Говоря о задачах Года учителя, академик РАО А.А.Корольков отметил, что «Год учителя - это привлечение внимания и к педагогической профессии, и к воспитанию, и к обучению детей и молодежи». «Но это вовсе не значит, что этим Годом ограничивается нечто, что потом может быть благополучно отправлено в архив. Учительское дело – это вечное дело, которое никак не может ограничиваться годом. Это процесс передачи от поколения к поколению знаний, это процесс совершенствования этих знаний, это культурное преемство. В данном случае, если говорить о судьбе педагогических вузов, то я неоднократно выступал в Общественной палате РФ, говоря о том, что ни в коем случае нельзя допустить уничтожение этого специфического для нашей страны образования. Не можем же мы отождествлять себя с европейскими небольшими странами. У нас огромная страна, каждый регион которой имеет свои особенности. Скажем, на моем родном Алтае в Бийском педагогическом университете имени В.М.Шукшина готовят учителей, которые работают именно в тех местах, в деревеньках, селах, в самом Бийске. Они там организуют жизнь, они хорошо ее знают, и сами педагогические вузы стали фактически центрами культуры этих мест, их исчезновение приведет к неизбежной деградации культуры Сибири, а еще Ломоносов прозорливо говорил: «Богатство России будет прирастать Сибирью». Не только ее материальными богатствами, но и интеллектуальными, творческими, Бийск, между прочим, имеет статус наукограда, то есть это не какой-то заштатный городок. Легко растранжирить такое богатство, но пора извлечь уроки из печального опыта скороспелого реформирования, историческим символом которого стала хрущевская кукуруза, - считает Александр Корольков.
«Я надеюсь - продолжил он, - что Год учителя поможет всколыхнуть нашу общественность на то, чтобы удержать то позитивное, что было создано в нашей системе образования и в дореволюционной, и в советской России. Мы не можем сегодня уже через 20 лет реформирования всех сфер нашей жизни не понимать, что советское время имело и большие достижения, в области науки в том числе. Вчера на педагогической ассамблее ректор МГУ Виктор Садовничий говорил о том, что побывав на космодроме Байконур, (недавно они запустили спутник «Татьяна» в честь покровительницы студентов, святой Татьяны), он подумал, выдвинет ли сегодняшняя наша система образования таких конструкторов, ученых, организаторов космических проектов, которых дало предыдущее поколение, которые сформировались все-таки в советское время. В те годы осуществлялась систематическая работа с молодежью и детьми. Нужно вдумчиво оценить достоинства этой работы».
«Меня тревожит то, что в ходе пленарного заседания Ассамблеи не прозвучало убедительных слов о том, что надо заниматься духовно-нравственным просвещением и воспитанием. Фактически ни одну серьезную проблему современности – ни коррупцию, ни наркоманию, ни возрождение традиций семьи, ни множество других, даже экономических – невозможно решить без того, каким станет человек. И если мы не будем думать о совершенствовании человека, об его нравственных качествах – совести, милосердии, доброте, сердечности, - то, наверное, провалятся и экономические реформы», - выразил опасение эксперт. «Правда, - отметил он, - в более узком кругу, в ходе секционного заседания, во второй день Ассамблеи, остро обсуждались вопросы духовно-нравственного воспитания».
Академик Российской академии образования Александр Корольков высказал свое мнение о скандальном телесериале «Школа», вызвавшем неоднозначную реакцию общественности. «Этот сериал, вероятно, отражает какую-то грань сегодняшнего состояния школы. Статистика говорит, что около 60%, а по другим данным, даже около 80% старших школьников, пробовали наркотики. Но даже если эти цифры сильно завышены, все равно это огромная беда наших дней. Разумеется, кинематограф вправе отразить эту грань школьной жизни – и наркотики, и беспорядочный секс, оскорбительные взаимоотношения с учителями, жестокость детей, - но вопрос здесь в другом, - каким должно быть искусство, которое затрагивает тему школы? К этому вопросы режиссерам, всем создателям фильма надо относиться ответственно. Все-таки искусство, обращенное к школьникам, способно или пробуждать добрые чувства, просветлять души, или потакать физиологическим порывам юности, сталкивать лбами поколения Старшие поколения помнят фильмы «А если это любовь?», «Звонят, откройте дверь», «Доживем до понедельника», «Большая перемена» - это были добрые фильмы, в которых обсуждались непростые проблемы того времени, там было о чем говорить и спорить., но никто не скажет, что это была «чернуха» о школе. В этих фильмах учитель представал все-таки ни как карикатурная фигура», - отметил он.
«Безусловно, о школе необходимы проблемные фильмы, но они ни в коем случае не должны унижать саму профессию и великое назначение учителя, без которого вообще ничего в мире не существует. Как родители, так и учителя – это то, что создает мир нашей души, культуры, личности. Правда, потом мы после школы забываем, отчего стали такими, а не другими, хотя импульсы этой жизни дали нам те, кто были нашими поводырями. Не всегда на сознательном уровне можно отдавать себе отчет в том, кто и как повлиял на нас. Если есть в нашей жизни хоть какие-то успехи, хоть какие-то прорывы, есть какое-то творчество, то все-таки начало этому положил школьный учитель», - заключил Александр Корольков.