
Несмотря на то, что в некоторых странах в связи с экономическим кризисом наблюдается снижение цен на некоторые товары и услуги, большинство россиян не заметили аналогичного явления в своем регионе (83%). Наиболее склонны заявлять об этом жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (88%), а также южане (86%). Между тем, каждый десятый (11%) сообщает, что в их регионе происходит снижение цен на некоторые товары и услуги - такую оценку чаще всего дают уральцы (32%). Лишь 2% отмечают снижения цен.
Главными причинами отсутствия снижения цен наши сограждане считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%). По 5% россиян полагают, что цены не падают из-за безответственности и бездействия властей, жадности предпринимателей, бюрократии и коррупции, роста курса доллара, а также из-за того, что снижение цен убыточно для производителя. Далее следуют такие причины, как отсутствие государственного регулирования цен (4%), еще 4% винят региональные власти. По 3% считают, что цены не снижаются из-за инфляции и из-за импорта товаров. 2% полагают, что всему виной влияние монополистов, 1% - снижение цен на нефть и газ. Почти половина наших сограждан (48%) затруднились ответить.
Итак, дефляции в России нет, а инфляция - есть. Вместе с тем, в феврале 2009 г. по сравнению с июнем 2008 года с 79 до 58% сократилась доля россиян, полагающих, что инфляция очень высокая. Напротив, выросла доля тех, кто полагает, что темпы роста цен умеренные - с 16 до 30%. Высокий уровень инфляции наиболее склонны отмечать в Центральном и Южном федеральных округах (по 64%). Об умеренном росте цен чаще заявляют жители Сибири (38%), Дальнего Востока (36%), Северо-Запада (35%) и Поволжья (34%). Чем крупнее населенный пункт, тем его жители более склонны оценивать инфляцию как высокую: 71% москвичей и петербуржцев против 51% селян. Напротив, умеренный рост цен чаще отмечают жители средних, малых городов и сел (32-35%).
Быстрее всего, по оценкам опрошенных, растут коммунальные платежи: 67% россиян полагают, что их стоимость значительно выросла (в октябре 2008 г. таких было 49%). Что касается остальных продуктов, то по сравнению с октябрем прошлого года снижается доля тех, кто отмечает значительное увеличение их цены: мясо и мясопродукты (с 66% до 53%), овощи и фрукты (с 53% до 43%), молочные продукты (с 56% до 34%), хлебобулочные изделия (с 51% до 27%), бензин (с 45% до 14%).
Среди товаров, цены на которые выросли незначительно, лидируют молочные продукты - 43% россиян полагают, что они незначительно подорожали, причем с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 31%. Наши сограждане также стали чаще отмечать, что цены выросли, но незначительно, на такие товары, как хлеб (с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 34% до 40%), мясо (с 23% до 30%), овощи и фрукты (с 29% до 38%). Только в отношении бензина и коммунальных платежей наблюдается уменьшение количества россиян, по мнению которых они лишь незначительно подорожали (с 14% до 11% и с 23% до 19% соответственно).
Растет доля россиян отмечающих, что цены на товары не изменились. Среди таких продуктов первое место занимают хлебобулочные изделия - 27% полагают, что их стоимость осталась прежней (в октябре 2008 г. - 11%). Еще 17% наших сограждан полагают, что не претерпела изменений стоимость бензина (в октябре - 11%), 14% - молочных продуктов (в октябре - 6%), 10% - овощей и фруктов (в октябре - 9%), 8% - мяса и мясопродуктов (в октябре - 4%).

Жители крупных и средних городов и россияне в возрасте 45 лет и старше чаще остальных сообщают, что инфляция заставила их отказаться от употребления дорогих товаров и продуктов (34-39%). Жители средних городов, малообеспеченные и пенсионеры отказались от покупки некоторых товаров и продуктов вообще (35, 45 и 45% соответственно), а жители крупных городов и 18-24-летние ищут возможности подработать (31% и 33% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также пенсионеры чаще "проедают" ранее сделанные накопления (19 и 15% соответственно).
Как бороться против высоких цен, россияне в большинстве своем не знают. Доминирует группа тех, кто считает бесполезным предпринимать какие-либо меры против повышения цен (47%). Еще 13% считают, что ничего не будут предпринимать и со временем привыкнут к новым ценам. 14% намерены требовать повышение заработной платы (с мая доля таких респондентов снизилась - с 18%), 9% при дальнейшей инфляции собираются участвовать в митингах и демонстрациях. 5% готовы писать письма протеста, 3% - бойкотировать товары и услуги, 2% сообщили, что "при необходимости взяться за оружие", по 1% - могут объявить голодовку или же захватить здания и транспортные пути. 13% затруднились ответить.
Не намерены предпринимать никаких мер против повышения цен жители Москвы и Санкт-Петербурга (57%), средних городов (55%), малообразованные (57%) и материально обеспеченные (59%). Столичные жители также чаще остальных сообщают, что намерены привыкнуть к новым ценам (16%). Требовать повышения заработной платы у работодатели чаще остальных готовы жители крупных городов (20%), россияне со средним специальным образованием (17%) и материально обеспеченные (15-16%).
Русская линия