"Совершенно очевидно, что никакого процесса реального кредитования в США нет, объем кредитования падает, несмотря на то, что банкам оказывалась колоссальная поддержка, исчисляющаяся порой триллионами долларов. Видимо, можно говорить о том, что деньги всё ещё откладываются в резервы, это делается на тот самый случай "плохих долгов", которые могут перейти в разряд безнадежных. Полагаю, что сдутие основных финансовых пузырей ещё не произошло. Если говорить про реальную экономику, то здесь пока вообще никакого налаживания ситуации не наблюдается. Исключение может быть составляют Китай и Бразилия, которые в меньшей степени связаны с мировыми финансовыми рынками, обладают более-менее замкнутой экономической системой. В основных же экономических массах никакого реального подъема не наблюдается", - заметил эксперт.
"Показательным элементом является то, что в сентябре продажи автомобилей в США сократились на 44%. Подобное сокращение произошло, потому что прекратила действовать программа обмена старых автомобилей на новые с соответствующими скидками и доплатами со стороны государства всем, кто желал в этой программе участвовать. Без каких-то искусственных стимулов производство сейчас практически не способно выйти на какой-то устойчивый рост. Об этом же говорят и другие объективные цифры: безработица в СЩА растет, соответственно число людей, получающих стабильную зарплату, сокращается. При этом по данным ряда международных организаций, только за первые полгода в США, у тех, кто работает, реальные заработки сократились на 2%. В США сменилась тенденция бесшабашного потребительства на то, чтобы больше сберегать. Норма сбережения по отношению к персональным доходам в США подскочила до 7% практически с нуля. Если мы всё это просуммируем, то мы увидим, что реальная покупательная способность в частном секторе сократилась, как минимум, на 10%, а на самом деле - ещё больше. А ведь именно США были для мировой экономики источником конечного спроса", - рассказал А.Кобяков.
"Исходя из этого понятно, что никаких серьёзных оснований говорить о выходе из кризиса пока не имеется, - продолжил аналитик. - Именно поэтому, так нервозно реагирует американский фондовый рынок на всякие разговоры о том, что федеральная резервная система США вот-вот начнет повышать ставки, чтобы не допустить инфляции. Такая же нервозная реакция наблюдается на падение фунта стерлинга после заявлений высокопоставленных лиц Великобритании о том, что они начнут снижать помощь реальному сектору и т.д. Иначе говоря, весь подъем на фондовых рынках был связан только с тем, что будет продолжаться денежная накачка экономик в этих странах. Я думаю, что в этих условиях вторая волна кризиса становится не только вероятной, но практически неизбежной. Вопрос только в том, начнется ли она прямо сейчас или мы увидим ещё несколько месяцев относительной благополучности, после которой эта вторая волна будет, как мне кажется, просто неминуемой".
Комментируя панические настроения части общества, вызванные сообщениями СМИ о надвигающемся новом витке кризиса, А.Кобяков заметил: "Развитие паники на финансовых рынках ведет к чрезмерным реакциям - падение может оказаться больше, чем оно объективно обусловлено. Поэтому способствовать нагнетанию панических настроений не следует, но мы же понимаем, что если эксперты прекратят говорить о своих сомнениях в надежности нынешнего экономического оздоровления, то этим они будут дезинформировать тех, от кого зависит принятие этих важных решений. Поэтому я считаю, что здесь должна быть умеренность и ответственность самих СМИ в освещении этих вопросов. Ясно, что здесь не может быть дешевого популизма, предполагающего ни на чем не основанные оптимистические высказывания и сокрытие критических замечаний. Ведь одним лишь общественным оптимизмом не получится выйти из кризиса, поскольку кризис имеет объективную и очень глубокую причину. Экономический рост в последние десятилетия накачивался лишь с помощью низких процентных ставок и всемерного расширения кредита. Так что реальное оздоровление ситуации может произойти только в том случае, когда будут расчищены эти псевдоэлементы экономического роста, а для этого неминуемо надо нащупать некую нижнюю точку".
"По моему глубокому убеждению, к этой точке мы еще не подошли. Здесь многое ещё зависит от долгосрочного взгляда и характера данного кризиса. По моему представлению мы будем видеть ступенчатые сбросы, и пока мы увидели только первую ступенька, за которой последует ещё и вторая и, видимо, ещё и третья. По моим оценкам дно кризиса наступит не раньше 2015 года. Сеять же оптимизм может и следует, но рассчитывать на то, что с его помощью можно излечить реальную болезнь экономики, оснований нет. Объективно, очередные волны кризиса неизбежны, но это не означает, что по этому поводу надо быть алармистом и думать сугубо катастрофическими категориями, рассуждая о каком-то апокалиптическом характере происходящего. Такие явления случались в истории не раз, например, можно напомнить про кризис в Японии, который длился с 1990 по 2002 год, т.е. 12 лет там не было никакого роста. И причины нынешнего глобального кризиса очень сходны с тем, что наблюдалось в Японии перед началом кризиса в 1990 году. Вряд ли какие-то эмоции японцев могли подействовать на предотвращение этого долгого времени депрессии. Японцы как раз отнеслись к этим событиям достаточно философски. Я не хочу спорить по этому поводу с нашим руководством, но разделить их нынешний оптимизм по поводу состояния мировой экономики, мне не удается", - заключил Андрей Кобяков.