Нет более актуальной и насущной темы для современной политики, чем тема российско-украинских отношений. Раскол между Украиной и Россией, обозначившийся в 2014 году, после «революции гидности», а точнее сказать, после известного госпереворота, случившегося в Киеве в феврале 2014 года, - раскол этот всё более углубляется... Попыткой поиска путей выхода из этого кризиса и является книга «Российско-украинский узел. Потеряна ли Украина для России?», изданная на основе публикаций в интернет-газете «Столетие» в течение двух лет.
Открывается книга замечательной статьёй известного нашего политического деятеля, президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Наталии Алексеевны Нарочницкой «Исторические корни украинского кризиса». Статья эта во многом задаёт тон всей книге. Н.А. Нарочницкая, в частности, пишет:
«Что же после революции (1917 года. - Ред.)? Вопреки мифам о подавлении советским тоталитаризмом украинской идентичности, первые 20 лет "Радянськой Влади" явились золотым веком для галицийской идеологии. Большевики издали в 1923 году постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации, несмотря на то, что влияние «самостийничества» в самом малороссийском народе еще в первой четверти XX в. было совершенно ничтожным. В результате единственных муниципальных выборов на Украине летом 1917 года в органы местного самоуправления избрано: от общероссийских партий - 870 депутатов, от украинских федералистских партий - 128, от сепаратистов - ни одного.
Тотальная украинизация на фоне разгрома русской культуры, Церкви, уничтожения консервативной интеллигенции были содержанием ленинской национальной политики. Именно ранняя советская историческая наука, которую создавали столпы Института красной профессуры М.Н. Покровский и С.А. Пионтковский, остервенело развенчивала русскую историю - «плод захватов и ненасытной завоевательной похоти». Именно эта школа вполне легализовала терминологический и понятийный аппарат униатской «австрийско-украинской» партии, препарировав его под нужды классовой борьбы Украины, «чуждой державы царей», против «тюрьмы народов». Религиозно-историческая риторика была виртуозно заменена классовой, но вся русофобская направленность сохранилась и возросла».
Так что, если углубиться в историю Украины, то мы увидим, что истоки внутреннего кризиса в этой стране имеют очень глубокие корни. Н.А. Нарочницкая также пишет:
«Почему, обретя самостоятельность, Украина вдруг становится вовсе не братским и дружественным государством, то есть не братским и не дружественным по отношению к России?». И сама отвечает на этот вопрос: «Эта антиномия заложена в самой природе вещей. Как это ни парадоксально, причина именно в генетической общности и крайней близости народов».
Да, это парадокс, но именно между родными братьями часто возникают трудноразрешимые споры на почве зависти одного из братьев к другому. Н.А. Нарочницкая вспоминает библейскую историю братьев Авеля и Каина, когда Каин, как известно, возревновал к своему брату, которого более возлюбил Господь. Не в этом ли кроется определённое недоброжелательство со стороны украинцев по отношению к русским, как к нации более успешной, более сильной, сумевшей построить великое всесветное государство, занявшее одну шестую часть земной суши, в то время как Украина долгое время пребывала под иностранным владычеством и лишь с помощью своего «старшего брата» России сумела освободиться от чуждого польского католического ига. Однако деструктивные силы на Украине, подпитываемые из-за рубежа, активно внушают украинскому народу мысль о том, что он находится в неравноправном положении с русским народом, что Украина лежит «под пятой Московии», и что от этой зависимости надо освободиться. В этом ключе и развивались события на Майдане в начале 2014 года. И к каким страшным последствиям они привели!
Всё, что происходит на Украине, особенно интересует читателей «Столетия», да это и неудивительно - судьба наших стран настолько близка и соединена между собой, что во многом будущее и Украины, и России зависит от развития наших отношений.
И отнюдь не случайно обложку этой, прекрасно оформленной книги украшает изображение памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, где знаменитый гетман указывает своей булавой в сторону России...
Веками украинский взгляд на Россию раздваивался: между союзом и дружбой с нашей страной и оголтелой враждой к ней. У обоих этих направлений были свои адепты, сторонники и вожди. К сожалению, после переворота февраля 2014 года возобладала линия на вражду с Россией. И к чему это привело Украину? К политической и экономической деградации, к моральному и нравственному опустошению, к откровенному одичанию во всех своих делах и поступках. Во всей своей государственной политике. Необходимо было во всём этом разобраться. Авторы книги «Российско-украинский узел» и пытаются разобраться во всех этих сложных проблемах, пытаются дать ответы на самые острые вопросы.
Интернет-издание «Столетие» известно своими обстоятельными аналитическими материалами, выходящими под рубрикой «Территория истории».
В статье Александра Пронина «Кто вверг Украину в «Руину» анализируются сами истоки украинского кризиса, в том числе и кризиса в отношениях с Россией. Истоки эти лежат в той эпохе, которую на Украине принято называть «Руиной».
То есть развалом, разрухой, говоря по-русски. Но самым точным определением здесь было бы - «смутное время», схожее со смутным временем в России в начале XVII века. На Украине эта грозовая эпоха пришлась на середину данного столетия. Именно тогда решалась судьба Украины, когда украинский, а я бы сказал - русский народ Южной нашей коренной Руси (почитайте «Тараса Бульбу» Гоголя - запорожцы везде называют себя русскими!) восстал против власти магнатов католической Польши под водительство славного гетмана Богдана (так величал его народ) Хмельницкого. Результатом этой борьбы стала знаменитая Переяславская Рада, где всенародно было принято решение быть «навеки с Россией, навеки с русским народом». Так обозначилась линия здоровой части украинского общества, православного мира, понимавшего, что не может быть разделения двух братских народов, вышедших из одного исторического лона - Киевской Руси. Но сразу же против этого здорового направления в украинской политике, восстали поистине адские силы! И началась «руина».
Я не буду пересказывать интереснейшую статью Александра Пронина - это кладезь уникальных сведений о малоизвестном времени в истории родного нам народа, но замечу, что причиной неурядиц, войн, междоусобиц, разрухи на Украине часто бывало предательство самых высших чинов в украинской властной иерархии, которые не думали о своём народе, а только о своих шкурных интересах. Целые плеяды гетманов, пришедших к власти после смерти великого Богдана, сделали, кажется, всё, чтобы поссорить Украину с Россией, разорвать её на части, вернуть её в состав католической Польши, или отдать под османское иго. И за всем этим стояли именно шкурные собственнические интересы политиканствующих дельцов. Это и была эпоха «Руины». И как похоже это на то, что происходит сейчас!
В статье Дмитрия Мельникова «Москва - Киев: противостояние углубляется» автор с горечью констатирует рост враждебной по отношению к России пропаганды на Украине, раздуваемой официальными украинскими средствами массовой информации. И что особенно тревожно: эта пропаганда оказывает влияние на умы простых украинцев. Причин тут несколько. Но одна из них, как считает автор, это неоправданность надежд тех граждан Украины, приверженных Русскому миру, российской ориентации, которые ожидали весной 2014 года скорой и действенной помощи со стороны России в борьбе с фашистской хунтой, пришедшей к власти в Киеве... Автор пишет: «Под сурдинку нашего дружного молчания хунта практически сразу же приступила к зачистке территорий, над которыми ей удалось установить контроль. Один из основных ударов был нанесён по состоятельным людям, оказывавшим финансовую и материальную поддержку проекту «Новороссия». Наиболее активные участники бесследно исчезали... Большинство из тех, кто попадал под этот безжалостный каток, как правило, пропадали без вести, а их семьи были вынуждены покинуть родные места».
Надо сказать, в книге «Российско-украинский узел» очень много таких острых материалов.
Летом 2016 года в редакции газеты «Столетие» собирается круглый стол, где обсуждается самая актуальная тема сегодняшнего политического момента: «Потеряна ли Украина для России?»
Во многом от решения этого вопроса зависит судьба не только Украины, но и всей России, ибо постоянная конфронтация между двумя крупнейшими славянскими республиками, составлявшими некогда фундамент единого Советского Союза, постоянно тлеющая война между ними - это реальный инструмент в руках всех враждебных России и всему славянству сил.
Главный редактор «Столетия» Алексей Тимофеев, открывая круглый стол, подчеркнул: «Вопросы мы поставили достаточно острые, от некоторых, как говорится, мороз по коже идёт...». Но, думается, именно так и нужно сейчас говорить о наших самых тяжёлых проблемах: остро и бескомпромиссно. Хватит заниматься экивоками и недосказанностью, надо честно признаться: мы стоим перед пропастью. Весь мир стоит перед пропастью. Во многих уголках планеты полыхают региональные войны. Межнациональные, социальные и религиозные конфликты приобрели невероятную остроту. Российско-украинский конфликт - в их ряду, и для нашей страны - это узел важнейших проблем.
Дискуссию открыла Тамара Семёновна Гузенкова - заместитель директора Института стратегических исследований, доктор исторических наук, профессор. Даже она честно призналась, говоря о ситуации на Украине: «Абсолютно отчётливой картины, что там происходит, у меня не складывается, я исхожу из того, что Украина как объект исследования всегда была непредсказуема, а сейчас не просто непредсказуема, а в геометрической прогрессии».
Из её дальнейших слов следует, что она не может проследить все тайные механизмы, что управляют сейчас Украиной. Сводить всё только к диктату Запада, прежде всего США, как ей кажется, не совсем правильно. У нынешней украинской правящей элиты есть свои интересы, особенно в сфере бизнеса, и национальные приоритеты Украины приносятся в жертву этим меркантильным разборкам. Особенно видна спекуляция на национальных интересах в тех районах Донбасса, что захвачены киевской властью. Вот, что говорит об этом Т.С. Гузенкова: «Властям удалось очень сильно запугать местное население. Постоянные убийства, шантаж, история с уничтожением советского наследия и огромное количество пропадающих людей довели массы и бизнес до того, что сейчас нет никаких намёков на какой бы то ни было серьёзный протест, на сопротивление и попытку защитить свой собственный бизнес путём, так сказать, претензии на небольшую региональную самостоятельность».
Вот, кстати, лицо современного фашизма. Это происходит сейчас, в XXI веке - убийства, похищения людей, уничтожение исторического наследия... Это откровенный фашизм и разве с ним можно договориться? Разве можно было договориться с Гитлером, с Бандерой?.. Оттого и тянутся безрезультатно уже два года эти переговоры в Минске. Никакие договорённости не соблюдаются киевским режимом.
Надеяться можно только на внутреннюю трансформацию этого режима. В конце концов, украинцы, как бы ни были они одурачены оголтелой бандеровской пропагандой, всё-таки довольно практичный народ, и они видят, что экономика Украины терпит крах, жить становится всё труднее.
Как правильно заметил на круглом столе Александр Ефремов, кандидат исторических наук и публицист, «на Украине у меня много друзей. Они все люди прагматичные, и для них принципиален вопрос о галушках: если галушек мало, то их ни в чём не убедишь. На самом деле, медиатоталитаризм не так всемогущ, как кажется, это не может продолжаться бесконечно».
Остаётся надеяться на это! Но пока, как мы видим, всякое протестное движение на Украине задавлено фашистским террором на корню. Писатель Станислав Минаков считает, что всякий новый переворот в Киеве возможен только по «отмашке из-за бугра». Александр Ефремов тут же добавил, что сама «украинская идея» становится всё менее привлекательной для Запада ввиду той разрухи, что царит на Украине. Тамара Гузенкова с ним согласилась, но заметила, что экономические трудности нарастают и в России, и что кое-кто на Украине и на Западе ждёт развала России. Она привела в пример слова рабочего-гастарбайтера с Западной Украины: «У нас всё хорошо, это Россия стоит на коленях». Остаётся удивиться, отчего этот "западенец" уехал со своей Галичины, где «всё хорошо», на заработки туда, где всё плохо?
Но настроения на Западе очевидны: они уже не надеются на победу бандеровцев, они питают надежду, что мы, русские, не выдержим экономических трудностей кризисного времени и сами разнесём свою России в щепки, как это уже, увы, случилось в нашей истории в 1917 году, когда Российская империя стояла перед победой в мировой войне, но пала под ударами своего собственного восставшего народа.
Интересной и плодотворной получилась эта дискуссия. Пересказывать её всю не имеет смысла: заинтересованному читателю самому стоит взять книгу «Российско-украинский узел», и открыть для себя много из того, что кажется сейчас загадочным и непонятным в современной политике. Помимо этой запоминающейся дискуссии, которая, собственно, завершает сборник материалов по Украине, читатель найдёт здесь немало исторических сведений, узнает, кто такой на деле был гетман Мазепа, которого сейчас поднимает на щит официозная украинская историография. Как он предавал и продавал всех и вся, и чем он кончил. Рассказу о Мазепе, имя которого стало синонимом измены, посвящена статья Михаила Захарчука «Код предательства». Собственно, она продолжает, по смыслу, статью Александра Пронина. Опять эта гнойная язва Украины - предательство её вождей. Замечательны, приводимые в статье слова знаменитого нашего историка Н.И. Костомарова о характере Мазепы, да и всех подобных ему деятелей: «Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенке; так он покинул Дорошенку, как только увидал, что власть его колеблется. Так, и ещё более беззастенчиво, он поступил с Самойловичем, пригревшим его, и поднявшим на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Петром I), перед которым ещё недавно льстил и унижался. Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова».
Удивительно, но как узнаваемы черты Мазепы во многих современных украинских политиках! Которые, как известно, льстили Януковичу, потом предали его, льстили Порошенко, а теперь за его спиной сами рвутся к власти. Имён я не называю, они слишком известны!
Узнает читатель также о взглядах и настроениях знаменитого украинского "кобзаря" Тараса Шевченко, ярого русофоба, провозвестника той ненависти, что взяли на вооружение нынешние адепты бандеровщины.
Сложна история Украины... Но несмотря на всю горечь, что остаётся после чтения некоторых, особенно трагичных статей этого сборника, остаётся впечатление, что Украина не потеряна для России. Всё-таки половина Украины, её левобережье, её юг с Одессой и Херсоном, и Николаевым - исконно русскими городами, тяготеет к России. Даже сердцевина Украины - её Киев и Запорожье - это ведь территории, где веками лилась русская кровь, где русские с украинцами вместе сражались за свободу с захватчиками, пришедшими с Запада. Неужели всё это будет забыто? Нет, не верится в это. История всё расставит по своим местам. Осознание исторической общности наших судеб вернётся и к украинцам, и к русским. И мы поймём, как прав был великий киевлянин Михаил Булгаков, когда завершал свой провидческий роман о судьбе русских на Украине «Белая гвардия». Там тоже была описана жесточайшая, страшная эпоха вражды и ненависти. Но неизменно светил над Киевом, «матерью городов русских», как заметил ещё вещий Олег, крест Святого Владимира - основателя единого русского православного государства - колыбели и матушки-России, и неньки-Украины...http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/rossijsko-ukrainskij_uzel_164.htm