"Для этого меры по преодолению финансового кризиса должны быть направлены на формирование отечественной инвестиционной системы и согласованы с политикой долгосрочного развития, установленной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года. В последней правильно определены ключевые факторы нового технологического уклада (нано-, био- и информационные технологии), а также поставлены задачи опережающего формирования его ядра и несущих отраслей. По некоторым из них (авиакосмическая, атомная, электротехническая и другие высокотехнологические отрасли промышленности) сохранен немалый производственный потенциал. Имеется хороший научно-технологический задел в электронном приборостроении, молекулярной биологии и генной инженерии, нанофотонике и лазерных технологиях, изготовлении наноматериалов. Россия сохраняет ведущие позиции в математике и программировании", - убежден С.Глазьев.
Однако, отмечает ученый, "меры, принимаемые в настоящее время, ориентированы на решение краткосрочных задач стабилизации финансового рынка, они недостаточно эффективны и притом коррупциогенны". "Они исходят из поверхностного представления о приоритетности спасения банковской системы как достаточного условия преодоления кризиса. Этим оправдывается беспрецедентная практика раздачи Центральным банком необеспеченных кредитов под честное слово банкиров. Однако российские банки не привыкли, не умеют и не желают брать на себя избыточные риски кредитования реального сектора. Чтобы научить их кредитовать производственные предприятия и тем самым взять на себя функции оценки их платежеспособности и в известной мере разделить риски и планирование инвестиционных проектов, нужно привязать рефинансирование коммерческих банков к спросу на деньги со стороны производственных предприятий. Таким образом, кредитный рынок из рынка продавца превратится в рынок покупателя - и коммерческие банки вместо злоупотребления монопольным положением в виде завышения процентных ставок будут конкурировать друг с другом за предоставление кредитов платежеспособным предприятиям", - подчеркнул экономист.
Для решения этой задачи Глазьев предлагает использовать опыт послевоенной Западной Европы (эмиссия под векселя производственных предприятий посредством рефинансирования коммерческих банков) или современного Китая (эмиссия под планы модернизации производственных предприятий через государственные банки). "Можно также задействовать опыт финансового планирования в Индии (эмиссия под приоритетные направления развития) или управления кредитными потоками в Японии (эмиссия под государственные приоритеты)", - отмечает ученый.
"Наш собственный и мировой опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития, - уверен Глазьев. - Для этого необходимо ввести правовые нормы, регулирующие поведение банков должным образом (нормативы предоставления кредитов по направлениям, включая максимальный уровень ставки процента, условия доступа к кредитному окну Центрального банка, перечень принимаемых им в залог векселей производственных предприятий, условия получения государственных гарантий и др.). Важным условием эффективности любой системы целевого управления кредитной эмиссией является ее привязка к четкой стратегии и индикативному плану развития экономики, в нашем случае - к концепции долгосрочного развития России, отраслевым стратегиям и программам реализации этой концепции".
Если же принимаемые сегодня антикризисные меры не будут дополнены конкретными механизмами обеспечения долгосрочного кредитования предприятий реального сектора, убежден С.Глазьев, то предотвратить перерастание финансового кризиса в экономическую депрессию не удастся.
"Главное - соединить антикризисные меры со стратегией долгосрочного социально-экономического развития, на реализацию которой у государства никогда не хватало денег. Будет непростительной халатностью допустить разбазаривание эмитируемых сегодня для борьбы с кризисом триллионов рублей... Необходимо предусмотреть механизмы целевого направления кредитных ресурсов, выделяемых государством, на финансирование модернизации экономики на основе нового технологического уклада. При этом будет спасена и банковская система. Только главным критерием выживаемости будет не приближенность того или иного банка к денежной власти, а его умение работать с предприятиями реального сектора, правильно оценивать и выбирать направления инвестиций в развитие производственной сферы", - заключает известный экономист.