Судья Ян Бономи заявил на этой неделе, что суд над экс-президентом Республики Сербской (РС) Радованом Караджичем, обвиняемом в осуществлении геноцида в Сребренице и еще 11 общинах Боснии и Герцеговины, должен начаться в этом сентябре, пишет газета "Вечерне новости".
Когда Бономи назвал датой начала процесса сентябрь, Караджич с иронией поинтересовался у него: "Сентябрь какого года вы имеете в виду? У меня документов столько, что только для их классификации нужны месяцы". Караджича удивил и объемный текст обвинения, для серьезного рассмотрения которого потребуются годы.
"Будь я в противоположной ситуации, я судил бы их за меньшее количество дел, и добился бы успеха, - пошутил экс-президент РС. - Так они стреляют мелкой дробью, авось, что-то меня зацепит".
Прокурор Ален Тигер сообщил, что обвинительная часть процесса продлится 43 недели, и заседания будут проходить каждый день по четыре часа. Караджич снова пошутил, что в таком случае лучше работать в три смены. Прокуратура собирается привести 230 свидетелей, из них 159 так называемых "свидетелей под защитой". То есть имя и фамилия такого свидетеля неизвестны, а в зале не будет прессы, и он может спокойно врать, как это угодно гаагскому судилищу. При этом, в сообщении прокуратуры указывается, что среди них будут в большинстве "жертвы и инсайдеры", то есть грубо говоря, подсадные утки, подкупленные люди, как это было на процессе Милошевича. Правда, гаагские чиновники не вынесли никаких уроков из того процесса. Милошевич щелкал показания таких "свидетелей" как орехи. Впрочем, это в нормальном суде могут извлекать какие-то уроки, здесь же речь идет о политическом заказном процессе с заранее известным приговором.
Как уточняет Радио-ТВ РС (РТРС), по некоторым оценкам обвинительная часть процесса может занять около 490 часов, то есть более года. РТРС сообщает, что Караджич заявил, что, несмотря на то, что США официально опровергли существование соглашения Холбрук-Караджич, об иммунитете последнего, он будет настаивать на том, чтобы в зал суда были вызваны политики, которые подтвердили бы существование пресловутой сделки. Караджич назвал 18 таких человек, которые уже дали письменное согласие выступить с показаниями в его пользу.
Караджич сообщил, что он потребовал от 24 стран и двух международных организаций документацию необходимую ему для защиты. 18 не дали ответа, пять согласились рассмотреть просьбу, а три отказались добровольно передавать материалы.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для "Русской линии"