Главный итог - в течение полутора лет G20 направит 5 триллионов долларов на решение экономических проблем. Пятая часть этой суммы достанется Международному валютному фонду (МВФ), отмечает РИА "Новости". Преодолев серьезные разногласия, участники саммита достигли консенсуса по принципиальной реформе мировой финансовой системы, определив шесть основных моментов: увеличение ресурсов МВФ и выделение средств для помощи наиболее пострадавшим от кризиса странам; борьба с "налоговыми оазисами"; регулирование бонусовых выплат менеджменту компаний и банков; национальные пакеты конъюнктурных мер; ужесточение контроля за финансовыми рынками; обеспечение устойчивости национальных экономик.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун на правах хозяина саммита рассказал по его итогам, что 5 триллионов долларов, которые планируется выделить на решение проблем национальных экономик, должны обеспечить рост производства на 4% и сделать его экологически чистым и энергосберегающим. В свою очередь, Президент России Дмитрий Медведев отметил, что сумма в 5 триллионов долларов - это общая экспертная оценка, ее еще предстоит уточнить. Однозначно G20 гарантирует выделение 1,1 триллиона долларов Международному валютному фонду и другим финансовым институтам. МВФ впервые за все время своего существования - с 1944 года - получит такие средства. "Соглашение, которое мы достигли сегодня, предусматривает дополнительные ресурсы МВФ в размере 750 миллиардов долларов, из них 250 миллиардов - чтобы поддержать выпуск новых СДР", - сказал Браун. СДР (специальные права заимствования) - расчетная единица МВФ, используются для регулирования сальдо платежных балансов, а курс СДР определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.
Выделяемые МВФ средства пойдут на возобновление кредитования, рост экономики и создание рабочих мест. Браун пояснил, что 250 миллиардов долларов будет направлено на немедленную поддержку торгово-финансовой сферы. МВФ также будет задействовать золотые резервы для помощи беднейшим странам. Кроме того, развивающиеся страны получат больше голосов в международных финансовых институтах, что позволит увеличить их вес, в том числе в МВФ.
Лидеры G20 договорились принять меры в отношении стран, в которых существуют так называемые "налоговые убежища". Многие страны мира обеспокоены уклонением от уплаты налогов с помощью оффшорных банков и требуют раскрывать тайну банковских вкладов по подозрительным операциям. "Мы готовы предпринять меры, чтобы защитить финансы и финансовые системы. Эра банковской секретности закончилась", - сказал Браун.
Важным решением G20 стало достижение договоренностей по новым правилам платежей и бонусов. Мировые лидеры, в частности президент США Барак Обама, неоднократно высказывались о недопустимости бонусных выплат менеджменту компаний, которые из-за своего критического финансового положения прибегли к государственной помощи. Дмитрий Медведев уточнил, что в коммюнике стороны зафиксировали необходимость контроля за выплатами огромных бонусов в условиях кризиса. Президент России рекомендовал руководителям российских компаний, получающих господдержку, и государственных компаний вести себя прилично и ограничить себя по размерам бонусов. Медведев сообщил, что после возвращения в Москву даст соответствующие рекомендации правительству и вышеназванным компаниям.
Участники лондонского саммита договорились сделать все возможное для возвращения доверия к финансовой системе и ее регулированию. Они условились устранить противоречия между международными и национальными правилами, определяющими, в частности, состояние капитала в банковской системе. Решено создать эффективную систему прогнозирования экономических кризисов, для чего будет сформирован новый Совет по финансовой стабильности. В него войдут страны G20, все члены Форума финансовой стабильности и Еврокомиссия.
Участники саммита высоко оценили его итоги. Президент Франции Николя Саркози заявил, что саммит "превзошел все ожидания". Канцлер Германии Ангела Меркель оценила результаты саммита G20 как "большой успех". "Мы достигли очень хорошего, почти исторического компромисса", - заявила она. Канцлер назвала заключительное коммюнике саммита "документом действий". По ее словам, участникам G20 "удалось достичь договоренности о построении вполне конкретной архитектуры финансовых рынков".
Напомним, что накануне саммита президент Франции Николя Саркози заявил, что проект итогового коммюнике саммита не устраивает ни Париж, ни Берлин. Франция добивается введения более жесткого международного контроля над работой финансового рынка. Эту идею отвергает британский премьер и США. Германия и другие страны также выступают против предложения Франции о создании глобального контролирующего органа. Во вторник министр экономики Франции Кристин Лагард заявила, что президент Франции не подпишет итоговое коммюнике и покинет саммит G20 в Лондоне, если партнерам не удастся договориться о жестком контроле за финансовым рынком. Саркози сказал, что "не присоединится" к саммиту G20, если он завершится "лжекомпромиссом". По словам французского президента, "политика "пустого стула" означала бы провал" саммита, в который он "не хочет верить".
Вчера помощник Президента России Аркадий Дворкович заявил, что претензии президента Франции Николя Саркози, настаивавшего на более жестких формулировках по регулированию финансового рынка и работы международных организаций в итоговой декларации лондонского саммита G20, сняты. "Удалось найти согласованное решение. Саркози его поддержал", - сказал он.
Дмитрий Медведев, сравнивая лондонскую встречу лидеров G20 с вашингтонской, назвал ее прорывной, даже несмотря на то, что стороны не смогли решить всех вопросов. Декларация, принятая G20, по оценке российского Президента, содержит вполне конкретный набор тем и решений, касающихся преодоления глобального финансового и экономического кризиса. Медведев подчеркнул, что Россия не отказывается от продвижения идеи о создании наднациональной валюты, и пообещал, что в формате G20 мировое сообщество еще вернется к обсуждению этой темы.
Эксперты не ожидали от саммита "двадцатки" каких-то радикальных, прорывных решений. Главное, по их мнению, что лидеры встретились, и им удалось договориться о совместных действиях. "Это очень полезная встреча для принятия будущих решений. Сейчас, кроме солидарности и договоренности, что делать дальше, нечего и ждать. Слишком противоречивые у стран интересы", - сказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Главный экономист представительства Всемирного банка в России Желько Богетич также считает главным итогом Лондонского саммита усиление консолидации. "Кризис - глобальный, и он требует не только национальных, но и международных ответов", - говорит Богетич.
Президент Венесуэлы Уго Чавес, в свою очередь, подверг резкой критике решения, принятые на саммите. "Я не ожидал, что на саммите G20 будут приняты столь непродуманные и глупые решения, хотя, что от них ожидать", - заявил Чавес в телефонном интервью государственному телеканалу "Venezolana de Television" из Тегерана, где он находится с официальным визитом. "Чего только стоит решение выделить МВФ и Всемирному банку 500 миллиардов долларов. Это то же самое, что бросать впустую грифам мясо - никакого толка не будет, только еще хуже будет", - считает лидер Венесуэлы. "На саммите было много разговоров о строгом регулировании финансового рынка, но они ничего не стоят, так как надо понимать, что невозможно регулировать финансового монстра, порожденного капиталистической системой", - сказал Чавес.
Лидер Венесуэлы полагает, что МВФ надо не реанимировать, а распустить. "Необходимо, как это неоднократно предлагал я и другие лидеры различных политических сил, распустить МВФ", - сказал Чавес. Он высказал сожаления в связи с тем, что на саммите в Лондоне не нашло отклика предложения России и Китая о создании наднациональной валюты. По его мнению, единственным путем выхода из кризиса мог бы стать социалистический путь развития мирового сообщества. "Капитализм невозможно спасти, он должен уйти с мировой сцены, уступив дорогу новой модели социалистического общества", - полагает Чавес.