itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Валерий Расторгуев: Это подготовительный этап к более масштабным политическим реформам

Политолог прокомментировал заседание Госсовета, посвященное политической системе России

0
262
Время на чтение 5 минут

Валерий РасторгуевСам факт, что Президент детально и открыто обсуждает структуру и механизмы действия политической власти, может рассматриваться как подготовительный этап к более масштабным политическим реформам, которые были заявлены в Послании Президента Федеральному Собранию. Эти реформы были названы политической модернизацией страны. Действительно, ситуация такова, что без политической модернизации все остальные способы консолидации общества не будут успешны. А без консолидированного общества модернизация невозможна по определению.

На заседании Госсовета были названы многие, но далеко не все проблемы становления российской политической системы. Вне поля зрения Президента и Госсовета вновь остались зияющие пустоты, о которых не следует забывать. Первая из них связана с тем, что в современной России не представлены интересы основных этнических групп. Как отсутствовала, так до сих пор отсутствует сколько-нибудь внятная национальная политика. Если в Верховном Совете России функции представительства народов выполняла Палата национальностей, а в последующем Совет Федерации, члены которого вначале избирались, то эти функции существенно ослабли по мере превращения Совета Федерации в структуру, где должности замещаются по решению узкого круга лиц без широких выборов. Таким образом, парламент перестал быть зеркалом интересов многонационального российского общества – от малочисленных народностей до великороссов включительно. Это создает искусственные напряжения и дополнительные риски в обществе, которые все труднее снимать, сводя политику к поиску более эффективных методов управления регионами, выстраивая все новые и новые подструктуры властной вертикали, как, в частности, это было сделано при назначении Александра Хлопонина полпредом Президента в Северо-Кавказском федеральном округе.

Но властная вертикаль – не панацея. Каждый народ России должен иметь возможность быть услышанным и, более того, вступить в диалог с представителями всех других этнических групп на территории России. Такой структуры в настоящее время нет и, по всей видимости, ее создание не предвидится. И то, что эта тема не обсуждается как одна из основных, настораживает, так же, как нежелание искать хотя бы паллиативные решения, среди которых до сих пор стоит вопрос о воссоздании работоспособного министерства национальностей, которое могло бы взять на себя часть «забытых» функций.

Если перечислять все политические ниши, о которых также «забыли» вспомнить на Госсовете, то их окажется слишком много. Важнейшая среди них, если не считать отсутствие приемлемой национальной политики, – нежелание дать объективную оценку сложившейся политической системе и точно определить, какую же политическую систему предлагают для России в будущем. Если называть вещи своими именами, используя современную политическую теорию, то существующая модель слишком напоминает олигархическую конституционно-плюралистическую демократию, чтобы этого не заметить. Как писал выдающийся американский политолог Раймон Арон, многие так называемые демократические режимы при ближайшем рассмотрении представляют собой олигархии особого рода — плутократические олигархии. Именно так называют политические системы, где владельцы средств производства прямо или косвенно влияют на тех, кто вершит государственными делами. Хотим ли мы, чтобы в России сохранялась такая система или наша цель – полноценное демократическое общество и социальное государство, как записано в Конституции? Если мы строим социальное государство, то его главное отличие – жесткий контроль со стороны государства за степенью социального расслоения. А главный инструмент строительства – прогрессивный налог и налог на роскошь. Не только бедные слои общества, но и богатые должны платить за модернизацию страны.

Пока власть обходит острые углы и «неудобные темы», уповает на совершенствование уже существующих механизмов без их сколько-нибудь кардинального обновления. Что же касается заявления Президента о том, что «главным критерием оценки работы регионального руководителя остается и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона», то с этим утверждением трудно не согласиться. Но стоит отметить, что принципиальный отказ от участия населения в выборах губернаторов – это не заслуга, а всего лишь вынужденная мера, связанная с тем, что центр, основная вертикаль власти, чувствует себя не вполне комфортно и уверенно, что и не удивительно в условиях криминализированного общества. Настораживает не то, что выборы губернаторов ушли в прошлое, а другое: власть и в данном случае вновь ищет простых решений. Она пытается решить проблему не путем удушения криминалитета и устранения причин, порождающих коррупцию, а путем смягчения рисков, перейдя на механизм прямого назначения руководителей регионов с маленькими поправками на то, что предоставляются большие полномочия партиям. На самом деле это почти ничего не меняет, потому что у нас сложилась, по сути, однопартийная система. А тот факт, что при назначении губернаторов обсуждается несколько кандидатур, тоже мало что меняет, поскольку в данном случае, как все понимают, сохраняется фигура приличия и не более того. Как видим, власть идет по пути обеспечения безопасности властной вертикали, изыскивая самые элементарные, простые и даже примитивные способы, гарантирующие стабильность. Это удручает, поскольку на самом деле слишком простые методы, обеспечивающие стабильность в краткосрочной перспективе, в действительности не укрепляют, а ослабляют власть.

В результате такого рода трансформаций, которые проводятся уже достаточно давно (их можно было бы назвать зачисткой политического пространства) на политическом горизонте, особенно на верхних этажах власти все меньше появляется сколь-нибудь интересных фигур, которые пользовались бы доверием в обществе. Все меньше остается тех людей, которые обладали бы необходимой харизмой, политической волей, самостоятельностью для того чтобы претендовать на полноценное участие в реальной политике. По сути, место генераторов власти все чаще занимают исполнители. И когда речь идет о России с ее колоссальными пространствами и регионами, некоторые из которых крупнее самых крупных европейских государств, то, разумеется, это блокирует инициативы снизу и ведет к глухой беспросветной бюрократизации. Это обстоятельство снижает шансы на модернизацию страны, потому что инновации и бюрократия – почти несовместимые начала, а попытки их сблизить, совместить, соединить, сделав ставку только на властную вертикаль, приведут к еще большим рискам.

Обобщая сказанное, можно сделать один вывод: установка на устранение или минимизацию рисков как на панацею в политике свидетельствует о слабых механизмах политического планирования и прогнозирования. В условиях стратегической нестабильности и необходимости преодолевать тяжелые кризисы, надо переходить от модели устранения рисков к модели управления политическими рисками. В сфере политики это означает, что надо больше доверять собственному народу. Для этого следует как можно скорее перейти от однопартийной системы к реальной многопартийности, а это не получится сразу, но какие-то заметные шаги должны быть сделаны уже в обозримой перспективе. Не случайно, на Госсовете так и не получилось закрыть тему о последних скандальных региональных выборах, после которых даже Президент был вынужден отметить в Послании, что они не отличались особой чистотой и прозрачностью. Суды судами, а осадок остался. Поэтому, позитивно относясь к попыткам осмыслить происходящее и полностью поддерживая стремление модернизировать политическую систему, хотел бы сказать, что принципы модернизации политической системы, на мой взгляд, должны быть более современными. Политическая архаика уходит в прошлое.

Валерий Расторгуев, политолог, доктор философских наук, профессор МГУ, специально для "Русской линии"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Расторгуев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30