itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иеромонах Серапион (Митько): Католики компенсируют моральный консерватизм крайним либерализмом в науке

Известный миссионер о проводимой Ватиканом конференции, посвященной 150-летнему юбилею публикации труда Дарвина "Происхождение видов"

0
110
Время на чтение 4 минуты
Иеромонах Серапион (Митько) "Полагаю, что проведение подобного рода конференции вызвано, в первую очередь, тем, что среди католиков, в том числе, и среди духовенства чрезвычайно много специалистов в различных областях естественных наук. Особенно много таких специалистов есть в ордене иезуитов. Это специалисты четко разделяют свои религиозные воззрения и свою научную работу, что приводит к тому, что католический священник, оставаясь верующим человеком, может отрицать некие фундаментальные истины, относящиеся к Божественному Откровению, с точки зрения науки. С другой стороны, Католическая церковь уже давно стремится создать некий образ самой себя, который был бы приемлем для современного секулярного мира. Оставаясь крайне консервативной в вопросах морали, Католическая церковь компенсирует этот консерватизм крайним либерализмом в ряде других областей, в частности, в области науки", - заявил в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), говоря о пятидневной конференции, посвященной 150-летнему юбилею публикации труда Чарльза Дарвина "Происхождение видов", которую проводит Ватикан. Тема конференции - совместимость дарвиновской теории и концепции креационизма.

"В любом случае изучение проблем Творения мира не должно стать средством популистских построений. В истории религиозной мысли существует множество подходов, которые позволяют примирить идею Творения и идею эволюции. Например, русский религиозный философ Лев Платонович Карсавин в своих работах "О личности", "О началах", "Поэма о смерти", рассматривая Творение мира, видел в нем две стороны: с одной стороны, Господь творит мир своим личным актом, а, с другой стороны, та потенциальность, которая станет тварью, свободно принимает возможность быть. В таком случае снимается проблема того, как возник мир. Все зависит от того, с какой стороны мы смотрим. Если мы принимаем точку зрения твари, то возможны сколь угодно различные гипотезы. Если мы смотрим на мир с точки зрения Божественного Откровения, в котором выражена позиция Творца, то мы увидим иначе. К сожалению, большинство современных людей не в состоянии посмотреть на мир иначе, чем сквозь призму собственной тварности. В том, что касается критики разумного замысла, то эти аргументы нуждаются в серьезном рассмотрении. Когда мы наблюдаем животный мир, то действительно мы можем увидеть в нем много несовершенства, много зла, но это зло и несовершенство отчасти являются следствием грехопадения, которое коснулось не только человека, но и всей природы. С другой стороны, состояние несовершенства животного мира сопоставимо с несовершенством человека. Человек как природное существо участвует в некоей мистерии смерти, где одна тварь пожирает другую. Христос, воплотившись, пострадав и воскреснув, прекращает эту мистерию смерти, открывая перед нами таинство жизни и воскресения. Отныне жизнь можно обрести, не пожирая другого, а отдавая себя в жертву со Христом и воскресая с ним в Вечной жизни", - отметил отец Серапион.

Карикатура на Чарлза ДарвинаПо его мнению, "необходимо отличать те истины, которые даются нам в Божественном Откровении, истины вечные и непреходящие, от человеческих исторически обусловленных способов их интерпретации". "Идея эволюции совершенно отсутствовала в античном восприятии реальности, однако мы находим ее присутствие в Священном Писании Ветхого Завета и, прежде всего, в повествованиях Шестоднева. Господь творит мир разными способами, то есть в творческом акте Бога можно обнаружить разные степени Его собственного присутствия в творении. Мир в целом, небо и земля, жизнь и человек творятся из нечего. И в этом смысле эти элементы творения стоят выше всего остального. Другие же части творения создаются иными способами. Господь говорит: да произрастит земля зелень, да произведет земля рыб. Таким образом, можно высказать такую теологическую гипотезу, что, сотворив природу, Бог вложил в нее некий механизм самореализации. В этом смысле можно говорить о неком христианском понимании эволюции. В рамках этой гипотезы существует так называемая идея разумного замысла. Причем православные исследователи всегда более разумно подходили к этой проблематике, чем протестантские фундаменталисты, которые понимают под креационизмом некое жесткое соответствие тем словам, которые мы находим в Священном Писании. Священное Писание не является учебником по космологии или биологии. Задача Писания заключалась в том, чтобы донести до людей эпохи дарования Откровения некие фундаментальные истины и при этом сохранить в тексте возможность понимания на более высоком, в том числе, и научном уровне. Крайние креационисты из числа протестантских фундаменталистов пытаются находиться на уровне сознания человека Древнего Востока, и поэтому их "научные" гипотезы часто вызывают непонимание у ученых и у серьезных богословов. В каком-то смысле протестантские фундаменталисты дискредитировали идею креационизма. То же относится и к Католической церкви, которая на протяжении многих столетий боролась с новыми научными идеями, а теперь пытается реабилитировать не только Джордано Бруно и Галилея, но и идеи Дарвина, которые не исчерпывают всей полноты эволюционной теории. Дарвин разрабатывал довольно частные проблемы, связанные с эволюцией, и при этом значительную часть своей жизни оставался верующим человеком", - полагает отец Серапион.

"Учение Дарвина и поздний дарвинизм - вещи совершенно различные. И поэтому не нужно сваливать в одну кучу представления английского биолога XIX века и последующие разработки, которые могли иметь чисто атеистическую направленность", - предостерег иеромонах Серапион (Митько).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Серапион (Митько)
Место человека займёт трансчеловек?
О фантастических планах кадрового агентства будущего Сбера и «Ленты.ру»
20.10.2021
Стоит ли пугаться человекоподобных роботов?
Создан человекоподобный робот-компаньон с внешностью Эйнштейна
14.10.2019
Угроза не в роботах, а в самом человечестве
О последствиях все большей роботизации и использовании новейших технологий в Церкви
08.04.2019
Слишком большая честь приписывать хулиганкам серьезные идеи
О выходке «феминисток» в петербургском метро и предложении Виталия Милонова ввести уголовную ответственность за пропаганду феминизма
28.09.2018
«Если Запад продолжит идти этим путем, то его ждет катастрофа»
В Британии создан репрессивный аппарат, запрещающий называть учениц девочками
10.01.2018
Все статьи Игумен Серапион (Митько)
Последние комментарии
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.02.2024 11:28
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.02.2024 10:52
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.02.2024 10:25
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.02.2024 08:57
Подарить памятник Жванецкому киевскому режиму!
Новый комментарий от Осин
25.02.2024 03:21
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
24.02.2024 21:19
Где искать фашизм?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.02.2024 14:25