закрыты к доступу до 2018 года – и таким образом, только 20 лет спустя, в 2019 году фильм «Русская Пасха» вышел в свет. Ссылка на фильм.

Протоиерей Алексий Успенский, публицист, Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5.

Святой Царь Николай, является образцом, как всем нам надо исполнять Волю Божию. С НАМИ БОГ!
Валерий / 25.07.2022 06:56

4. И на обломках самовластья напишут чьи-то имена

Народ у нас пытливый старается докопаться (дознаться) до Истины. Только Он знает в полноте, как власть, а вместе с ней народ грешили, попирая законы Божии. Конечно, только после полного осознания и покаяния мы можем рассчитывать на милость, дарующую нам прозрение на слугу Божьего и надежду на почитание и любовь к нему. Хороший вопрос автор ставит, что узнаем ли мы Господа? Мы своего президента не защищаем, когда его костерят как попало в нашем присутствии. А что говорить? Разве мы достойны после этого лучшего?
Серёга Чудиса / 24.07.2022 16:25

3. Не по достоинству, но по милости

Русским не нужен просто царь. Русским нужен православный царь. Чтобы Господь его даровал -нужна молитва. Цари были, есть и будут. Так что это не какая то запредельная мечта, не имеющая под собой основания. Проблема ещё в том, что у нас нет больше православного государства. Если Господь даст русским царя -никто ему не даст места в российском правительстве. Необходимо, чтобы православие, а не безбожный гуманизм стало государственной идеологией.
Vladislav / 18.07.2022 11:25

2. Не читал - но не согласен!

Не смог прочесть полностью. Уж простите. Странно для публициста и тем паче для протоирея не чувствовать оттенки слов: "Иметь Царя" - само это уже звучит отвратительно. И богословски неверно - Царь это не данность по "достоинству народа" - это ИЗБРАННЫЙ БОЖИЙ, которого ДОЛЖЕН ПОСТАВИТЬ НАРОД (Втор. 17:14-15) и, которого затем, в удостоверение первых двух условий помазывает Церковь. Кстати говоря, последним законным царем должен был стать Петр 2, но Господь не попустил. А "помазание" на Царство разных победителей дворцовых переворотов - это преступление назначаемого священноначалия и апостасия. Как кощунство и апостасия само назначение священства и епископата. Вот и сошлись несколько преступлений воедино: назначенный "не на ту кафедру" обиженный епископ с такой же братией вступили в сговор с обиженной разогнанной Царем думой (преступно конституционной частью "самодержавия" - кавычки, потому, что конституционная монархия это, что угодно, только не Самодержавие!), свергли незаконную династию и убили страну.
Простые вещи, часто очень сложны к пониманию и еще более сложны к принятию.
Может потому ответа на свой поставленный вопрос, в итоге, автор так и не дал.

1.

Низкий вам поклон, батюшка! С каждым словом согласна!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Алексий Успенский
Убит «Хозяин Земли Русской»
Размышления в день памяти Царя-Мученика Николая
17.07.2020
Идея об объединении единомысленных сил четверть века витала в воздухе
Приветствие организаторам и участникам Монархического совещания, открывающегося 21 июля в Санкт-Петербурге
20.07.2018
Все статьи Протоиерей Алексий Успенский
Царская Россия
Царская Голгофа
Поет Детско-юношеский хор прп.Иоанна Дамаскина
18.07.2022
Посвящен 100-летию Приамурского Собора
Новый, 9-й номер, журнала «Берег России»
14.07.2022
Русское образование и Император Николай II
К 104-й годовщине мученической кончины
05.07.2022
Все статьи темы
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Николай II
Акт исторической справедливости
Состоялось торжественное открытие восстановленного бюста Императора Николая II в Ливадийском дворце
29.09.2022
Сокрушить зубы нечестивых
Проповедь Патриарха, Указ Президента… К пониманию нынешней ситуации
24.09.2022
Русское образование и Император Николай II
22. К 104-й годовщине мученической кончины
22.09.2022
Русское образование и Император Николай II
21. К 104-й годовщине мученической кончины
18.09.2022
Русское образование и Император Николай II
20. К 104-й годовщине мученической кончины
15.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.09.2022 20:57
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от C. Гальперин
28.09.2022 19:23
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Адриан Послушник
28.09.2022 19:02
Осень тревоги нашей
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 18:18
Запасаясь терпением, не теряем надежду
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 17:35
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Георгий Н.
28.09.2022 17:25
Кем же хочет стать Россия?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.09.2022 17:06