Как сообщает Седмица.ru, представители трех главных исламских организаций страны (Центрального духовного управления мусульман, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа) на заседании в Уфе 5 декабря приняли решение начать переговоры об объединении. По итогам встречи, которую возглавил глава ЦДУМ муфтий Талгат Таджуддин, было решено начать организацию единой мусульманской структуры с создания рабочей группы.
В нее войдут по два делегата от каждой из трех упомянутых организаций. Заседание группы запланировано на 10 декабря в Москве. Задача рабочей группы - подготовить заседание "согласительной комиссии", которая будет принимать окончательное решение о создании единой структуры.
Выступая на встрече в Уфе, муфтий Т.Таджуддин представил схему будущей организации, которая представляет собой шестиконечную звезду, в центре которой - шейх-уль-ислам. Т.Таджуддин заявил о своем желании видеть верховным муфтием Равиля Гайнутдина, который сейчас возглавляет Совет муфтиев России, председателем ЦДУМ - нынешнего муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, а главным казыем (шариатским судьей) - председателя северокавказского муфтията Исмаила Бердиева. При этом, как отмечает издание, себе Т.Таджуддин отвел роль шейх-уль-ислама (старейшины). В заседании приняли участие муфтий Чечни Султан Мирзаев, глава Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов, директор департамента внутренних дел Совета муфтиев Арслан Садриев и др.
«Идея, что с этим расколом надо бороться, у мусульман давно уже обсуждается, но дальше разговоров дело не идет, - отметил Роман Силантьев. - На моей памяти Талгат Таджуддин уже третий раз за последние три года выступает с такой идеей, но как-то не находит эта идея понимания у его оппонентов из Совета муфтиев России, потому что он предлагает им те условия, на которые они не могут пойти. Он предлагает им вернуться к первоначальной ситуации, смириться и опять вокруг него объединиться. Разумеется, что на это они не пойдут, поскольку Равиль Гайнутдин рассчитывает на то, что он сам будет всех объединять, и только под его единоличным руководством может быть вся власть. Ни с кем этой властью он делиться, конечно, не хочет. Со своей стороны, Талгат Таджуддин предлагает власть разделить между несколькими людьми, что далеко не у всех найдет понимание. В общем, он играет на этом поле, выставляя своих оппонентов противниками объединения и ставя их в дурацкое положение подобными инициативами, а сам, между тем, набирает очки. Это объективная данность».
«Я не вижу способа преодоления раскола среди мусульман России. На какой почве могут помириться два враждующих муфтия в одном регионе? В России десятки людей претендуют на то, чтобы быть единственным муфтием. На какой почве они помирятся? Существует только два варианта примирения: или один из них станет главным, или оба уйдут в отставку и изберут третьего. Естественно, кто-то пострадает при обоих вариантах, поэтому нет желающих так поэкспериментировать. Каждый считает себя полномочным представителем. Такая ситуация сложилась практически в каждом регионе Поволжья и Урала, во многих регионах Сибири. И каждый муфтий заявляет, что он единственный законный. Каждый муфтий претендует на власть, на деньги, на уважение верующих. Неужели он будет с кем-то делиться своей властью?» - недоумевает исламовед.
«Я с трудом верю в то, что Гайнутдин и Таджуддин способны оба уйти в отставку и выбрать компромиссную фигуру. Чтобы один уступил другому власть - это из разряда фантастики. Поэтому раскол мусульман России пока только ширится. Таджуддин в прошлом году предлагал всем сложить с себя полномочия и с нуля выбрать лидера, но Гайнутдин на это, естественно, не пошел, боясь, что его не выберут. Надо сказать, что его боязнь оправдана, он не слишком авторитетен в российских мусульманских кругах. У нас вообще никто не пользуется беспрекословным авторитетом не то что у всех, но даже у трети мусульман. Равиль Гайнутдин не против объединения, но только под его «чутким руководством»», - считает эксперт.
«Многие муфтии у нас реально живут за счет зарубежного финансирования, поэтому они не готовы на компромисс, ибо не хотят сдавать свои полномочия, терять деньги, и все ради объединения исламского сообщества. Неужели они в здравом уме от этого всего откажутся? Они не хотят потерять свое влияние. Только Таджуддин не боится потерять свое влияние, потому что он - привычная и уважаемая для всех фигура. Ему ничто не повредит, а его оппоненты, напротив, боятся в результате объединения потерять влияния, полномочия и деньги, так как, если будут демократические выборы, то им ничего не светит», - полагает аналитик.
«Причинами раздробленности мусульман России являются личная неприязнь, амбиции мусульманских лидеров, борьба за источники финансирования, религиозные различия, дело в том, что одни с ваххабизмом борются, а другие сами ваххабиты. У мусульман нет такого понятия, как «каноническая структура», но у них есть законная структура, которую возглавляет Таджуддин. Так вот, Гайнутдин в свое время предал Таджуддина. Поэтому отношения у них соответствующие. Гайнутдин пришел к власти, предварительно сдав своего учителя и наставника. Не ради того он шел на предательство, чтобы возвращаться опять к начальной точке. Люди не для того идут на предательство, на схизму, чтобы потом довольствоваться чем-то малым. Им нужно все и сразу. Поэтому Гайнутдин не пойдет на объединение и, скорее всего, даже не отреагирует публично на предложение Таджуддина. В данной ситуации ему выгоднее промолчать», - заключил Роман Силантьев.