"Те, кто выдвигают эту инициативу, забывают нашу историю. Ведь биография Дзержинского не очень привлекательна. Когда говорят о его положительной роли, о борьбе с беспризорностью и преступностью, нужно понимать, что он одновременно выполнял задания Ленина по расправе с политическими противниками большевиков. Понятно, что во времена Советского Союза нельзя было вычеркнуть из нашей истории ни Ленина, ни Сталина, ни Дзержинского. Но сейчас восстанавливать памятник в честь этой личности не целесообразно, поскольку есть много других людей-символов, имеющих более положительные морально-нравственные характеристики, которые своей деятельностью и жизнью показали, каким должен быть солдат правопорядка", - сказал в интервью "Русской линии" заведующий сектором МВД и учебных заведений Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук иерей Александр Шестак, комментируя идею депутатов Государственной думы вновь установить на Лубянской площади памятник Дзержинскому, как "символу правопорядка".
"В университете МВД просто решили этот вопрос, поставив памятник "Солдату правопорядка", а рядом - младенец, которого он охраняет. Хотя в некоторых подразделениях МВД по-прежнему чтут Дзержинского, таким образом, продолжая поклонение тем нравственным нормам, которые были в то время. Насколько они были "нравственными" - мы знаем по 1930-м годам, когда людей осуждали без суда и следствия", - добавил священник.
"Думаю, эта инициатива не должна пройти, ведь ничего хорошего она стране принести не может, - считает отец Александр. - Этот образ "стража правопорядка" пытаются вытащить на свет люди старшего поколения, - люди, которые сильно привязаны к прошлому. Но нужно искать новые образы, новую идеологию. Нам нужно опираться не на недолговечное коммунистическое прошлое, а на вечные идеи и ценности, столетиями укорененные в нашем народе и основанные на Православной вере. Именно Православие должно стать идеологией для нашего государства, ориентиром для всего российского общества и нравственной основой деятельности правоохранительных органов".
Отвечая на вопрос, кто из персонажей нашей истории мог бы стать достойной заменой Дзержинскому в качестве символа правопорядка, священник сказал: "Сначала нужно изменить правосознание, укрепить нравственность и совесть сотрудников милиции, а потом уже сами собой появятся образы и памятники. У нас ведь есть образы святых, защищавших Отечество. Воин и святой Александр Невский, который стал "Именем России", - вот прекрасный образ защитника и солдата правопорядка. Но думаю, что в данном случае не нужно торопиться, следует больше рассуждать на эту тему, и тогда решение придет само собой".
Напомним, что 20 декабря в России отмечается День работника органов безопасности, ранее отмечавшийся как "день чекиста". В этот день в 1917 году, в соответствии с Декретом Совнаркома, была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским, которая вскоре развязала беспрецедентный террор против русского народа. Эту "славную" традицию продолжили и преемники ЧК - ГПУ и НКВД. Как это ни парадоксально, но с одной стороны на геральдических символах современных российских органов безопасности изображен двуглавый орел Царской России, а с другой - профессиональным праздником ФСБ считается день образования ЧК, физически уничтожавшей лучших людей Российской Империи.
Ф.Э.Дзержинский (1877-1926), за чье имя сегодня продолжают цепляться как за символ правопорядка, на деле большую часть своей жизни этот правопорядок разрушал. Сын мелкого польского дворянина, он был одним из активнейших деятелей революционного движения. В тюрьмах, ссылках и на каторге он провел в общей сложности 11 лет. Являясь председателем ВЧК-ГПУ-ОГПУ, Дзержинский создал беспощадную и кровавую систему подавления политических противников, в т.ч. с использованием таких методов, как казни заложников, массовый террор по классовому принципу, создание атмосферы всеобщего страха перед ЧК. "Это был фанатик. По его глазам, он производил впечатление человека одержимого. В нем было что-то жуткое... В прошлом он хотел стать католическим монахом, и свою фанатическую веру он перенес на коммунизм", - характеризовал его философ Н.А.Бердяев.
Куда разумнее было бы взять за точку отсчета создание Императором Николаем I легендарного Третьего отделения, ставшего высокопрофессиональным органом государственной безопасности, а сложившийся в органах культ поляка-русофоба Дзержинского заменить на почитание храброго российского воина, глубоко порядочного и преданного интересам Империи обрусевшего немца - графа Александра Христофоровича Бенкендорфа? Достойнее было бы опереться на предание, бережно хранимое российскими спецслужбами до 1917 г., которое гласит, что Император Николай I вручая при учреждении Третьего отделения Бенкендорфу белый платок сказал: "Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!" И хотелось бы надеяться, что именно этот священный завет милосердия, призывавший осушать слезы несчастных, когда-нибудь вновь станет для российских спецслужб неизменным девизом.