"В сложившейся ситуации играют роль несколько факторов, и, в первую очередь, – популярность нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Постоянное присутствие и активность в медийном поле Патриарха Кирилла, а также некоторый светский формат, в который временами облекается церковная проповедь Святейшего, несомненно, способствует увеличению количества людей, симпатизирующих Православию», - отметил в интервью «Русской линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук
диакон Владимир Василик, комментируя данные социологического опроса Фонда общественного мнения, согласно которым количество «православных» в стране увеличилось, но процент «воцерковленных» не изменился.
Опрошенным, идентифицирующим себя как православных, было предложено оценить себя по следующим опциям: «невоцерковленные православные» (их оказалось 37 %), «по возможности воцерковленные» (31 %) и «воцерковленные» – регулярно посещающие храм и причащающиеся Святых Христовых Таин (4 %). В целом православными себя считают 72 % опрошенных, что на 12 % выше данных предыдущих двух лет, однако количество воцерковленных осталось неизменным. Такие результаты привела 18 марта на пресс-конференции в РИА «Новости» «Церковь и молодежь – проблемное поле» координатор социологической службы Отдела по делам молодежи Московского Патриархата Алина Багрина, сообщает «Благовест-Инфо». По словам А.Багриной, «демографическая картина» этих четырех процентов, т.е. «воцерковленных», такова, что на нее нельзя не обратить внимания: в этой группе «постоянно видим людей преимущественно пожилых, и в основном это – женщины».
В то же время, с утверждением, что «Православие необходимо России» – «согласны» и «скорее согласны» 84 % опрошенных, и среди них были представители разных религий. Опрос также показал, что 65 % «поддерживают Русскую Православную Церковь, но критикуют», в то время как «только критикуют» - 4 %. В целом поддержка Русской Православной Церкви оказалась высокой, подытожила Алина Багрина.
«Воцерковление, говоря словами поэта Мандельштама, - "совестный деготь труда". На это нужно время, на это нужны усилия. А между тем в вопросах религиозной практики современные люди зачастую бывают достаточно поверхностны и легкомысленны, - заметил диакон Владимир Василик. – Иногда люди думают, что овладение некоторыми внешними атрибутами церковности и декларации о своей «православности» уже делают их церковными людьми, что далеко не соответствует действительности».
По словам о. Владимира, «параллельно с этими восторгами среди серьезных, глубоких и патриотически ориентированных людей наблюдается известная настороженность по отношению к официальной Церкви». «Не последнюю очередь в этой настороженности повинны безответственные высказывания антипатриотического и даже профашистского характера некоторых
маргинальных клириков и не менее безответственные заигрывания некоторых публицистов с различными субкультурами, что приводит к растворению христианского благовестия и православной истины в море секуляризма», - указал диакон.
«Между тем, люди, которые стремятся к серьезной духовной жизни, не этого ищут, а ищут как раз инакового и иного в Церкви по отношению к окружающему наc миру, - продолжил отец Владимир. - Но
секулярный триумфализм, который, к сожалению, водворяется в статьях и высказываниях некоторых медийно раскрученных околоцерковных деятелей и публицистов, способен скорее отпугивать людей от Церкви и отвращать от серьезного воцерковления, нежели привлекать».
Диакон указал на три серьезных момента, играющих роль в отвращении от Церкви многих людей: двойственность, агрессивность и нечистота смыслов, транслируемых либерально настроенными псевдомиссионерами в РПЦ. «Двоение смыслов означает подчас намеренное и неправедное толкование одного и того же высказывания, в котором присутствуют взаимоисключающие смыслы. Агрессивность сказывается в крайней нетерпимости к малейшему инакомыслию тех, кто расходится с носителями церковного либерализма во взглядах на Церковь. Следует особо указать на известную нечистоту смыслов и нечистоту языка, у данных деятелей проявляющуюся; обилие жаргонизмов, всяческих секулярных терминов, обилие хулиганских высказываний и формулировок отвращает людей от них, и, поскольку они укрываются под сводами Церкви, данное отвращение косвенно переходит и по отношению к Церкви как таковой», - сказал о. Владимир.
«Именно так можно объяснить противоречие в цифрах, свидетельствующих об увеличении «православных» и неувеличении «церковных» людей. Хочется, однако, надеяться, что это явление временное, и что церковная полнота, ведомая священноначалием, преодолеет все эти соблазны и искушения и поспособствует действительному и подлинному воцерковлению нашего общества», - заключил диакон Владимир Василик.
Русская линия