О скрытом смысле фильма «Голгофа»

«Разные дороги ведут ко Христу, но все они проходят через Голгофу»

0
1244
Время на чтение 7 минут

Кадр из фильма

Фильм «Голгофа» - не нов. В прокат он вышел еще в 2014 году. Однако, непонятно почему, этот фильм в свое время не получил должного внимания, хотя его сюжет как никогда остр и актуален. Особенно в наше время. Особенно в нашей стране. Сегодня единственную истинную Церковь в Украине хотят обвинить во всех смертных грехах и даже в гибели самих жителей Украины только за то, что она не отрекается от Своих устоев, правил и канонов.

При чем здесь фильм «Голгофа»? При том, что в этом фильме очень красочно показана война современного мира против Церкви. Церковь - это Тело Христово, и, соответственно, у Нее нет иной дороги, кроме той, по которой прошел Сам Господь Иисус Христос. Популярный христианский писатель-апологет К. С. Льюис писал: «Разные дороги ведут ко Христу, но все они проходят через Голгофу». А известный историк И. Смолич замечал, что одним из признаков истинности Церкви является Ее неприятие этим миром, Ее гонимость. И поэтому, если человек решается отдать свою жизнь Христу, он тем самым обрекает себя на гонения. Таковы реалии жизни и многовековая история Церкви - яркое тому подтверждение.

Кадр из фильма

Итак, в чем особенность рассматриваемого нами фильма? Чем он увлекает зрителей? Ценность данной киноленты в том, что она рассказывает не о некоем идеальном обществе с идеальными служителями Бога. «Голгофа» иллюстрирует реальное человеческое общество, на примере жителей небольшого ирландского городка с реальным местным католическим священником. И этот священник имеет свои, как и у прочих людей, слабости и недостатки. Лейтмотивом фильма является идея о том, что подобные недостатки священнослужителя вовсе не мешают ему нести свет Евангелия людям.

Кадр из фильма

Сюжет киноленты начинается с того, что к одному священнику на исповедь приходит некий человек (по католической традиции самого исповедующегося не видно, так как исповедь проходит в специальных кабинках-исповедальнях). Этот человек сообщает отцу Джеймсу (именно так зовут главного героя фильма), что через семь дней убьет его, так сказать, в отместку за чужой грех: сам будущий убийца в детстве был изнасилован неким священником и месть жертвы в итоге падает на невинного священника. Однако священник, услышав подобную угрозу, к удивлению, вовсе не идет в полицию, чтобы выдать потенциального убийцу, которого, судя по всему, узнал сразу же - по голосу, а продолжает жить обычной жизнью, и дальше общаясь со своими погрязшими во грехах прихожанами и пытаясь наставить их на правильный путь.

Кадр из фильма

Священник не выдает убийцу, потому что до последнего надеется на возможность его раскаяния. И в то же время он понимает, что единственным правильным выходом из сложившейся ситуации может быть только повторение подвига Христа - смиренно принять на себя чужие грехи и, подобно Господу, взойти на свою собственную Голгофу.

Кадр из фильма

Очень интересно изображены в фильме сами «прихожане» священника-страдальца. Тот «материал», с которым приходится работать отцу Джеймсу, весьма разнороден: это и полицейский с нетрадиционной (по крайней мере для большинства наших соотечественников) ориентацией, и утративший интерес к жизни богач-алкоголик, и хирург-мизантроп, и мясник, постоянно избивающий свою жену, и сама жена, изменяющая мужу с циничным и хамоватым чернокожим автомехаником, и старый писатель, подумывающий о самоубийстве. Таким образом, каждый из прихожан ирландского пастыря носит в себе самые распространенные в современном обществе страсти и пороки. И всем отец Джеймс старается помочь увидеть в себе ту греховную порчу, которая, как рак, разъедает человека изнутри. Священник не теряет надежды на то, что каждого человека можно исправить, потому что, как сам он говорит об этом в фильме, «нет безнадежных случаев». Отец Джеймс относится к своим прихожанам точно так, как заповедуют это делать святые отцы: «Ненавидь не самого грешника, но его грех».

Кадр из фильма

Тем не менее сами прихожане относятся к своему пастырю вовсе не так, как это должно быть на самом деле. Несмотря на то что все они посещают богослужения и даже участвуют в Таинстве Евхаристии, большинство из них смеется над верой своего священника, его унижают, оскорбляют, уничтожают все то, что ему дорого: сначала убивают его собаку, а потом даже сжигают храм. Но отец Джеймс при этом никого не осуждает. И даже когда он пытается в одиночку потушить пылающее здание - ему не просто никто не помогает, но некоторые позволяют себе даже ухмыляться при виде горящей церкви. В конечном же итоге именно один из прихожан и убивает своего пастыря...

Почему разговор именно об этом фильме? Потому что «Голгофа» - это некая лакмусовая бумажка, отражающая нравственное состояние современного общества. Земли Ирландии были просвещены светом Евангелия еще задолго до появления христианства в пределах Киевской Руси, но нынешнее положение Церкви в Западной Европе не может не настораживать.

 

Кадр из фильма

Если в странах «культурной» и «толерантной» Европы становится невозможным открытое исповедание принадлежности к христианству, если запрещено говорить о тягчайших страстях и пороках, называя «черное» «черным», а «белое» «белым», - это уже совсем не толерантность, а экспансия греха. Фильм «Голгофа» показывает, до чего может скатиться современное «гуманное» общество, которое стремительно теряет веру в Бога, а также уважение и благоговение к Его Церкви и служителям. Доказательством тому может послужить позиция одного из персонажей фильма - врача местной больницы. Он прямо заявляет отцу Джеймсу, что его, священническое, служение - это всего лишь пустая болтология, не приносящая людям абсолютно никакой пользы. Подобное заявление от человека, главным девизом которого являются слова «Не навреди!», может убить в людях всякую веру в добро, нравственность, справедливость...  Но священник не отчаивается... «Прости им, ибо не ведают что творят» (Лк. 23:34).

Отец Джеймс не теряет веры в то, что каждый из его прихожан может поменяться. Стоит им только раскаяться - и они сразу же получат от Бога прощение своих грехов, а с прощением - и мир душевный. Однако, отец Джеймс с искренним сожалением понимает, что из всех добродетелей люди более всего недооценивают силу прощения.

 

Прощение... Именно прощением заканчивается сюжет «Голгофы», когда дочь убитого священника приходит к убийце своего отца в тюрьму. Но она приходит, в отличие от самого убийцы, не за местью и вовсе не для того, чтобы обвинить в чем-то душегуба или высказать ему все свое горе и негодование... Она приходит только для того, чтобы простить его. И такое прощение (хоть оно в самом фильме и обыграно безмолвно) касается души преступника: зритель по глазам убийцы понимает, что он меняется.

Кадр из фильма

Несмотря на то что люди в большинстве своем не хотят замечать роль Церкви в современном мире, последняя тем не менее продолжает совершать свою миссию, ради которой Христос умер на Голгофе. Церковь создана для того, чтобы освящать человека, наполнять его жизнь подлинным смыслом, напоминая о том, что каждый из нас - образ и подобие Божие. Священник же, подобно пушкинскому пророку, призван «глаголом жечь сердца людей», пытаться разбудить их от греховной спячки и состояния духовной апатии, пусть даже ценой собственной жизни. И если он все-таки сможет отвратить хоть одну-единственную душу от закоснения во грехе, значит уже не потеряет награды, обещанной ему Богом, и всякая «Голгофа», через которую верующему человеку рано или поздно надлежит пройти, неизбежно приведет его ко Христу.

http://pravlife.org/content/o-skrytom-smysle-filma-golgofa
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Музольф
Как часто можно причащаться на Светлой седмице и как готовиться к Причастию?
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
30.04.2019
Что такое Антипасха? Когда она наступает? Что в этот день нужно делать?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
13.04.2018
Великая Среда: что важно знать?
Что Церковь вспоминает в среду Страстной седмицы
04.04.2018
Почему верующая женщина никогда не предъявит претензий, что ее права в Церкви ущемлены
О распространенных заблуждениях по поводу многовекового подавления женщины Церковью рассказывает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
14.01.2018
Чем отличается рай от Царствия Небесного?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
29.11.2017
Все статьи Андрей Музольф
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50