Прорицание о Земле Русской Валентина Сорокина

О книге «Купола Кремля»

Владимир Веретенников 
0
18.02.2017 315

Валентин Сорокин Купола Кремля отзывы

Для читателя, интересующегося современной российской словесностью, Валентин Васильевич Сорокин, пожалуй, в особых представлениях и не нуждается: благо, пишет он уже более полувека - и в течение этого же срока широко публикуется. Сорокин известен, в первую очередь, как поэт патриотическо-гражданской направленности, как автор, много размышляющий о судьбах родной страны. Его новый сборник, получивший говорящее название «Купола Кремля» («У Никитских ворот», М., 2016) включает в себя стихи разных лет и драматическую поэму о маршале Жукове. Издание красочное, хорошо проиллюстрированное.

Думается, что составитель сборника Лидия Сычева не случайно сделала данную поэму смысловым центром книги - судьба знаменитого военачальника волновала Сорокина в течение многих лет. Еще в 1978-м он дописал большое эпическое произведение «Бессмертный маршал», а в течение 80-х неоднократно пытался опубликовать. Однако дубинноголовая советская цензура раз за разом вымарывала из нее сотни и тысячи строк - и полностью поэму впервые опубликовали лишь в 1989-м. Примечательно, что в «Куполах Кремля» прославленному маршалу посвящены ещё два произведения - стихотворения «На Эльбе» и «Еще о Жукове». Есть тут и другие стихи о войне, той войне, которая осталась глубоким рубцом всех будущих русских поколений.

Чем же именно личность маршала Жукова так привлекает внимание поэта Сорокина? Видимо тем, что если брать отечественную историю 30-50-х гг., то трудно найти человека (за исключением разве что Сталина), вокруг которого так бурно ломались идеологические копья. Почитавшийся в качестве «спасителя России» Георгий Константинович в период «либеральной революции» оказался, по выражению Сорокина, «распятым, оклеветанным молвой». Жукова посмертно назначили «кровавым мясником», погубителем сотен тысяч солдатских жизней, которые он-де без всякой жалости швырнул в пасть Молоху войны ради личной славы. Исследования ряда современных военных историков эту точку зрения представляют несостоятельной: Жуков, где это было возможно, солдата старался беречь. Ну а что касается Валентина Сорокина, так он никогда и не сомневался в том, что Жуков - «любимец народа, герой». Также, очень важно, что для поэта советский период - который очень многие сейчас так хотели бы вычеркнуть, замарать, запретить! - оказывается естественной и героической частью истории России. И, описывая поле боя, поэт выдает замечательные строки:

 

А на холмах под Вязьмой пушки, пушки

И танки наши в гари и в пыли.

И древнее рыдание кукушки,

Как будто плачет чья-то мать вдали,

А на холмах под Вязьмой густо, густо

Лежат солдаты в мураве-траве.

И - тишина. И - в мире страшном пусто.

Лишь крик кукушки тает в синеве.

Лежат бойцы недвижно на опушке.

Свежит цветы кровавая роса.

И древнее рыдание кукушки.

И древние над Русью небеса.

Здесь сам Кутузов

Присягал на верность

Отечеству, - разрушенный собор

Хранит преданье!

 

Для Сорокина маршал Жуков в значительной степени остаётся современником: ведь он в своё время спас Россию от того «похмельного коричневого зла», которое, как мыслится поэту, и сейчас нависло над внешними границами нашей страны. «Рабы - славяне, русские - рабы. Им, холуям, варить, стирать и строить!..», - разве не подобные же послания urbi et orbi периодически возглашает наша «либеральная интеллигенция», добросовестно обслуживающая интересы заокеанского гегемона?! Впрочем, и внешние границы - те, которые когда-то отвоёвывал Жуков - давно уже взломаны. «Куда мне деть повинные глаза? Простите, ростовчанки, киевлянки, простите, деды, недруг на порог насел», - говорит поэт, и в этих словах жёлтым ястребиным зраком вдруг проглядывает день сегодняшний. Как актуальны и сейчас «тезисы», которые Сорокин вложил в уста Гитлера, размышляющего о природе мирового господства: «Верхушка приручается развратом, банкетом, путешествием, парадом, пайком из продуктовых погребов». «Мешайте русским думать и рожать!», - подхватывает Ева Браун. Тогда, семьдесят с лишним лет назад, русское воинство, руководимое Жуковым, поставило неодолимый заслон вражескому нашествию - но, увы, спустя десятилетия сыновья и внуки тех солдат бездумно растранжирили отцово-дедовское наследие, пустили врага в наш общий дом. Нынче вновь встаёт вопрос о существовании России: и тем дороже нам память о людях, которые однажды её уже спасли.

Широкими мазками Сорокин рисует жизнь великого маршала - с детства, когда «бутуз, а не ребенок» стал материнской радостью, до невесёлых размышлений пожилого человека о миллионах жертв, что отечество положило на ужасный алтарь войны. И маршалу, который несмотря на все перенесённые тяготы и испытания, остался честным и совестливым человеком, память постоянно напоминает об этих жертвах: «Мне двадцать миллионов не дают Покоя: Из могил они встают, Я виноват, и Сталин виноват, Могилы - нескончаемые волны!»

Жизнь Жукова подаётся сквозь призму широкой русской истории: Сорокин в своей поэме вспоминает и трагедии великих русских поэтов, Пушкина, Лермонтова и Маяковского, и великие нашествия, и неразрывную связь поколений. В числе героев поэмы - Сталин, Берия, Гитлер, Гудериан и Паулюс: автор наделяет их репликами, соответствующими историческому характеру этих персонажей. И, несмотря на модную сейчас концепцию «двух тиранов, стоивших друг друга», сорокинский Сталин оказывается фигурой противоречивой, мятущейся - в отличие от Гитлера, от вполне однозначно выписанного («рога б тебе и хвост тебе для виду») Берии. Поэт не идеализирует вождя, признавая за ним вину за море пролитой крови - но он же и не готов мазать Сталина исключительно чёрной краской. «А счастлив я и дал кому я счастье? Не дал и проклят, кажется, в веках!..», - горько сетует вождь в поэме. Размышляя над доносом, поданным Берией на Жукова, Сталин произносит знаменательные слова:

 

Умру я - на могилу на мою

Заявится субъект, еще лисее,

И примется топтать, а ротозеи, -

Расскажет всяк про то в своём краю.

Искал я смысла в юности, ищу

И в старости итогового смысла.

Репрессии, война на мне повисла,

Ему прощу, себе же не прощу.

 

Окончательный приговор Жукову, который так и не решился вынести Сталин, изрекает устами Сорокина сама История: «Георгий, знай, победоносец, знай, Ты дом помог нам сохранить и май».

Вошедшие в сборник стихи являются важным смысловым дополнением к поэме. Автору этих строк особенно запомнилось «Генералу Ватутину» - Сорокин сумел найти для замечательного военачальника, так и не увидевшего победы из-за бандеровской пули (как знакомо выглядит, не правда ли?), точёные, прочувствованные строки:

 

Ветер волны вздымает и крутит.

В пенных глубях снуют катера.

И стоит на граните Ватутин

Высоко у седого Днепра.

 

Мглой багровою полдень окрашен.

Гром сверкает в просторах долин -

Это движутся армии наши

По дороге прямой - на Берлин!

 

Памятник Ватутину в Киеве всё грозятся снести в рамках «программы декоммунизации» (как убрали в своё время монумент генералу Черняховскому в Вильнюсе) - яркое свидетельство того, что маховик истории, во многом, крутнулся вхолостую: и сейчас мы вынуждены стоять лицом к лицу с тем же самым злом, что когда-то видели перед собой наши деды и прадеды. Вообще, тема Украины, творящейся там трагедии, не даёт покоя Сорокину: «Не отнимайте Киевскую Русь у сыновей её, великороссов». И робкая, несмелая надежда: «На берегу былинного Днепра брат перед братом смолкнет виновато»...

Перед читателем сборника проходит вереница пейзажей, образов и фактов. Сорокин признаётся в любви к Москве («Жила, как мать, в простой моей судьбе»), где испытал радость признания, рассуждает об особенностях русского характера («Нам, русским, квёлость не знакома»), размышляет о тысячелетнем прошлом («где вы, идолы гордых славян»), о глухих временах татарского ига, проводя от них связующую нить к сегодняшнему нелегкому времечку - «тоска по Дмитрию Донскому тихо заворочалась в груди». Поэт не желает оставаться безучастным свидетелем: «Я, кричащий в своей стороне: - Дайте Родину выручить мне!» И тут же спокойная уверенность: «Иноземцу меня не осилить!» Душа поэта впитала в себя великую вековую боль, выплеснувшуюся в отчаянных строках:

 

На их стрелу мечом я отвечал,

И, воскресая средь родимых улиц,

Я над могилой ворогов качал,

Чтоб никогда они не встрепенулись.

 

Голодный, непричесанный, босой,

Лицом закаменев над Русью жалкой,

Я их сшибал оглоблей, стриг косой,

Я их лупил простой дубовой палкой.

 

Россия для Сорокина - высший смысл жизни, неутихающая подсердечная боль и высокая гордость одновременно. При этом, что очень важно, Валентин Васильевич далёк от вселенского пессимизма, унылого упадочничества. Он, напротив, спорит с современными модными «пророками», поторопившимися списать Русь со счетов:

 

Я пророчествам вашим не верю,

Встанут русские, мир окрыля,

А иначе - не сдюжит потерю,

Не осилит святая Земля.

 

Говорю я друзьям: разрушайте

Заказного распутства мосты

И рожайте, рожайте, рожайте,

Дети - русских просторов цветы!

 

Мы поднимемся зорям навстречу,

В миг, когда мы шагнем за порог,

В наше здравие звездные свечи

Во Вселенной затеплит сам Бог.

 

И да исполнится по слову Сорокина. Ведь поэты, они - провидцы.

http://moloko.ruspole.info/node/8072

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Веретенников
Путь Алексия Жилко
На кончину главы Древлеправославной Поморской церкви Латвии
12.01.2021
«Hеделинская катастрофа»
60 лет назад на Байконуре взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета
26.10.2020
«Выборгские шпицрутены»
К 230-летию одной из блестящих побед русского флота
25.06.2020
Наше великое «Слово»
Исследование знаменитого произведения еще далеко не завершено
21.05.2020
Все статьи Владимир Веретенников
Последние комментарии
Православный социализм как русская идея
Новый комментарий от Русский танкист
05.04.2021 18:30
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Туляк
05.04.2021 18:25
Киев может «разморозить» конфликт на Донбассе
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.04.2021 17:44
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Олег В.
05.04.2021 17:41
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Советский недобиток
05.04.2021 17:40
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.04.2021 16:51
О национальной самодостаточности русского языка и призраке трансгуманизма
Новый комментарий от Советский недобиток
05.04.2021 16:40