Представитель Института российской истории Татьяна Бушуева отметила, что в 90-х годах, после открытия архивов, произошло резкое размежевание среди историков, и даже появились попытки фальсификации истории, в том числе путем прямого измышления фактов и подделки документов. По словам Игнатченко, на то, чтобы изменить взгляд на историю, выделяются и денежные средства. "Сегодня наши производители кино фактически льют воду на чужую мельницу. Они не думают о том, что несут в массы, а говорят лишь о рейтинге. А люди смотрят и верят", - добавил он. В свою очередь, как отметил председатель Общества изучения истории спецслужб Александр Зданович, "в прошлом году министр обороны подписал приказ о полном снятии секретности с военных архивов, касающихся 1941-1945 годов, но значительного переполнения архивных читальных залов не произошло".
"К сожалению, у нас на сегодняшний день не очень много людей, занимающихся профессиональной работой в архивах, а подавляющая часть литературы о Великой Отечественной войне никакого отношения к науке не имеет", - сказал Зданович. При этом, открытость архивов требует большой работы и, возможно, приведет к некоторым изменениям взглядов на известные события, в том числе, развенчает ряд мифов. Остаются нераскрытыми ряд важных тем - о роли Русской Православной Церкви в годы войны, жизни в эвакуации и многие другие.
Отметим, широкий резонанс в ФСБ вызвал выход в прокат фильм "Сволочи", в котором рассказывалось о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. После этого в ЦОС ФСБ начали поступать обращения представителей СМИ и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. Ссылаясь на архивы, ФСБ опровергло существование в системе органов НКВД такого рода "детских диверсионных школ", аналогичных описанной в фильме.
Русская линия