По заявлениям сотрудников ГПС, база данных содержит информацию о родственниках, друзьях и коллегах по работе "этих предполагаемых пособников" Радована Караджича и Ратко Младича, а также имена лиц, которые могут тем или иным образом вывести на их след, пишет издание в номере от 14 декабря. Журналистам сообщили, что о любом пересечении границы БиГ лицами из пресловутого списка сообщается "компетентным органам БиГ". ГПС БиГ не раскрыла репортерам имена лиц из базы данных.
Между тем, 13 декабря белградская газета "Глас явности" напечатала "тайный список" с именами, фамилиями и датами рождения лиц, "подозреваемых в связях с Караджичем и Младичем". Газета утверждает, что данный список находится в распоряжении спецслужб Сербии, а также западных спецслужб, действующих в БиГ. В списке 99 фамилий.
По утверждению газеты, в отношении этих лиц предусмотрены "особые процедуры" при пересечении границы, а их список передан всем пограничным службам региона. Эти службы получили указание с особой тщательностью проверять документы данных людей, документы их попутчиков и машины, а о пересечении ими границы сообщать в полицию. За некоторыми из этих людей "немедленно устанавливается постоянное наблюдение, в т.ч. за их телефонными переговорами и за всеми иными контактами".
Глава белградской полиции Милорад Симич отказался давать комментарии по поводу опубликованного списка, отмечает "Независне новине". "Полиция и все службы безопасности Сербии в тесном взаимодействии работают над тем, чтобы найти Караджича и Младича. Здесь не может быть дилеммы", - это все, что сказал Симич.
Милован Белица, один из тех, чья фамилия имеется в списке, сказал журналистам: "Моя фамилия находится в самых разных списках еще с 1999 года. Об этом постоянно пишут СМИ. В этом списке для меня нет ничего нового. Он меня нисколько не беспокоит и не является для меня неожиданностью. Я прошел все проверки по поводу "сети помощников военных преступников".
Еще один человек из "списка" - Джуро Булич. В 2004 году его снял с поста главы таможенной службы РС Пэдди Эшдаун, обвинив в поддержке "военных преступников". Булич заявил: "Я знаю, что нахожусь в "списке Эшдауна", в котором фамилии 59 лиц. Больше ни о каких списках я ничего не знаю, и меня это не волнует. Я никуда не езжу". Несколько других достаточно известных в РС бизнесменов и бывших политиков с удивлением узнали, что их фамилии попали в "список сообщников".
В Службе безопасности БиГ журналистам отказались комментировать обнародование "списка", сославшись на отсутствие в данный момент пресс-секретаря. Бывший глава сербской госбезопасности Горан Петрович заявил изданию, что "список сообщников" является подлинником, и его обнародование в печати "контрпродуктивно". Однако он считает, что утечка призвана ввести в заблуждение "международное сообщество". Она призвана создать впечатление, будто власти что-то предпринимают для поимки Младича и Караджича. "Если бы они действительно хотели их поймать, они сначала бы их арестовали, а уже потом обнародовали имена сообщников. Такое впечатление, что их предупреждают о том, что они под наблюдением", - уверен Петрович.
Как ранее сообщало агентство "Бета", в последних числах ноября на процессе по "делу сообщников Младича" в Белграде бывший подполковник югославской армии Срболюб Николич утверждал, что о пребывании Младича на военных объектах до мая 2002 года знало не менее 500 старших командиров сербской армии. Он заявил, что об этом знали Воислав Коштуница, занимавший в ту пору пост президента Югославии, премьер Зоран Джинджич, начальник военной разведки Ацо Томич, Небойша Павкович, Верховный совет обороны, вице-премьер Небойша Чович и другие высшие лица государства. А вот нынешний президент Борис Тадич, бывший тогда министром обороны, узнал обо всем этом только после того, как Младич покинул военные объекты. Он потребовал расследования, и запретил "лицам, преследуемым трибуналом", появляться на военных объектах, а военнослужащим контактировать с этими "лицами".
На том ноябрьском заседании "офицер" Николич дал много "важных показаний" против своих бывших сослуживцев и командиров, в частности, против Йово Джого и Ацо Томича. В тот же день Станко Ристич и Йово Джого объявили голодовку, заявив, что суд нарушает их права. С тех пор никакой новой информации по белградскому "делу сообщников Младича" не поступало.
Русская линия