Кадр из фильма
Фильм «Голгофа» - не нов. В прокат он вышел еще в 2014 году. Однако, непонятно почему, этот фильм в свое время не получил должного внимания, хотя его сюжет как никогда остр и актуален. Особенно в наше время. Особенно в нашей стране. Сегодня единственную истинную Церковь в Украине хотят обвинить во всех смертных грехах и даже в гибели самих жителей Украины только за то, что она не отрекается от Своих устоев, правил и канонов.
При чем здесь фильм «Голгофа»? При том, что в этом фильме очень красочно показана война современного мира против Церкви. Церковь - это Тело Христово, и, соответственно, у Нее нет иной дороги, кроме той, по которой прошел Сам Господь Иисус Христос. Популярный христианский писатель-апологет К. С. Льюис писал: «Разные дороги ведут ко Христу, но все они проходят через Голгофу». А известный историк И. Смолич замечал, что одним из признаков истинности Церкви является Ее неприятие этим миром, Ее гонимость. И поэтому, если человек решается отдать свою жизнь Христу, он тем самым обрекает себя на гонения. Таковы реалии жизни и многовековая история Церкви - яркое тому подтверждение.
Кадр из фильма
Итак, в чем особенность рассматриваемого нами фильма? Чем он увлекает зрителей? Ценность данной киноленты в том, что она рассказывает не о некоем идеальном обществе с идеальными служителями Бога. «Голгофа» иллюстрирует реальное человеческое общество, на примере жителей небольшого ирландского городка с реальным местным католическим священником. И этот священник имеет свои, как и у прочих людей, слабости и недостатки. Лейтмотивом фильма является идея о том, что подобные недостатки священнослужителя вовсе не мешают ему нести свет Евангелия людям.
Кадр из фильма
Сюжет киноленты начинается с того, что к одному священнику на исповедь приходит некий человек (по католической традиции самого исповедующегося не видно, так как исповедь проходит в специальных кабинках-исповедальнях). Этот человек сообщает отцу Джеймсу (именно так зовут главного героя фильма), что через семь дней убьет его, так сказать, в отместку за чужой грех: сам будущий убийца в детстве был изнасилован неким священником и месть жертвы в итоге падает на невинного священника. Однако священник, услышав подобную угрозу, к удивлению, вовсе не идет в полицию, чтобы выдать потенциального убийцу, которого, судя по всему, узнал сразу же - по голосу, а продолжает жить обычной жизнью, и дальше общаясь со своими погрязшими во грехах прихожанами и пытаясь наставить их на правильный путь.
Кадр из фильма
Священник не выдает убийцу, потому что до последнего надеется на возможность его раскаяния. И в то же время он понимает, что единственным правильным выходом из сложившейся ситуации может быть только повторение подвига Христа - смиренно принять на себя чужие грехи и, подобно Господу, взойти на свою собственную Голгофу.
Кадр из фильма
Очень интересно изображены в фильме сами «прихожане» священника-страдальца. Тот «материал», с которым приходится работать отцу Джеймсу, весьма разнороден: это и полицейский с нетрадиционной (по крайней мере для большинства наших соотечественников) ориентацией, и утративший интерес к жизни богач-алкоголик, и хирург-мизантроп, и мясник, постоянно избивающий свою жену, и сама жена, изменяющая мужу с циничным и хамоватым чернокожим автомехаником, и старый писатель, подумывающий о самоубийстве. Таким образом, каждый из прихожан ирландского пастыря носит в себе самые распространенные в современном обществе страсти и пороки. И всем отец Джеймс старается помочь увидеть в себе ту греховную порчу, которая, как рак, разъедает человека изнутри. Священник не теряет надежды на то, что каждого человека можно исправить, потому что, как сам он говорит об этом в фильме, «нет безнадежных случаев». Отец Джеймс относится к своим прихожанам точно так, как заповедуют это делать святые отцы: «Ненавидь не самого грешника, но его грех».
Кадр из фильма
Тем не менее сами прихожане относятся к своему пастырю вовсе не так, как это должно быть на самом деле. Несмотря на то что все они посещают богослужения и даже участвуют в Таинстве Евхаристии, большинство из них смеется над верой своего священника, его унижают, оскорбляют, уничтожают все то, что ему дорого: сначала убивают его собаку, а потом даже сжигают храм. Но отец Джеймс при этом никого не осуждает. И даже когда он пытается в одиночку потушить пылающее здание - ему не просто никто не помогает, но некоторые позволяют себе даже ухмыляться при виде горящей церкви. В конечном же итоге именно один из прихожан и убивает своего пастыря...
Почему разговор именно об этом фильме? Потому что «Голгофа» - это некая лакмусовая бумажка, отражающая нравственное состояние современного общества. Земли Ирландии были просвещены светом Евангелия еще задолго до появления христианства в пределах Киевской Руси, но нынешнее положение Церкви в Западной Европе не может не настораживать.
Кадр из фильма
Если в странах «культурной» и «толерантной» Европы становится невозможным открытое исповедание принадлежности к христианству, если запрещено говорить о тягчайших страстях и пороках, называя «черное» «черным», а «белое» «белым», - это уже совсем не толерантность, а экспансия греха. Фильм «Голгофа» показывает, до чего может скатиться современное «гуманное» общество, которое стремительно теряет веру в Бога, а также уважение и благоговение к Его Церкви и служителям. Доказательством тому может послужить позиция одного из персонажей фильма - врача местной больницы. Он прямо заявляет отцу Джеймсу, что его, священническое, служение - это всего лишь пустая болтология, не приносящая людям абсолютно никакой пользы. Подобное заявление от человека, главным девизом которого являются слова «Не навреди!», может убить в людях всякую веру в добро, нравственность, справедливость... Но священник не отчаивается... «Прости им, ибо не ведают что творят» (Лк. 23:34).
Отец Джеймс не теряет веры в то, что каждый из его прихожан может поменяться. Стоит им только раскаяться - и они сразу же получат от Бога прощение своих грехов, а с прощением - и мир душевный. Однако, отец Джеймс с искренним сожалением понимает, что из всех добродетелей люди более всего недооценивают силу прощения.
Прощение... Именно прощением заканчивается сюжет «Голгофы», когда дочь убитого священника приходит к убийце своего отца в тюрьму. Но она приходит, в отличие от самого убийцы, не за местью и вовсе не для того, чтобы обвинить в чем-то душегуба или высказать ему все свое горе и негодование... Она приходит только для того, чтобы простить его. И такое прощение (хоть оно в самом фильме и обыграно безмолвно) касается души преступника: зритель по глазам убийцы понимает, что он меняется.
Кадр из фильма
Несмотря на то что люди в большинстве своем не хотят замечать роль Церкви в современном мире, последняя тем не менее продолжает совершать свою миссию, ради которой Христос умер на Голгофе. Церковь создана для того, чтобы освящать человека, наполнять его жизнь подлинным смыслом, напоминая о том, что каждый из нас - образ и подобие Божие. Священник же, подобно пушкинскому пророку, призван «глаголом жечь сердца людей», пытаться разбудить их от греховной спячки и состояния духовной апатии, пусть даже ценой собственной жизни. И если он все-таки сможет отвратить хоть одну-единственную душу от закоснения во грехе, значит уже не потеряет награды, обещанной ему Богом, и всякая «Голгофа», через которую верующему человеку рано или поздно надлежит пройти, неизбежно приведет его ко Христу.
http://pravlife.org/content/o-skrytom-smysle-filma-golgofa