Поводом к мероприятию послужила озабоченность правозащитников следующими явлениями: контртеррористическая операция, проводимая правительством Российской Федерации, с их точки зрения, фактически свелась к негласной системе апартеида: в общественных местах вводятся неофициальные сегрегационные нормы; МВД РФ ориентирует свои спецмероприятия уже не по национальному, а по конфессиональному признаку.
По словам Гейдара Джемаля, в последнее время в Москве существует тенденция к установлению режима "сегрегации", национального и конфессионального апартеида. В качестве объекта преследования растиражирован образ "шахидки" - женщины-мусульманки, отличающейся прежде всего своим внешним видом. Логика органов власти проста: если женщина одета согласно мусульманским канонам, значит, она автоматически попадает под подозрение в терроризме. Такое положение дел, с точки зрения Гейдара Джемаля, не только оскорбляет 30-миллионную мусульманскую умму (общину) России (на самом деле в России не более 3 миллионов этнических мусульман и 2-3 миллионов незаконных иммигрантов. Русская линия), но и является попросту нелогичным. В самом деле, женщины, причастные к последним терактам в Москве, не носили ни платков, ни длинных юбок, как то предписывают правила для женщин-мусульманок; их внешний вид не вызвал никаких подозрений у правоохранительных органов. Таким образом, налицо стремление властей сбить социальный накал, возникший по объективным политико-экономическим причинам, и переключить внимание общества на "образ врага", который последовательно создается сейчас в общественном мнении, в том числе в российских СМИ.
Как отметила Л. Алексеева, российских правозащитников тревожит четко обозначившаяся проблема: борьба с терроризмом, которая ведется с сентября 2002 года и является изначально необходимым и нормальным явлением, к настоящему моменту приняла самые уродливые формы, подчас противоречащие российской конституции. Несмотря на задекларированное равенство граждан РФ, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, права человека с неславянской внешностью часто нарушаются. Причем если раньше преследованиям подвергались в основном мужчины "кавказской национальности", то теперь мишенью для необоснованных проверок и притеснений все чаще становятся женщины. По словам Н. Аширова, его жену, женщину алжирского происхождения, уже неоднократно задерживали сотрудники милиции, не объясняя при этом причин и мотивируя свое поведение лишь тем, что она одета не так, как остальные женщины на московских улицах. Таким же было объяснение отказа пустить еЈ в торговый центр "Атриум". Все это, подчеркнул Н. Аширов, не может не вызывать раздражения у людей, исповедующих ислам. На волне нарастающего русского фашизма возникает опасность развала Российского государства, которое изначально формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. Сегодня эти основы подрываются, и власти пора бы предпринять усилия для того, чтобы положить конец разжиганию национальной розни, которая уже стала реальностью для Москвы и других российских городов.
Итоги пресс-конференции подвел Б. Кагарлицкий, отметивший в своем выступлении, что расовая и религиозная нетрепимость в стала в последние годы глобальной проблемой, а не только сугубо российской. Несмотря на, казалось бы, всеобщее признание прав человека независимо от происхождения и убеждений, эти права все чаще ставятся под сомнение. А это - прямой путь к средневековому делению на категории "своих" и "чужих", идущему вразрез со всеми демократическими принципами, подчеркнул Б. Кагарлицкий.
Regnum