Сейчас индульгенция практикуется лишь во время паломничеств, совершаемых в Святой год.
Так Ватикан только что переиздал "учебник индульгенции", "Enchiridion Indulgentiarum", небольшую книгу в красном переплете на 115 страницах, составленную на латыни, но, правда, переведенную и на живые языки, в которой перечислены и описаны средства получения индульгенций. Отныне грешник сможет получить частичное или полное отпущение грехов, молясь вместе с Папой по телевизиору или по радио и воздерживаясь от курения в течение суток.
Он также может искупить грехи, совершая молитву в группе людей, или, например, размышляя на божественные темы вне церковных учреждений. Кроме того, помогая бедным, в число которых теперь включены и беженцы.
Но для любого отпущения грехов неизменно необходимы четыре предварительных условия: исповедаться, причаститься, помолиться с Папой и иметь "чистое сердце".
Еще один путь может приобщить к этой практике гораздо большее количество людей: достаточно осенить себя на публике крестным знамением.
Представляя этот учебник, о. Дарио Рецца объяснил, что "осенение себя на публике крестным знамением означает в наши дни сильный духовный жест, накладывающий на человека определенные обязательства". Впрочем, католическая Церковь предпочитает сегодня употреблять более положительные слова "обязательство" и "очищение", нежели прежние "искупление" или "отпущение грехов".
В приложении своей буллы, посвященной Великому юбилею 2000 года, Папа детализировал возможности получения юбилейных индульгенций: в нем приведен список базилик и святых мест, куда паломник должен отправиться для получения отпущения грехов, и список добрых дел.
Изначально индульгенции касались публично налагаемых на грешников наказаний, затем постепенно появились таблицы расценок и тарифов за совершенные грехи в зависимости от милостыни, месс или прочих молитв; впоследствии индульгенции вообще стали продаваться. Злоупотребление этой практикой стало причиной Реформации и раскола католической Церкви: в 1517 Лютер обнародовал свои "95 тезисов против индульгенций", ставших основополагающим текстом протестантизма.
Начиная с Юбилея 1300 года, когда грешники в течение двух недель обязаны были каяться во всех римских базиликах, этот обычай постоянно претерпевал изменения.
В 1400 году Рим был охвачен процессиями братств флагеллантов, которые должны были поститься в течение десяти дней и прощать своих врагов. В 1525 году под нажимом протестантов Климент VII упраздняет обязательную милостыню. В 1675 Климент X запрещает карнавал, продажным женщинам показываться в окнах и "зубоскалить", а в харчевнях повышать цены. В 1775 г. некоторые люди избавлены от необходимости посещать четыре римские базилики. И лишь в 1967 году Павел VI упраздняет "тарифы" на пребывание в чистилище в течение месяца, дня или даже нескольких часов за тот или иной акт покаяния.
Наконец в 1983 Иоанн Павел II вводит новшества: теперь заключенным разрешается искупить свои грехи, не выходя из мест заключения; и во-вторых, впервые с 1300 года паломники могут получить индульгенцию без обязательного посещения Рима.
В третьем тысячелетии новшество коснется и еще одной категории, глухо-немых: они смогут получить отпущение грехов, мысленно прочитав молитву.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК