Как передает АМИ-ТАСС, Испания занимает второе место в мире после Бразилии, где развод воспринимается как обычное социальное явление. 79% испанцев уверены, что развод является лучшим решением, когда супруги не в состоянии решить личные проблемы в браке. Оказывается, испанцы в большей степени толерантны и либерально настроены в отношении развода, нежели жители других европейских стран. Социологи Университета Гранады установили, что с начала 1990-х годов испанцы стали спокойнее воспринимать развод. С того же периода в стране зафиксирован рост числа разводов.
Специалисты отметили, что молодые супруги, в противовес ожиданиям, редко разводятся, поскольку не считают расторжение семейных уз лучшим решением конфликтов. Кроме того испанские эксперты выяснили, что разведенные мужчины и женщины более благосклонно настроены в отношении развода, а против разводов чаще выступают вдовы и вдовцы. Исследователи сделали вывод, что для испанского народа развод является наиболее оправданным социальным поведением, в то время как к проституции, абортам и эвтаназии относятся менее терпимо. Из 35 проанализированных стран хуже всего к разводу относятся в Японии (только 30% населения лояльно принимают развод в социуме), а также в Филиппинах и, как ни странно, в Америке.
В свою очередь, иерей Валерий Буланников считает, что данные исследования не достоверны, потому что "люди отвечают так, как им выгодно". "В Америке все меряется выгодой, а в этой стране выгодно быть консервативным. Еще очень многое зависит от того или иного штата. На Среднем Западе все достаточно консервативно, потому что публика там сельскохозяйственная, промышленная, ей гораздо легче выжить в ситуации, когда платят немного, лишние руки имеют большое значение. А вот в Калифорнии и на востоке США, в Нью-Йорке, ситуация совсем другая. Поэтому, когда проводят такие выборки, надо знать, в каком штате они проводятся. Я жил в Пенсильвании несколько лет. Там действительно люди консервативны, они по взглядам более похожи на нас. В общем, я бы не доверял этим опросам", - подчеркнул священник.
"В Испании и Бразилии люди считают развод лучшим решением семейных проблем. Это традиционно католические страны, и, на мой взгляд, данные опроса зафиксировали реакцию, которая в последние 15-20 лет идет в этих странах на столетнюю запретительную практику, когда брак абсолютно не расторгался по уставу католической церкви. Это естественная реакция. Ответы связаны, конечно, с большей открытостью людей, что похоже на нашу реакцию на демократию, когда все дозволено. Вот сейчас у них все дозволено", - продолжил отец Валерий.
"Еще это связано с катастрофической потерей авторитета католической церкви в традиционно католических странах. Они признают церковь, но постулаты, догматы во внимание уже не принимают. Потому что на одной чаше весов лежит выполнение законов, а на другой - личное желание. Потребительское сознание у людей такое, что если уж мы потребляем материальные ценности, то почему нельзя потреблять и социальные ценности? К сожалению, и у нас такое же сознание. Примерно так рассуждает обыватель: "Я жил в браке, ничего не получилось, ну я и пошел на развод". Немногие прилагают усилия к сохранению брака. Там, где Церковь традиционно была сильная, она свои позиции потеряла. У меня был знакомый старый католик, который говорил о папе Иоанне Павле II следующее: "Папа ездит по стадионам, стадионы заполнены, а в церкви никого нет". Это и понятно, выступление папы на стадионе - это шоу. Обыватели предпочитают сходить на стадион, чтобы посмотреть на папу, а пойти в храм помолиться не желают. То же самое происходит и в других странах, в Чехии, например, просто катастрофа. Наблюдается абсолютное отторжение традиционных ценностей католической церкви и ее постулатов", - добавил священник.
"По статистике в России 52% браков распадаются. Это тоже связано с ценностями потребительской психологии, с нежеланием делать усилия, чтобы сохранить свой брак. Я как пастырь с этим сталкиваюсь очень часто, когда какие-то недоразумения, чисто житейские, превращают в гигантскую проблему, вместо того, чтобы себя смирить и пойти на уступки, найти какой-то консенсус в семейной жизни, понимая, что брак важнее всего остального. Люди отстаивают свой эгоизм, тщеславие, гордыню. Но самое главное - это потребительское отношение ко всему, к жизни. Такое отношение все разрушает. Плюс к этому нет внятной политики в государстве, в обществе нет понятия таинства брака. Повреждено сознание молодых людей, выросших в 90-е годы, которым привили, что свобода - это вседозволенность. Отсюда отсутствие всякой ответственности перед своим ближним, женой, мужем. Отношения между родителями и детьми тоже катастрофические. Должна меняться философия, должно придти понимание того, что человек это не потребитель, а нечто большее. Но этого понимания нет", - отметил отец Валерий.
"Усилия Церкви явно недостаточны. Если бы нам дали больше возможностей для приложения своих сил, то, конечно, ситуация бы изменилась, но нам не дают этих возможностей. Телевидение нам просто не доступно. Я по своему опыту знаю, что многое удается, когда пытаешься духовно менять психологию. Все пропитаны этой пропагандой на телевидении, когда нам демонстрируют любовь, которая на самом деле не есть любовь. Любовь - это крест, а не просто какие-то отношения между мужчиной и женщиной, как лиц противоположного пола. Такое представление надо менять, и тут очень многое зависит от государства и от СМИ. Нам пока не дают доступа к электронным СМИ", - отметил батюшка.
"Это очень сложный комплекс проблем, который государство может решать только в союзе с Церковью. Как показывает опыт Запада, абсолютное отделение католической церкви от государства и, более того, практическое удаление ее из информационного поля принесло очень плачевные результаты в нравственном смысле. И у нас то же самое происходит, поэтому мы должны всячески сопротивляться, и, безусловно, есть надежда, что наш Патриарх донесет до страны правильную мысль о семье и о браке, иначе через два поколения наш народ не останется", - заметил священник.
"Я уверен, что процесс отмирания брака, о котором говорят социологи, не является неизбежным, потому что семья - это малая Церковь. Если людям дадут духовное направление их жизни, они просто не смогут жить иначе. Одиночество - это путь к депрессии, когда человек разрушает себя духовно и физически. В браке, конечно, проблем больше, чем вне брака, но человек - существо духовное, в семье он живет не ради себя, а ради своих близких - жены, детей, и, естественно, это дает ему силы. Эту простую мысль люди должны понять и осознать. В нашей стране этот процесс не необратим, так считают очень многие батюшки, и я согласен с ними. До сознания людей просто не донесли мысль, что семья свята, это настоящая интересная жизнь. Это не сравнимо с возможностью путешествовать, думая, что так можно познать мир. Да ничего подобного! Я много поездил по миру, но самые главные мои впечатления - это не путешествия, а мои дети. Это гораздо интереснее. Если бы мы получили возможность духовно работать через СМИ, то, думаю, что общество и семья возродились бы. Семья - это не просто ячейка общества, это малая Церковь. Наше общество духовно не ориентировано. За духовность у нас принимают литературу, кино. Но это душевность! Безусловно, чтобы выправить в нашей стране ситуацию, Церковь должна приложить большие усилия. Как пример - традиционный брак в исламе. Там люди более ориентированы, пусть на мусульманскую веру, но брак всюду у них традиционный. У нас такой брак практически разрушен. Нет у нас настоящей воли к возрождению семьи. Разорвана цепочка - любовь - семья - Церковь. Процесс распада обратим, но времени уже осталось совсем немного", - подчеркнул иерей Валерий Буланников.