Валерий Расторгуев: Это подготовительный этап к более масштабным политическим реформам

Политолог прокомментировал заседание Госсовета, посвященное политической системе России

Валерий РасторгуевСам факт, что Президент детально и открыто обсуждает структуру и механизмы действия политической власти, может рассматриваться как подготовительный этап к более масштабным политическим реформам, которые были заявлены в Послании Президента Федеральному Собранию. Эти реформы были названы политической модернизацией страны. Действительно, ситуация такова, что без политической модернизации все остальные способы консолидации общества не будут успешны. А без консолидированного общества модернизация невозможна по определению.

На заседании Госсовета были названы многие, но далеко не все проблемы становления российской политической системы. Вне поля зрения Президента и Госсовета вновь остались зияющие пустоты, о которых не следует забывать. Первая из них связана с тем, что в современной России не представлены интересы основных этнических групп. Как отсутствовала, так до сих пор отсутствует сколько-нибудь внятная национальная политика. Если в Верховном Совете России функции представительства народов выполняла Палата национальностей, а в последующем Совет Федерации, члены которого вначале избирались, то эти функции существенно ослабли по мере превращения Совета Федерации в структуру, где должности замещаются по решению узкого круга лиц без широких выборов. Таким образом, парламент перестал быть зеркалом интересов многонационального российского общества – от малочисленных народностей до великороссов включительно. Это создает искусственные напряжения и дополнительные риски в обществе, которые все труднее снимать, сводя политику к поиску более эффективных методов управления регионами, выстраивая все новые и новые подструктуры властной вертикали, как, в частности, это было сделано при назначении Александра Хлопонина полпредом Президента в Северо-Кавказском федеральном округе.

Но властная вертикаль – не панацея. Каждый народ России должен иметь возможность быть услышанным и, более того, вступить в диалог с представителями всех других этнических групп на территории России. Такой структуры в настоящее время нет и, по всей видимости, ее создание не предвидится. И то, что эта тема не обсуждается как одна из основных, настораживает, так же, как нежелание искать хотя бы паллиативные решения, среди которых до сих пор стоит вопрос о воссоздании работоспособного министерства национальностей, которое могло бы взять на себя часть «забытых» функций.

Если перечислять все политические ниши, о которых также «забыли» вспомнить на Госсовете, то их окажется слишком много. Важнейшая среди них, если не считать отсутствие приемлемой национальной политики, – нежелание дать объективную оценку сложившейся политической системе и точно определить, какую же политическую систему предлагают для России в будущем. Если называть вещи своими именами, используя современную политическую теорию, то существующая модель слишком напоминает олигархическую конституционно-плюралистическую демократию, чтобы этого не заметить. Как писал выдающийся американский политолог Раймон Арон, многие так называемые демократические режимы при ближайшем рассмотрении представляют собой олигархии особого рода — плутократические олигархии. Именно так называют политические системы, где владельцы средств производства прямо или косвенно влияют на тех, кто вершит государственными делами. Хотим ли мы, чтобы в России сохранялась такая система или наша цель – полноценное демократическое общество и социальное государство, как записано в Конституции? Если мы строим социальное государство, то его главное отличие – жесткий контроль со стороны государства за степенью социального расслоения. А главный инструмент строительства – прогрессивный налог и налог на роскошь. Не только бедные слои общества, но и богатые должны платить за модернизацию страны.

Пока власть обходит острые углы и «неудобные темы», уповает на совершенствование уже существующих механизмов без их сколько-нибудь кардинального обновления. Что же касается заявления Президента о том, что «главным критерием оценки работы регионального руководителя остается и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона», то с этим утверждением трудно не согласиться. Но стоит отметить, что принципиальный отказ от участия населения в выборах губернаторов – это не заслуга, а всего лишь вынужденная мера, связанная с тем, что центр, основная вертикаль власти, чувствует себя не вполне комфортно и уверенно, что и не удивительно в условиях криминализированного общества. Настораживает не то, что выборы губернаторов ушли в прошлое, а другое: власть и в данном случае вновь ищет простых решений. Она пытается решить проблему не путем удушения криминалитета и устранения причин, порождающих коррупцию, а путем смягчения рисков, перейдя на механизм прямого назначения руководителей регионов с маленькими поправками на то, что предоставляются большие полномочия партиям. На самом деле это почти ничего не меняет, потому что у нас сложилась, по сути, однопартийная система. А тот факт, что при назначении губернаторов обсуждается несколько кандидатур, тоже мало что меняет, поскольку в данном случае, как все понимают, сохраняется фигура приличия и не более того. Как видим, власть идет по пути обеспечения безопасности властной вертикали, изыскивая самые элементарные, простые и даже примитивные способы, гарантирующие стабильность. Это удручает, поскольку на самом деле слишком простые методы, обеспечивающие стабильность в краткосрочной перспективе, в действительности не укрепляют, а ослабляют власть.

В результате такого рода трансформаций, которые проводятся уже достаточно давно (их можно было бы назвать зачисткой политического пространства) на политическом горизонте, особенно на верхних этажах власти все меньше появляется сколь-нибудь интересных фигур, которые пользовались бы доверием в обществе. Все меньше остается тех людей, которые обладали бы необходимой харизмой, политической волей, самостоятельностью для того чтобы претендовать на полноценное участие в реальной политике. По сути, место генераторов власти все чаще занимают исполнители. И когда речь идет о России с ее колоссальными пространствами и регионами, некоторые из которых крупнее самых крупных европейских государств, то, разумеется, это блокирует инициативы снизу и ведет к глухой беспросветной бюрократизации. Это обстоятельство снижает шансы на модернизацию страны, потому что инновации и бюрократия – почти несовместимые начала, а попытки их сблизить, совместить, соединить, сделав ставку только на властную вертикаль, приведут к еще большим рискам.

Обобщая сказанное, можно сделать один вывод: установка на устранение или минимизацию рисков как на панацею в политике свидетельствует о слабых механизмах политического планирования и прогнозирования. В условиях стратегической нестабильности и необходимости преодолевать тяжелые кризисы, надо переходить от модели устранения рисков к модели управления политическими рисками. В сфере политики это означает, что надо больше доверять собственному народу. Для этого следует как можно скорее перейти от однопартийной системы к реальной многопартийности, а это не получится сразу, но какие-то заметные шаги должны быть сделаны уже в обозримой перспективе. Не случайно, на Госсовете так и не получилось закрыть тему о последних скандальных региональных выборах, после которых даже Президент был вынужден отметить в Послании, что они не отличались особой чистотой и прозрачностью. Суды судами, а осадок остался. Поэтому, позитивно относясь к попыткам осмыслить происходящее и полностью поддерживая стремление модернизировать политическую систему, хотел бы сказать, что принципы модернизации политической системы, на мой взгляд, должны быть более современными. Политическая архаика уходит в прошлое.

Валерий Расторгуев, политолог, доктор философских наук, профессор МГУ, специально для "Русской линии"

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Расторгуев:
Опять русы виноваты: даже коронавирус – и тот рус…
С 2020 года мир перейдёт в постэпоху
30.03.2020
«Яркий и очень амбициозный человек»
На 78-м году жизни умер российский писатель, поэт, политический деятель Эдуард Лимонов
18.03.2020
Лучше поздно, чем никогда
Размышления о судьбе конституционной реформы
04.03.2020
Где Бог и где Конституция?
Профессор Валерий Расторгуев о предложении Святейшего Патриарха Кирилла
06.02.2020
Человек своего времени
Именно с такими людьми, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), будет ассоциироваться сама эпоха
05.02.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
О катастрофах как признаках Божьего гнева на Россию
Новый комментарий от Егоров
04.04.2019
Избави нас Бог от моровой «цусимы»!
Новый комментарий от Апографъ
04.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Католикос-Патриарх Илия II: «Закрыть дверь храма невозможно»
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Андрей Карпов
04.04.2019
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Новый комментарий от ross-Kazan
04.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Олег В.
04.04.2019