Напомним, что еще 14 апреля Минэкономики Украины своим приказом установило предельно допустимый уровень цен на топливо. Ссылки нефтяников на растущие мировые цены при этом никого в Киеве не убедили. В дело вступила лично премьер Ю.Тимошенко. На проведенных ею переговорах руководству двух основных поставщиков, ТНК-ВР и Лукойла (оба - российские компании), был фактически предъявлен ультиматум: цены искусственно заморозить до завершения посевной. Действие соглашения ограничили первоначально периодом до 1 мая, впоследствии этот срок в одностороннем порядке продлили до 1 июня. В противном случае, по заявлению Тимошенко, антимонопольной комиссией Украины против российских нефтяников могло быть возбуждено дело о ценовом сговоре, а крупные объекты собственности, такие как Лисичанский НПЗ, ожидала проверка на предмет законности приватизации.
Тема о разворовывании и противозаконной приватизации государственной собственности чиновниками старой власти для украинского, как и в российского общества, остается по-прежнему актуальной; расценки же на бензоколонках затрагивают напрямую еще больший процент граждан. Выступая в роли борца с произволом российских нефтяников, Юлия Владимировна стреляла, таким образом, одновременно по двум зайцам сразу: поднимала свою популярность в народе и давала старт новой и весьма амбициозной внешнеполитической кампании.
Последняя в перспективе призвана переменить в корне структуру политических и экономических связей с Россией. Если прежняя украинская верхушка искусно спекулировала на интеграционных инициативах Москвы, заигрывала с крупным российским капиталом и втихомолку, "по дружбе" откачивала и продавала транзитный газ, то "оранжевые", похоже, собираются делать не менее прибыльный бизнес уже на почве подстановки под сомнение гарантий неприкосновенности российских кампаний и перспектив их дальнейшей работы в республике.
Новые веяния в экономике Украины, таким образом поворачивают ситуацию на 180 градусов. Завоевания российского бизнеса, успевшего занять ключевые позиции во многих отраслях, особенно в украинском ТЭК, оборачиваются против него самого; преимущества оказываются сопряжены со слабыми сторонами. Блицкриг, решительно проведенный правительством Ю.Тимошенко, наглядным образом демонстрирует это. После аудиенции в Киеве главе "Лукойла" В.Алекперову осталось лишь развести руками: от "замороженных" цен возглавляемая им компания ежемесячно будет терять по 3 млн. долл.; продление же моратория и вовсе заставит "Лукойл" начать сворачивать бизнес на Украине. Как на конкретный пример, Алекперов указал на возможность сокращение поставок сырой нефти и снижение загрузки принадлежащего "Лукойлу" Одесского НПЗ.
Однако, принять меры против издержек оказывается тоже непросто. Как сообщили информационные агентства в субботу, 14 мая, Ю.Тимошенко выступила с новыми обвинениями, на сей раз касающимися... нефтяной блокады, якобы осуществляемой Россией. "Идет сознательное прекращение поставок нефти на Украину, - сказала премьер, - хотя все контракты оплачены. Россия вынуждает нас находить альтернативные пути, потому что нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть все необходимые соглашения".
Тем временем, пресс-службы операторов украинского нефтяного рынка констатируют сохранение стандартных объемов поставок и выполнение всех обязательств. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сообщил, что перерыв в перекачке технически вполне возможен и не представляет собой никакого ЧП. "Мы этот объем распределяем на все дни и начинаем прокачку пропорционально. Если план досрочно выполнен, то качать сверх объема мы не можем. Но это нельзя назвать прекращением поставок, а о пятидневной остановке и вовсе говорить нельзя", - пояснил Григорьев в интервью "Газете.ру".
Определенные проблемы, как оказалось, все-таки есть. Лисичанский НПЗ, находящийся в ведении ТНК-ВР, согласно официальной информации до 25 мая закрыт на ремонт. Сократилась переработка нефти и на Херсонском НПЗ, принадлежащем группе "Альянс". Аналитики же полны уверенности в том, что предприятия прекратили отпуск бензина по демпинговым ценам, чтобы не терять прибыль.
Как бы то ни было, ситуация накаляется, маховик противостояния раскручен до предела. До 1 июня, назначенной Правительством даты, стороны будут вынуждены отстаивать собственные условия и определяться с дальнейшей работой. При этом неясно: является ли разразившийся топливный дефицит на Украине следствием занятой нефтяниками принципиальной позиции или мы имеем перед собой очередной акт нагнетаемой Киевом истерии и кампании пропагандистского давления? В последние дни нехватка бензина ощущалась во многих регионах страны, часть АЗС не работают. Однако, объективно вырос и спрос: в ожидании неизбежного скачка цен многие на Украине, как частные лица, так и организации, торопятся залить в канистры и баки по возможности больше дешевого топлива.
То же, что кризис имеет под собой не чисто ресурсную и финансовую, но и политическую основу, "оранжевая" власть даже не пытается отрицать. "Определенные страны, - интригующе сообщала Тимошенко журналистам 15 мая, таким образом обнаруживая истинную подоплеку дискуссий, - были не очень довольны, тем как прошли выборы на Украине, и сейчас за последний месяц повысили цены из России на 30%". Характерно, что и в остальных, более ранних своих заявлениях Юлия Владимировна давала объяснение кризису не с точки зрения действий частных компаний-поставщиков, но именно России как государства, прямо объявляя его следствием спланированной политической провокации.
Последнее усиливает подозрение, что "нефтяную карту" в Киеве намереваются разыгрывать не только для шантажа и дальнейшего демпинга, но, что называется, по полной - в т.ч. и для нагнетания пропагандистскими средствами, организацией очередей на бензозаправках антироссийских настроений. Повод подобран как нельзя более умело: рядовой потребитель на собственном кармане начинает ощущать обирающую его "руку Москвы", правительство же эффектным жестом занимает позицию поборников "обездоленных" масс, демонстрирует перед всеми свою занятость повседневными и злободневными вопросами хозяйственной жизни страны и приверженность национальным интересам.
На удивление многим, политический авантюризм и нахрап оказываются тактикой весьма перспективной и прибыльной, вторым счастьем новых властей Киева. Для российской же стороны в сложившихся условиях украинские бензоколонки и нефтеперерабатывающие предприятия - настолько же важное приобретение, насколько и головная боль. В очередной раз, но уже против собственной воли, топливные компании и российский бюджет, встают перед необходимостью из собственных средств, на систематической основе дотировать украинскую экономику, при этом не выходя из-под угрозы применения в свой адрес правительственных санкций и возбуждения множественных заказных разбирательств в судах.
Впрочем, иного вряд ли можно было ожидать со стороны тех, кто главным предметом для гордости продолжает считать свою "революционную биографию", успехи в интригах и площадных пиар-акциях. Апелляции к здравому смыслу, ответственности и выполнению взятых на себя обязательств в таких обстоятельствах оказываются абсолютно бессмысленными. По иронии судьбы крупный российский бизнес, в период приватизации сколотивший миллиарды на близости к власти, теперь сам оказывается под прессом того же волюнтаризма чиновничьих решений, только на сей раз, в примере Украины, направленного против своих интересов.
Что ни говори, рыночный либерализм, кодекс чести и верховенство закона остаются труднодостижимыми для экономики и политической системы, произведенных на свет стихиями произвола, коррупции и бандитского "первоначального накопления". На собственной шкуре олигархи могут теперь убедиться также в тщетности прежних надежд на честную игру в равных условиях. Мечтания некоторых о пресловутой "либеральной империи", которая якобы сама по себе установится в СНГ по мере экспансии на соседние рынки российских компаний, на поверку оказываются местечковой утопией. Экономические механизмы до крайности зависимы от политики и предопределяются ею. Условия бизнеса диктуются международным влиянием, и политическое отступление России на фронтах "ближнего зарубежья" мгновенно дает знать о себе в осложнении условий работы здесь представителей российского бизнеса.
По этой, кстати, причине в Киеве никак не дает результатов испытанный, старый способ достижения договоренностей - кумовство, телефонное право и персональная заинтересованность соответствующих должностных лиц. На жирный кусок подыскался новый хозяин, и дело непременно закончится этим: высвобождением украинского топливно-энергетического рынка под интересы и нужды более крупных транснациональных структур. Уже сообщено о желании работать на Украине таких гигантов, как ExxonMobil, Shell, Gase de France. При этом наверняка переменится сама инфраструктура и характер работы украинского ТЭК как транспортного коридора, полностью подконтрольного Западу, и одной из козырных его карт в перспективной геополитической игре против России, Ирана, Китая.
Нельзя также исключать и настоящего стремления украинских политиков повысить степень энергетической безопасности страны и избавиться от 80% зависимости от России по нефти и почти 100% - по природному газу. "Тимошенко надо подготовить Украину к смене поставщика, и она делает ставку на договоренность с Казахстаном", - комментирует в "Газете.ру" ситуацию руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. "Поэтому, - объясняет он, - Тимошенко последовательно дискредитирует российские поставки. Вначале она объявила, что стоимость российской нефти выше, чем на мировом рынке, а сейчас идет "второй раунд" дискредитации, цель которого - доказать, что Россия ненадежный партнер, который не выполняет обязательства".
Эксперт убежден, что причиной этого является желание Киева меньше зависеть от Москвы накануне выборов в Верховную Раду. Однако, возить казахскую нефть по Черному морю на танкерах - способ, далеко не самый удобный и дешевый. В стратегическом плане затея Тимошенко является блефом, ибо полноценной и, главное, экономичной замены российскому направлению нефтяного импорта для Украины пока не предвидится. Другое дело, если Украина наряду с Грузией и Молдавией под шумок, на всякий случай готовятся к перебоям и вынужденной приостановке торговли российскими энергоносителями, которые могут возникнуть в результате масштабного кризиса межгосударственных отношений, политических и не только перемен внутри России. В таком случае всем троим, действительно, понадобятся закупки нефти и газа из альтернативных источников, по любым ценам. Заблаговременная смена поставщиков окажется здесь как нельзя кстати; виток же бензиновых цен, который неизбежно наступит в начале лета, окажется предусмотрительно записан на счет России и позволит украинским властям смягчить тяжесть надвигающегося на экономику "энергетического шока".
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии