Историк - по любви к чтению в детстве, по университетскому образованию и научным изысканиям, по строю души - Валерий Николаевич великолепно знает победное прошлое России, всеми силами помогает ее настоящему, верит в высокое будущее. В литературу пришел в середине шестидесятых годов ХХ века. При Ганичеве, сначала заместителе главного редактора, позже главном редакторе журнала "Молодая гвардия" и директоре одноименного издательства, поддержку получили писатели-патриоты. В те времена следование заветам отцов требовало особого мужества. Какой поддержкой стало для молодого директора издательства доброе отношение маршала Георгия Жукова к подаренной ему Ганичевым антологии патриотической поэзии "О, Русская земля!", вызвавшей шквал негодования в антирусской прессе...
В серии "Жизнь замечательных людей" впервые за годы советской власти (если не считать периода "возвращения памяти" во время Великой Отечественной войны) выходят книги о героях, олицетворяющих идею национального самосознания и народного духа. Вклад авторов серии в историческую и духовную сокровищницу России бесценен: Дмитрий Донской, Андрей Рублей, Федор Ушаков - сегодня наши святые предстатели на небесах.
В те годы, принимая талантливого журналиста на работу, условием для его прописки в Москве ставили серию статей против "молодогвардейских русофилов" и "почвенников". Всевластное Политбюро на заседании осуждало их публикации, связанные с храмами, патриархальной верой, "идиотизмом крестьянской жизни". А будущий вдохновитель "перестройки", тогда руководитель отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС А.Н. Яковлев в ноябре 1972 года, выступая перед секретарями об-комов комсомола и чуть позже в статье "Против антиисторизма", опубликованной в "Литературке", клеймил "вроде бы умного Валерия, который заполнил всю "Молодую гвардию" мракобесием, крестами, книгами про боженьку и крестьян".
Ганичев же везде оставался верен России - на посту главного редактора "Комсомольской правды", литературных журналов "Роман-газета", "Роман-журнал XXI век", на посту председателя Союза писателей России, который он возглавляет вот уже около десяти лет. В семидесятые годы он одним из первых заговорил о внимании к малым городам и весям страны, а в девяностых именно при нем писательская организация развернулась в сторону работы в русской провинции. Отныне пленумы и секретариаты проходят в Орле или Астрахани, Нижнем Новгороде или Чечне. Состоялся даже Транссибирский пленум "на колесах", когда страна от Екатеринбурга до Владивостока предстала перед глазами тех, кто пишет о ней.
В 1982 (!) году он призывал: "Нам надо научиться видеть лжеценности". В 1991-м сокрушался о молодых, "облучаемых безвременьем". Сегодня члены возглавляемого им Союза писателей - на переднем фронте борьбы за души как подрастающих, так и зрелых поколений народа России.
Пожалуй, ярчайший вклад Валерия Ганичева в это богоугодное дело - изучение, осознание, впитывание кристально чистой души победоносного адмирала Федора Ушакова. На протяжении четверти века он работает в архивах столицы, крупных и малых городов России, в архивах острова Корфу, пишет несколько художественно-исторических книг о "россе непобедимом". И венец колоссального труда - смиренное письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с обоснованием просьбы рассмотреть возможность канонизации великого сына России. Итог известен - морской флот и вся страна получили дерзновенного предстателя на небесах.
Центр духовной жизни России, Оптина пустынь, одной из первых была отдана Церкви, тоже благодаря тому, что еще в семидесятых Валерия Ганичева и его спутников пронзила ужасающая картина разорения обители. И в 1987 году его подпись стоит среди шести других под письмом в ЦК партии о возрождении Оптиной. Через год среди руин была отслужена первая Божественная литургия, а чуть позже космонавты засняли из космоса дивное сияние над возрождающейся пустынью.
Давно сказано Валерием Ганичевым: "Свойство подлинного русского интеллигента - созидание". Служение его самого - в сохранении высоких ценностей, собранных домостроителями и героями Руси; в возвращении народной памяти животворящей силы православных традиций; в укреплении наших корневых истории, культуры и литературы, сохранившихся в малых городах; в созидании великого духа великой державы.
Радонеж