Несколько пассажей для фарисействующих - от преподавателя Киевской духовной семинарии Андрея Музольфа.
- Кто-то из современников сказал: «Частная жизнь человека с его близкими пред Господом есть единственная полноценная возможность христианской жизни в современном мире и в современной Церкви». Так ли это, Андрей? Многие, наоборот, не придают должного значения внутренней жизни и считают исключительно внешние проявления благочестием. Например, по внешнему «православному» виду определяют церковность человека. Почему так происходит?
- Читая внимательно Евангелие, мы не можем не заметить, что стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле, вовсе не ново и имеет глубокие корни. Так, во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно осуждал «элиту» иудейского народа - фарисеев за своеобразное, исключительно внешнее, напускное благочестие, совершаемое не столько для Бога, сколько для людей. Фарисеи делали все возможное для того, чтобы казаться праведниками перед своими соплеменниками, и потому такое поведение и получило впоследствии нарицательное имя «фарисейства».
Подлинность
же нашей «православности» зависит вовсе не от каких-либо внешних
проявлений веры: не от того, как часто мы ходим в храм, как часто
приступаем к Таинствам (здесь важнее вопрос качества, а не количества),
не от того, насколько строго мы соблюдаем посты. Уровень нашей
преданности Христу выражается, как бы это странно ни звучало, качеством
наших отношений к близким. Спаситель предупреждает: «По тому узнают все,
что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Христос не говорит, что принадлежность к Нему зависит от количества
сделанных нами поклонов или прочитанных нами молитв. Нет. Он говорит
только о любви. И именно наша любовь или же, наоборот, нелюбовь, по
словам митрополита Сурожского Антония, станет решающим критерием при
определении участи каждого из нас в Вечности.
- Мы повсеместно говорим о дефиците доброты и сердечности, зато в чьих-нибудь грехах копаемся с радостью. Где логика?
- Давайте вспомним евангельские слова о том, что человеку всегда легче найти сучок в глазу ближнего своего, чем бревно в своем собственном (см. Мф. 7:3-5). Если мы любим своего ближнего, то будем стараться не зацикливаться на его грехах, но помочь ему с ними справиться. Однако для этого мы должны сначала победить свои собственные грехи. А задача эта - не из легких. Преподобный авва Исаия как-то сказал:
«Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои».
Естественно, намного проще порассуждать о том, как кому-то стать лучше, но как стать лучше мне самому - мы либо не знаем, либо же, что еще ужаснее, даже и не хотим знать, так как считаем себя и так самыми лучшими. А ведь подобное самомнение, по словам священномученика Петра Дамаскина, - это первый шаг к духовной гибели, гибели без раскаяния.
- Могут ли христиане радоваться смерти врага? Христиане, причащающиеся и читающие Евангелие... К сожалению, в соцсетях наблюдаешь сплошь и рядом чуть ли не ликование по поводу жертв со стороны противника, не исключая гражданских и детей.
- Один подвижник как-то сказал: самый большой грех человечества - это грех войны. Война «расчеловечивает» человека, превращает его сердце в камень. Для такого человека зачастую становятся чуждыми христианские добродетели, первая из которых - любовь. Подлинное христианство, как мы уже сказали, - это прежде всего любовь и сострадание. Преподобный Ефрем Сирин утверждает: если мы сострадаем другим в этой жизни, мы имеем надежду на то, что в будущей жизни узрим Бога. Можно ли одновременно любить, сострадать и радоваться чьему-то горю? Никак нет. Следовательно, люди, которые выражают подобные эмоции, пусть даже при помощи соцсетей, к сожалению, еще далеки от того, чтобы именоваться христианами.
- Утыкание друг друга «стрелами правды» - основная проблема, из-за которой с «православными» не хотят общаться... Откуда такое разномыслие? Почему нет единства?
- В одном древнем Патерике есть следующий сюжет: некий богатый язычник взял к себе на службу христианина, но при этом сразу же поставил перед ним одно условие: никогда и ни при каких обстоятельствах последний не должен пытаться обратить своего хозяина в свою веру и даже ему не следует говорить о ней. Христианин согласился. Но спустя некоторое время язычник сам стал просить у своего раба: «Расскажи мне о своем Боге». Христианин, естественно, удивился подобной просьбе, на что язычник ответил: «Ты ни слова не сказал о своей вере, но по образу твоей жизни я понял, что твоя вера - истинная и истинен твой Бог».
Данный рассказ очень красочно показывает нам то, какими должны быть истинные последователи Христа. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Вот о чем говорит Своим ученикам Христос. Бог не призывает нас к тому, чтобы мы постоянно говорили о Нем кому-то, пытались кого-то наставить, вразумить, потому что вся жизнь христианина должна стать проповедью Христа. Если этого нет, значит мы преследуем какие-то свои личные цели и интересы, пытаясь угодить собственному самолюбию.
- Каждый воцерковившийся считает, что он обязан кого-то учить. Только креститься научился, так сразу и все вселенские вопросы решает. Откуда такая мания? Почему люди застревают в неофитстве. Почему до дара «просто жить» редко добираются, а многие со временем отходят, разочарованные.
-
Проблема неофитства, как Вы правильно подметили, заключается в том, что
человек, только недавно пришедший в Церковь, но при этом достигший в
церковной жизни тех или иных успехов (например, выучил
церковнославянский язык, прочитал Библию и т. д.), со временем начинает
уже считать себя чуть ли не овладевшим полнотой церковного знания. И
поэтому неудивительно, что с таким завышенным самомнением он будет
стараться и иных научить. Данная ситуация весьма сходна с притчей
Спасителя о слепом поводыре слепых, а, как мы помним, если слепой ведет
слепого, то оба они неизбежно упадут в яму (см. Мф. 15:14). Именно
поэтому в случае той или иной неудачи или падения человек зачастую
уходит из Церкви, так как его вера, как оказалось, вовсе не имела того
духовного корня, который имеет свое начало только во Христе. Значит
такой человек стал ходить в храм не для того, чтобы что-то, вернее -
Кого-то, вынести из него, а чтобы что-то туда привнести.
Записала Наталья Горошкова