Кратко коснувшись положительных перемен, которые произошли в РПЦЗ(В) после отделения Митрополита Виталия от администрации митрополита Лавра, авторы письма продолжают: "В настоящее время наша Церковь переживает серьезный кризис. Мы не в состоянии скрывать эту тяжелую правду. Фактически, наш Церковный Корабль в настоящее время находится без управления и несется в полном тумане по неизвестному пути".
Далее авторы письма приводят слова из Рождественского послания Митрополита Виталия, в которых старец-первоиерарх напоминает, что его могут выкрасть или насильно заточить, и из заточения он не сможет укреплять и наставлять паству.
"Хотя враги Церкви не смогли выкрасть Владыку Митрополита, они смогли заточить его и лишить свободы, - говорится в письме. - Это случилось тихо, без скандалов и насильственного захвата. Это совершилось с помощью Людмилы Роснянской. Роснянская заключила договор с архиепископом Лавром, в котором она пообещала передать Митрополита Виталия под контроль архиепископа Лавра". Авторы письма свидетельствуют, что Людмила Роснянская, многолетний личный секретарь Владыки Виталия, препятствует любым связям Митрополита с внешним миром.
"Однако, что особенно прискорбно, вместо прекращения этой позорной ситуации и освобождения престарелого Митрополита от этой пагубы, наши братья во Франции (Владыка Варнава и его клирики) только укрепляют положение Роснянской. Установив хорошее взаимопонимание с Роснянской и используя ее влияние на Митрополита, французские клирики получают любые решения, которые считают необходимыми. Управляя таким образом, в соответствии с их собственным пониманием нужд Церкви, они явно не понимают, что находятся в одном лагере с синодом Лавра и другими врагами нашей Церкви", - утверждают оо. Виктор и Иосиф.
Далее авторы письма свидетельствуют, что французская часть РПЦЗ(В) воспрепятствовала визиту Митрополита Виталия в Россию. Решение об этой поездке было принято Митрополитом Виталием в апреле 2002 года. Кроме того, Архиепископ Варнава и протоиерей Вениамин Жуков (Париж), по словам авторов письма, уже трижды переносили дату предстоящего Собора РПЦЗ(В), так что в настоящее время ни дата Собора, ни повестка дня не установлены.
Но главной проблемой авторы письма называют отсутствие у РПЦЗ(В) "четкого исповедания веры". Так, решение об отношении к Синоду Противостоящих митрополита Киприана менялось несколько раз, и до сих пор некоторые клирики (например, протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый) называют принятое решение об осуждении митрополита Киприана "частным мнением канадских клириков", а подпись Архиепископа Варнавы под этим решением объясняется "недоразумением".
В письме подчеркивается: "Без точного исповедания веры, и особенно без основательной церковной позиции, невозможно понять причины раскола архиепископа Лавра. Невозможно исправить все предыдущие ошибки и отклонения". Далее авторы письма призвали всех верных объединиться под общим исповеданием веры.
К письму прилагается исповедание веры, подписанное креме двух указанных клириков, священником Михаилом Марциновским, казначеем РПЦЗ(В), а также канадскими священниками Андреем Кенсисом и Марком Смитом. В исповедании утверждается, что Московская патриархия отпала от Российской Православной Церкви, осуждается экуменизм, "мировое православие" и киприанизм.
Вертоградъ