"Эта мера, на мой взгляд, очень своевременная, поскольку тюрьмы переполнены. А то получалось, что за всякую мелочь считали должным посадить человека за решетку. И тем самым страдает не только он, но и его семья и общество, поскольку не каждый человек, совершивший преступление, требует ограждения от общества. Ведь много существует преступлений экономических, хозяйственных и т. д., которые совершенно не представляют опасности для общества, а, тем не менее, осужденного сажают за решетку", - сказал в интервью "Русской линии" заведующий сектором МВД и учебных заведений Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук иерей Александр Шестак, комментируя вступившие с 10 января сего года изменения в Уголовный кодекс России.
Как сообщает сайт Президента России, глава государства подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы". Федеральный закон принят Государственной Думой 16 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года.
Федеральным законом с 10 января 2010 года вводятся в действие положения Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о применении наказания в виде ограничения свободы. Одновременно в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, которыми предусматривается, что ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания и места работы или учебы, на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, на нахождение вне места жительства в течение определенного времени суток, на посещение определенных мест, в том числе мест проведения массовых мероприятий, а также в возложении судом на осужденного определенных обязанностей.
Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет - в качестве дополнительного вида наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства. Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.
Как отметил отец Александр Шестак, "домашний арест - это шаг вперед". "За рубежом эту меру уже давно и очень эффективно применяют", - продолжил он.
"Другое дело, как это все скажется на практике. Во-первых, мы знаем, что русский человек очень изобретателен и сможет придумать разные схемы и уловки. И все-таки нужно начать применять новые меры наказания и при этом рассчитывать на нормального человека, поскольку нормальный человек понимает, что лучше отсидеть дома, в тепле, с женой и детьми, чем на зоне. И поэтому, вряд ли такой человек нарушит режим. Другой вопрос, хватит ли нам технических средств и хватит ли мудрости провести эту меру наказания в жизнь", - подчеркнул иерей Александр Шестак.