Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Алексием Жилко. Это было интереснейшее общение – осанистый, степенный и величественный отец Алексий производил незабываемое впечатление.
Для начала приведу один пример. Жилко проявил себя не только как духовный лидер, но и как политический деятель. Так, летом 2012 года отец Алексий Жилко громко высказался в поддержку проходившего тогда сбора подписей за наделение многочисленных русских неграждан Латвии её гражданством. От него этого шага никто не ждал и не требовал, более того, он оказался единственным русским священнослужителем Латвии, не побоявшимся открыто встать на защиту прав соотечественников. И это при том что был он обласкан государством, имел высшую награду Латвии – орден Трёх звезд. Отвечая на вопрос о побудительных причинах, говорил, что этот шаг обусловлен состраданием ближним. «Нехорошо и несправедливо, не по-христиански, когда в рамках одного государства, при цивилизации XXI века, живут люди с полными правами и тут же рядом живут люди с ограниченными правами», – отмечал отец Алексей.
Он считал, что поддержка неграждан – это исполнение наставлений христианских апостолов. «Такое важное мероприятие должны поддержать все люди доброй воли. А христиане здесь прямым путём исполнят наставление святого апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов"», – отмечал духовный наставник.
К сожалению, к его словам тогда не прислушались – институт неграждан по-прежнему продолжает существовать.
…Алексий Николаевич родился 13 декабря 1945 года в Риге, в потомственной староверческой семье. Воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. С детских лет под началом матери Феврусы Дементьевны Жилко (1910–1993) посещал молитвенный храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Благолепие богослужений, торжественность, церковное пение в храме оставили в душе мальчика неизгладимые впечатления на всю жизнь. В 1953 году он начал посещать Рижскую 4-ю среднюю школу, в которой, помимо основных занятий, учился музыке. В 1964 году окончил школу, был призван в армию, где в течение трёх лет проходил службу в качестве музыканта военного полка.
С 1963-го, ещё в школьные годы, Алексий стал обучаться церковнославянскому чтению, а затем и знаменному пению. Учился не у кого-нибудь, а у известного деятеля Древлеправославной Поморской церкви Латвии, председателя Совета РГСО Лаврентия Силовича Михайлова (1913–1985). В том же году поступил в причт Рижского храма, где постепенно прошёл все ступени причетника: от пономаря до канонарха и уставщика. Под руководством опытных духовных наставников, старших причетников, при непосредственном участии известного деятеля ДПЦЛ Иоанна Никифоровича Заволоко (1897–1984), а также путём самообразования Алексий Николаевич совершенствовался в познании богослужений, устава, в вопросах догматов веры, канонических правил церкви, истории Древлеправославия, в других духовных и религиозных вопросах. Тогда же в Старообрядческом церковном календаре были напечатаны его первые статьи.
В 1981 году Алексий Николаевич был избран в состав Совета РГСО, где на посту заместителя председателя вёл свой самостоятельный участок работы. В 1984 году его избрали председателем Совета общины. Но из-за внутреннего конфликта в общине, в который вмешались чиновники советского Уполномоченного по делам религий, Жилко был вынужден оставить РГСО. По просьбе прихожан Елгавы дал согласие принять отеческое благословение на служение духовным наставником, продолжая работу на предприятии в Риге. 19 июля 1986 года в Вильнюсе был благословлён в духовные наставники – своим духовным отцом Лазарем Памфиловичем Кассаковским (1914–1991) при участии вильнюсских наставников: о. Николы Онисимовича Пруссакова (1910–1990) и о. Алексия Васильевича Боярова (1926–1990). Алексий Николаевич Жилко являлся участником Собора Древлеправославной Поморской церкви в Вильнюсе в 1988 году, где торжественно отмечалась славная юбилейная дата – 1000-летие Крещения Руси. На Соборе он был награждён Почётной грамотой Высшего Старообрядческого совета в Литве. В 1989 году отец Алексий вместе с семьей переехал в Даугавпилс, где много лет руководил Новостроенской староверческой общиной – одной из самых больших староверческих общин Латвии. Под руководством Жилко реконструировали моленный дом, позолотили купол.
Судьба отца Алексия была неразрывно связано со староверческой общиной Латвии. Жилко говорил мне, что местные староверы воспринимают Латвию как Родину и как «своё» государство. «А как ещё иначе воспринимать эту землю, если здесь находятся могилы предков, могилы дедов и родителей? 350 лет проживают староверы на этой земле, сохраняя свой родной русский язык и свою культуру. Практически все староверы являются гражданами страны. Староверами внесён определённый вклад в развитие истории и культуры Латвии. И мы вполне вправе считать себя здесь такими же хозяевами, как и титульная нация», – отмечал отец Алексей. И добавлял:
«А Россия для староверов Латвии – это прародина, где когда-то жили их предки. Теперь у многих староверов Латвии в России живут их близкие родственники, дети, внуки, с которыми они периодически общаются. Исторически староверы Латвии к России относятся с любовью, желают ей успешно развиваться. Мы все хотим, чтобы и в России, и в Латвии была хорошая, нормальная, развивающаяся в благостном направлении жизнь».
…Появление старообрядцев на территории нынешней Латвии относится к началу второй половины XVII века. Как известно, по инициативе царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона была начата церковная реформа. Часть духовенства и паствы не поддержала нововведений, на сторонников «старой веры» обрушились гонения, что вынудило их бежать на окраины Российского государства или за его пределы – в том числе в Прибалтику. Этот регион стал одним из основных мест расселения беглых «ревнителей старой веры».
Местные власти равнодушно относились к «русскому расколу». Поэтому староверы чувствовали себя здесь уверенно, и хотя жили обособленно, но при этом активно участвовали в экономической деятельности. Первые их поселения здесь появились в Курляндском герцогстве и в Латгалии (являвшейся тогда частью Речи Посполитой). Сохранилась староверческая летопись, известная как «Дегуцкая хроника», в которой рассказывается об основании старообрядческих общин и моленных на территории Восточной Курземе. В 1660 году в Динабурге (ныне Даугавпилс) был основан первый старообрядческий храм. В настоящее время это место находится в городской черте Даугавпилса, в 2003 году здесь был установлен памятный крест.
А в 1670 году одно из поселений старообрядцев, с разрешения тогдашнего герцога Курляндии Якоба, получило право города и стало называться в его честь Якобштадтом. Ныне это Екабпилс – один из крупнейших городов Латвии. Рижские же староверы имели собственную больницу, богадельню, школу и приют для малолетних; также им принадлежали многие земельные участки, заводы и прочая недвижимость. На настоящий момент потомки старообрядческих переселенцев составляют примерно пятую часть в русском населении Латвии. Сейчас почти половина местных староверов проживает в Латгалии, а другая половина – в Риге. Из их среды вышло немало успешных предпринимателей, купцов и промышленников. В период Советской власти Древлеправославная церковь, как и другие конфессии, оказалась в тяжелом положении. «Но жить всё же было можно, особенно в последние десятилетия.
Надо отметить, что в Прибалтике в целом и в Латвии в частности действовал вариант щадящего режима воинствующего атеизма. Кто веровал, тот посещал храм регулярно. За примером далеко ходить не надо – я сам являлся таким верующим.
Церковную грамоту освоил и стал причетником в 1963 году, а до перемены направления политического ветра тогда было ещё далёко», – вспоминал отец Алексий.
По последним данным, в Латвии насчитывается 69 старообрядческих общин, в которых состоят 2494 человека. Естественно, речь идет не обо всех латвийских староверах (всего их в республике насчитывается свыше 70 тысяч), а лишь о наиболее активных из них, периодически участвующих в религиозно-культурной деятельности. Большинство из этих общин находятся в Латгалии, две – в Риге, по одной в Лиепае, Елгаве, Калнциемсе, Талсинском районе.
Весьма важным событием в жизни латвийского староверия оказался съезд Древлеправославной Поморской церкви Латвии, состоявшийся в мае 2005 года в Даугавпилсе. В ходе этого съезда был избран новый Центральный совет ДПЦЛ, председателем которого и стал духовный наставник Алексий Николаевич Жилко. Таким образом, Древлеправославная поморская церковь Латвии, Центральный совет которой возглавлял отец Алексей – духовный центр всех латвийских староверов.
Об этом Жилко рассказывал с особенными любовью и воодушевлением. «Основная цель деятельности церкви – духовное окормление своих прихожан, укрепление среди них истинной веры, распространение евангельских истин. При крупных общинах организованы и работают детские и взрослые воскресные школы, цель которых – подготовить для храма причётников, из которых можно было бы вырастить духовных наставников. Воскресные школы – резерв причётников общины. При нашей церкви, как духовном центре староверия Латвии, на базе Рижской Гребенщиковской общины, действует Гребенщиковское духовное училище. Цель училища – знакомить слушателей с историей Христианской церкви, историей староверия, дать основные знания по церковному уставу проведения соборной службы, церковному праву, знаменному распеву, храмостроительству и другим дисциплинам, входящим во внутренний круг повседневной церковной жизни. Особое внимание уделяется преподаванию основ старой веры, защиты старой веры от нападок видимых и невидимых врагов. В училище обучаются староверы из разных стран».
Алексий Жилко говорил: «Да, для нас, староверов, очень унизительно, что мы, живя в Латвии, являемся полноправными гражданами этой страны, а наш родной русский язык, на котором мы разговариваем, имеет статус иностранного. Мы признаём в Латвии латышский язык в качестве государственного языка. Но мы убеждены и считаем справедливым, что Латвии необходимо в полном объёме ратифицировать рамочную конвенцию, принятую в Страсбурге 1 февраля 1995 года. В этом случае русский язык получает в государстве официальный статус разговорного языка. Такое положение существует во многих странах Европы, есть с кого брать пример». Вообще, глава латвийских староверов отвергал концепцию «латышской Латвии», которую насаждает государство. Снова и снова он повторял:
«Мы, староверы, здесь, в Латвии, такие же хозяева, как и граждане титульной нации. И свой родной русский язык будем защищать от всяческих нападок и посягательств. Кроме того, мы употребляем и сохраняем ещё и церковнославянский язык – язык наших достославных и досточтимых предков. На нём мы проводим богослужения и бережем его как зеницу ока».
С особенной любовью отец Алексий относился и ко Дню Победы, он, сын погибшего фронтовика, высоко ценил этот праздник.
Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными проблемами. Например, в 2012 году по Латвии прокатилась волна ограблений старообрядческих храмов. «Это был какой-то кошмар! За несколько месяцев из сельских храмов было похищено несколько десятков икон. Орудовала хорошо организованная банда. В целом церкви нанесён огромный материальный ущерб. Мы боролись с этим, как могли. В срочном порядке усиливали и улучшали систему сигнализации. Наши батюшки ночами дежурили в своих храмах. Полиция как бы своё дело сделала: вор пойман. Но пойман-то один! А у нас есть доказательства, что была банда! Спрашивается, кто главный заказчик ограблений, куда и по каким каналам уплыли наши иконы? Ответа нет! Со своей стороны, мы приняли кое-какие меры для дальнейшей охраны икон, книг и церковной утвари. Нельзя сказать, что они достаточны, нужны серьёзные вложения, но у нас нет необходимых материальных средств. Обращались за помощью к государству, ведь иконы и старопечатные книги являются и государственной ценностью. Государство не помогло ни в чём! Кроме письменного вида отписок, мы ничего не получили. Выходит – не нужны мы государству с нашими проблемами по охране материальных ценностей», – сетовал отец Алексий.
Вместе с супругой Варварой Диевной отец Алексий воспитал четверых детей и нескольких внуков. Всегда деятельный, всегда внимательный к людям – таким он запомнился. Активно интересовался происходящим в мире, высказывая неизменную тревогу.
«На европейской сцене торжествует влиятельное политическое лобби, цель – образовывать подрастающее поколение в духе транссексуальных и прочих экспериментов. Разрекламированные однополые браки также никак не совмещаются с христианским учением...», – говорил он в одном из последних интервью.
Отец Алексий пережил невероятно трудный для всего человечества 2020 год, но, к огромному сожалению, ненадолго. Он нас оставил, но мы сохраним о нем благодарную память, тем более что равноценной замены столь могучей личности, к сожалению, пока не предвидится…