Путь Алексия Жилко

На кончину главы Древлеправославной Поморской церкви Латвии

0
694
Время на чтение 9 минут

Источник: Столетие

Путь Алексия ЖилкоВечером 4 января после продолжительной болезни скончался глава Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ), многолетний наставник Даугавпилсской (1-й Новостроенской староверческой) общины отец Алексий Жилко. Менее чем за месяц до того, 13 декабря 2020 года, отцу Алексию исполнилось 75 лет, свою юбилейную дату знаменитый в Латвии церковнослужитель отметил в кругу семьи. То был необыкновенный человек…

Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Алексием Жилко. Это было интереснейшее общение – осанистый, степенный и величественный отец Алексий производил незабываемое впечатление.

Для начала приведу один пример. Жилко проявил себя не только как духовный лидер, но и как политический деятель. Так, летом 2012 года отец Алексий Жилко громко высказался в поддержку проходившего тогда сбора подписей за наделение многочисленных русских неграждан Латвии её гражданством. От него этого шага никто не ждал и не требовал, более того, он оказался единственным русским священнослужителем Латвии, не побоявшимся открыто встать на защиту прав соотечественников. И это при том что был он обласкан государством, имел высшую награду Латвии – орден Трёх звезд. Отвечая на вопрос о побудительных причинах, говорил, что этот шаг обусловлен состраданием ближним. «Нехорошо и несправедливо, не по-христиански, когда в рамках одного государства, при цивилизации XXI века, живут люди с полными правами и тут же рядом живут люди с ограниченными правами», – отмечал отец Алексей.

Он считал, что поддержка неграждан – это исполнение наставлений христианских апостолов. «Такое важное мероприятие должны поддержать все люди доброй воли. А христиане здесь прямым путём исполнят наставление святого апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов"», – отмечал духовный наставник.

 К сожалению, к его словам тогда не прислушались – институт неграждан по-прежнему продолжает существовать.

…Алексий Николаевич родился 13 декабря 1945 года в Риге, в потомственной староверческой семье. Воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. С детских лет под началом матери Феврусы Дементьевны Жилко (1910–1993) по­сещал молитвенный храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Благолепие богослужений, торжественность, церковное пение в храме оставили в душе мальчика неизгладимые впечатления на всю жизнь. В 1953 году он начал посещать Рижскую 4-ю среднюю школу, в которой, помимо основных занятий, учился музыке. В 1964 году окончил школу, был призван в армию, где в течение трёх лет проходил службу в качестве музыкан­та военного полка.

С 1963-го, ещё в школьные годы, Алексий стал обучаться церковнославянскому чтению, а затем и знаменному пению. Учился не у кого-нибудь, а у известного деятеля Древлеправославной Поморской церкви Латвии, председателя Совета РГСО Лаврентия Силовича Михайлова (1913–1985). В том же году поступил в причт Рижского храма, где постепенно прошёл все ступени причетника: от пономаря до канонарха и уставщика. Под руководством опыт­ных духовных наставников, старших причетников, при непосредственном участии известного деятеля ДПЦЛ Иоанна Никифоровича Заволоко (1897–1984), а также путём самообразования Алексий Николаевич совершенствовался в познании бого­служений, устава, в вопросах догматов веры, канонических правил церкви, истории Древлеправославия, в других духовных и религиозных вопросах. Тогда же в Старообрядческом церковном календаре были напечатаны его первые статьи.

В 1981 году Алексий Николаевич был избран в состав Совета РГСО, где на посту заместителя председателя вёл свой самостоятельный участок работы. В 1984 году его избрали председателем Совета общины. Но из-за внутреннего конфликта в общине, в который вмешались чиновники советского Уполномоченного по делам религий, Жилко был вынужден оставить РГСО. По просьбе прихожан Елгавы дал согласие принять отеческое благословение на служение духовным наставником, продолжая работу на предприятии в Риге. 19 июля 1986 года в Вильнюсе был благословлён в духовные наставники – своим духовным от­цом Лазарем Памфиловичем Кассаковским (1914–1991) при участии вильнюсских наставников: о. Николы Онисимовича Пруссакова (1910–1990) и о. Алексия Василье­вича Боярова (1926–1990). Алексий Николаевич Жилко являлся участником Собора Древлеправославной Поморской церкви в Вильнюсе в 1988 году, где торжественно отмечалась славная юбилейная дата – 1000-летие Крещения Руси. На Соборе он был на­граждён Почётной грамотой Высшего Старообрядческого совета в Литве. В 1989 году отец Алексий вместе с семьей переехал в Даугавпилс, где много лет руководил Новостроенской староверческой общиной – одной из самых больших староверческих общин Латвии. Под руководством Жилко реконструировали моленный дом, позолотили купол.

Судьба отца Алексия была неразрывно связано со староверческой общиной Латвии. Жилко говорил мне, что местные староверы воспринимают Латвию как Родину и как «своё» государство. «А как ещё иначе воспринимать эту землю, если здесь находятся могилы предков, могилы дедов и родителей? 350 лет проживают староверы на этой земле, сохраняя свой родной русский язык и свою культуру. Практически все староверы являются гражданами страны. Староверами внесён определённый вклад в развитие истории и культуры Латвии. И мы вполне вправе считать себя здесь такими же хозяевами, как и титульная нация», – отмечал отец Алексей. И добавлял:

«А Россия для староверов Латвии – это прародина, где когда-то жили их предки. Теперь у многих староверов Латвии в России живут их близкие родственники, дети, внуки, с которыми они периодически общаются. Исторически староверы Латвии к России относятся с любовью, желают ей успешно развиваться. Мы все хотим, чтобы и в России, и в Латвии была хорошая, нормальная, развивающаяся в благостном направлении жизнь».

…Появление старообрядцев на территории нынешней Латвии относится к началу второй половины XVII века. Как известно, по инициативе царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона была начата церковная реформа. Часть духовенства и паствы не поддержала нововведений, на сторонников «старой веры» обрушились гонения, что вынудило их бежать на окраины Российского государства или за его пределы – в том числе в Прибалтику. Этот регион стал одним из основных мест расселения беглых «ревнителей старой веры».

Местные власти равнодушно относились к «русскому расколу». Поэтому староверы чувствовали себя здесь уверенно, и хотя жили обособленно, но при этом активно участвовали в экономической деятельности. Первые их поселения здесь появились в Курляндском герцогстве и в Латгалии (являвшейся тогда частью Речи Посполитой). Сохранилась староверческая летопись, известная как «Дегуцкая хроника», в которой рассказывается об основании старообрядческих общин и моленных на территории Восточной Курземе. В 1660 году в Динабурге (ныне Даугавпилс) был основан первый старообрядческий храм. В настоящее время это место находится в городской черте Даугавпилса, в 2003 году здесь был установлен памятный крест.

А в 1670 году одно из поселений старообрядцев, с разрешения тогдашнего герцога Курляндии Якоба, получило право города и стало называться в его честь Якобштадтом. Ныне это Екабпилс – один из крупнейших городов Латвии. Рижские же староверы имели собственную больницу, богадельню, школу и приют для малолетних; также им принадлежали многие земельные участки, заводы и прочая недвижимость. На настоящий момент потомки старообрядческих переселенцев составляют примерно пятую часть в русском населении Латвии. Сейчас почти половина местных староверов проживает в Латгалии, а другая половина – в Риге. Из их среды вышло немало успешных предпринимателей, купцов и промышленников. В период Советской власти Древлеправославная церковь, как и другие конфессии, оказалась в тяжелом положении. «Но жить всё же было можно, особенно в последние десятилетия.

Надо отметить, что в Прибалтике в целом и в Латвии в частности действовал вариант щадящего режима воинствующего атеизма. Кто веровал, тот посещал храм регулярно. За примером далеко ходить не надо – я сам являлся таким верующим.

Церковную грамоту освоил и стал причетником в 1963 году, а до перемены направления политического ветра тогда было ещё далёко», – вспоминал отец Алексий.

По последним данным, в Латвии насчитывается 69 старообрядческих общин, в которых состоят 2494 человека. Естественно, речь идет не обо всех латвийских староверах (всего их в республике насчитывается свыше 70 тысяч), а лишь о наиболее активных из них, периодически участвующих в религиозно-культурной деятельности. Большинство из этих общин находятся в Латгалии, две – в Риге, по одной в Лиепае, Елгаве, Калнциемсе, Талсинском районе.

Весьма важным событием в жизни латвийского староверия оказался съезд Древлеправославной Поморской церкви Латвии, состоявшийся в мае 2005 года в Даугавпилсе. В ходе этого съезда был избран новый Центральный совет ДПЦЛ, председателем которого и стал духовный наставник Алексий Николаевич Жилко. Таким образом, Древлеправославная поморская церковь Латвии, Центральный совет которой возглавлял отец Алексей – духовный центр всех латвийских староверов.

Об этом Жилко рассказывал с особенными любовью и воодушевлением. «Основная цель деятельности церкви – духовное окормление своих прихожан, укрепление среди них истинной веры, распространение евангельских истин. При крупных общинах организованы и работают детские и взрослые воскресные школы, цель которых – подготовить для храма причётников, из которых можно было бы вырастить духовных наставников. Воскресные школы – резерв причётников общины. При нашей церкви, как духовном центре староверия Латвии, на базе Рижской Гребенщиковской общины, действует Гребенщиковское духовное училище. Цель училища – знакомить слушателей с историей Христианской церкви, историей староверия, дать основные знания по церковному уставу проведения соборной службы, церковному праву, знаменному распеву, храмостроительству и другим дисциплинам, входящим во внутренний круг повседневной церковной жизни. Особое внимание уделяется преподаванию основ старой веры, защиты старой веры от нападок видимых и невидимых врагов. В училище обучаются староверы из разных стран».

Алексий Жилко говорил: «Да, для нас, староверов, очень унизительно, что мы, живя в Латвии, являемся полноправными гражданами этой страны, а наш родной русский язык, на котором мы разговариваем, имеет статус иностранного. Мы признаём в Латвии латышский язык в качестве государственного языка. Но мы убеждены и считаем справедливым, что Латвии необходимо в полном объёме ратифицировать рамочную конвенцию, принятую в Страсбурге 1 февраля 1995 года. В этом случае русский язык получает в государстве официальный статус разговорного языка. Такое положение существует во многих странах Европы, есть с кого брать пример». Вообще, глава латвийских староверов отвергал концепцию «латышской Латвии», которую насаждает государство. Снова и снова он повторял:

«Мы, староверы, здесь, в Латвии, такие же хозяева, как и граждане титульной нации. И свой родной русский язык будем защищать от всяческих нападок и посягательств. Кроме того, мы употребляем и сохраняем ещё и церковнославянский язык – язык наших достославных и досточтимых предков. На нём мы проводим богослужения и бережем его как зеницу ока».

С особенной любовью отец Алексий относился и ко Дню Победы, он, сын погибшего фронтовика, высоко ценил этот праздник.

Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными проблемами. Например, в 2012 году по Латвии прокатилась волна ограблений старообрядческих храмов. «Это был какой-то кошмар! За несколько месяцев из сельских храмов было похищено несколько десятков икон. Орудовала хорошо организованная банда. В целом церкви нанесён огромный материальный ущерб. Мы боролись с этим, как могли. В срочном порядке усиливали и улучшали систему сигнализации. Наши батюшки ночами дежурили в своих храмах. Полиция как бы своё дело сделала: вор пойман. Но пойман-то один! А у нас есть доказательства, что была банда! Спрашивается, кто главный заказчик ограблений, куда и по каким каналам уплыли наши иконы? Ответа нет! Со своей стороны, мы приняли кое-какие меры для дальнейшей охраны икон, книг и церковной утвари. Нельзя сказать, что они достаточны, нужны серьёзные вложения, но у нас нет необходимых материальных средств. Обращались за помощью к государству, ведь иконы и старопечатные книги являются и государственной ценностью. Государство не помогло ни в чём! Кроме письменного вида отписок, мы ничего не получили. Выходит – не нужны мы государству с нашими проблемами по охране материальных ценностей», – сетовал отец Алексий.

Вместе с супругой Варварой Диевной отец Алексий воспитал четверых детей и нескольких внуков. Всегда деятельный, всегда внимательный к людям – таким он запомнился. Активно интересовался происходящим в мире, высказывая неизменную тревогу.

«На европейской сцене торжествует влиятельное политическое лобби, цель – образовывать подрастающее поколение в духе транссексуальных и прочих экспериментов. Разрекламированные однополые браки также никак не совмещаются с христианским учением...», – говорил он в одном из последних интервью.

Отец Алексий пережил невероятно трудный для всего человечества 2020 год, но, к огромному сожалению, ненадолго. Он нас оставил, но мы сохраним о нем благодарную память, тем более что равноценной замены столь могучей личности, к сожалению, пока не предвидится…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Веретенников
Колчак открывает огонь
После операции в Норчёпингской бухте император назначил адмирала командующим ЧФ
31.05.2021
«Hеделинская катастрофа»
60 лет назад на Байконуре взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета
26.10.2020
«Выборгские шпицрутены»
К 230-летию одной из блестящих побед русского флота
25.06.2020
Наше великое «Слово»
Исследование знаменитого произведения еще далеко не завершено
21.05.2020
Все статьи Владимир Веретенников
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07