Верить легко

0
906
Время на чтение 6 минут
Детский вопрос: «Если Бог есть, почему не все в Него верят?». Да уж, далеко не все... И даже не просто не верят, а, захватив в некоторой стране власть, объявляют Богу, вере и верующим войну до полного - как надеются - уничтожения...

Уничтожить до конца не удается, власть выдыхается и уходит. В стране, как во всякой другой цивилизованной - свобода совести. И что же - все обращаются к Богу?.. Опять же, далеко не все. И не проведешь четкой границы, не разделишь: вот, здесь верующие, а здесь атеисты. Непростая это ситуация, много здесь человеческих вариантов. Кто-то говорит: я бы хотел верить, но не могу, не получается, не верится, такой уж я, наверное, по природе своей. Кто-то заслоняется от вопросов о вере умным словом «агностик», и поди пойми, что там, за этой заслонкой. Иной человек без всяких заслонок называет себя убежденным атеистом, аргументируя это тем, что религия противоречит науке, и вообще, как можно верить, если нельзя доказать?.. А кто-то просто предпочитает «не заморачиваться»...

Бывает и такое: человек много лет живет в Церкви, начинает и завершает день молитвой, читает Священное Писание и не мыслит, судя по всему, без этого своей жизни, и получает добрые плоды... Но не может при этом избавиться от подспудного сомнения. Сомнение теснит в человеке веру, отстаивая пространство для себя; оно остужает душу, не давая ей прогреться; оно не дает верующему собраться с силами, ибо сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что­нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих (Иак. 1, 6-8). Сколько раз я сама повторяла про себя эти слова апостола, брата Господня - не зная, как мне быть и что делать. Что оно такое, мое сомнение: гордыня ума, уверенного, что именно он - верховный судья всему, или просто-напросто здравость ума, его нормальная работа?.. А что такое моя вера - истина, открывшаяся сердцу, или субъективно выбранный метод организации сознания и защиты психики? Почему я собственной своей вере не доверяю? Какой трудный это, оказывается, предмет...

И вот, в мои руки попала книга митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении». Она помогла мне сориентироваться, нащупать корень проблемы, увидеть путь ее решения. Конечно, мы очень разные, и духовная дорога у каждого своя, и препятствия на этой дороге всякий раз особые, индивидуальные, но труд владыки Вениамина, полагаю, поможет многим...

Если бы автор этой и многих других замечательных книг был сейчас жив, я бы обязательно пришла к нему со своими личными вопросами. Но его давно уже нет на земле: позапрошлым летом я стояла возле его гроба в Дальних пещерах Псково-Печерского монастыря и вспоминала о последнем, саратовском (1955-1957) периоде его реэмигрантского российского служения. О той травле, которую ему здесь организовали... Но это отдельный разговор. Сейчас о книге, которая - о главном. О самом трудном...

И, одновременно, самом легком. Митрополит Вениамин показывает нам именно это: верить легко. Тяжело - не верить. Неверие - это страшный груз человеческой гордости, «самости», уверенности человека во всемогуществе его разума, это груз противления Богу, это тяжесть греха. Освободившийся от этой тяжести человек взлетает - легко и естественно, как птица.

Первая часть книги называется «Детская вера». Автор рассказывает о собственном пути. Верить в Бога для него, ребенка, было так же естественно, как верить маме. «Как я любил богослужения! Это были действительно праздники моей души...» Все, связанное с Церковью, с богослужением вызывало у мальчика благоговейный трепет, рождало тепло, и он не подвергал это никакой критике - зачем?.. Но вот, приходит пора «лукавых помыслов»: «А может быть, это только вот нас в школе учат так? А на самом деле умные-то люди как раз и неверующие?» Сомнение «копилось в сердце» тринадцатилетнего Вани Федченкова и «отравляло радость» от жизни в Церкви. И все же - «сердце хотело веры и радовалось ей; и наоборот - не хотело неверия, инстинктивно отталкивалось от этой лжи».

Но путь Ивана - в будущем митрополита Вениамина - к той полной, не подорванной сомнением вере, которой всегда хотело его сердце, оказался трудным - еще и потому, что одиноким. В детстве ему помогали все - родители, бабушка - «святая смиренница», приходской священник... А вот в отрочестве и юности, даже в Духовной Академии он не нашел помощи, хотя и получал, безусловно, знания, в том числе и в богословских науках. Но эти знания не давали иммунитета против духа эпохи: будущий архиерей «...как и все кругом, думал: человек сам все может. В такой вере в человека было построено даже обучение наше - психологии, нравственному богословию... Все совершается естественными усилиями нашего ума и воли. Не только в учебниках, но и в жизни не было места для вмешательства иной силы, благодатной...».

Все кругом обсуждали, как поправить дела в России, в обществе, в Церкви... И мало кто понимал, что поправить их может только Творец, если люди будут Ему верны; что искать нужно прежде Царства (Мф. 6, 33). Люди во всем полагались на себя, на человеческие усилия: «Нравственность пала? - Вот заведем общее образование... "Наука спасет мир" - так сказал один ректор университета при открытии его. А в это время нас, "научников", уже выжимали со всей России большевики... И поделом!» - так пишет владыка Вениамин. Он считает, что его поколение, как и все образованное российское общество, было отравлено «противоречащим Евангелию, и Посланиям, и гносеологии святых отцов, и вообще, существу веры» духом рационализма и поклонения уму. Уверенные во всемогуществе своего ума, люди и слышать не хотели о том, что находится за его пределами... как, кстати, и сейчас многие не хотят.

Но что же не дало Ивану Федченкову, столь молодому тогда еще человеку, окончательно расстаться с Небесным Отцом, бесповоротно уйти из Христовой Церкви? Оказывается, простая вера, «какую имел с детства: она была у меня в сердце и в жизни, а рационализм - лишь в голове, да и то больше как искушение, противное для души моей».

...Мы читаем уже вторую часть книги - «Разум­ная вера». И следующая за этими словами главка ее называется - «Процесс преодоления наваждения». Студент Духовной Академии много читал; но святоотеческие книги «лишь помогали или шли навстречу тому процессу, который был в душе моей». Обретение новой, испытанной, преодолевшей уже искушение веры оказалось делом долгим - и делом личного опыта; оно прошло «через горнило души», именно потому оно прочно... и просто: «...даже странным кажется: как это не видят другие?».

Будущий архипастырь научился различать ум и сердце. Ум помог ему убедиться в его же, ума, несостоятельности в вопросах веры. Святые отцы Церкви подтвердили это открытие. Простой совет святителя Иоанна Златоуста - «Если чего-нибудь не понимаешь, то прими это простою верою» - был, наконец, принят его русским соименником, тогда еще не Вениамином.

Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). «Есть Бог» или «Нет Бога» - говорит не ум, но сердце. Почему же оно, однако, говорит то или другое? Как оно выбирает? Ответ на этот вопрос мы вместе с владыкой Вениамином ищем в Евангелии: Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин. 7, 17). Опыт хотящего творить, делающего этот внутренний выбор «показывает истинность веры». Далее автор цитирует Первое Послание апостола Иоанна: Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас (4, 6). И продолжает: «Вера - от Бога; в ком Бог, в том и вера будет. И наоборот. Следовательно, дело совсем не в уме и не в знаниях, а в духе, в сердце и еще глубже - в Боге, живущем в сердце и открывающемся ему. А в ком Бог пребывает? - Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том (1 Ин. 3, 24)».

Бог не постигается умом, Бог открывается человеку, который «сроден по духу своему Христу Богу», и не открывается тому, кто сделал иной выбор, кто Ему чужд. Неверующий - это человек, утративший сродство Богу, отказавшийся от этого сродства. Познание человеком Бога происходит по мере того, как Сам Господь озаряет обращенного к Нему человека Своим светом - «да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих» (иерейская молитва на первом часе).

Книга митрополита Вениамина написана самым что ни на есть живым и естественным языком, без всяких философских терминов и прочих книжных «умностей»; она похожа на большое письмо к человеку, которому автор очень хочет помочь. Конечно, в этом своем тексте я отразила далеко не всю книгу, не всю, так скажем, ее проблематику: она гораздо шире и глубже. Я постаралась сказать о том, что оказалось главным лично для меня - будучи, однако, уверенной, что не для меня одной.

Газета «Православная вера» № 10 (582)

Марина Бирюков

https://eparhia-saratov.ru/Articles/verit-legko
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Кирилл Д.
10.11.2024 23:39
Хватит ныть!
Новый комментарий от учитель
10.11.2024 23:33
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
10.11.2024 22:26
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 22:17
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от ISKANDER
10.11.2024 21:40
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
10.11.2024 21:32