Святейший Патриарх Кирилл на XX Всемирном Русском Народном Соборе (ноябрь 2016 г.) произошедшие в XX веке события назвал трагедией для нашего народа. Нападки и репрессии, которым подверглись верующие в тех странах, где к власти пришли атеистические режимы, разрушения храмов, глумления над святыми, убийства множества верующих и заключение их на длительные сроки в тюрьмы - всё это свидетельствует о произошедшей трагедии.
При изучении истории закрытия монастырей и приходов православные учёные Елена Белякова, Елена Еремченко, Надежда Белякова на основании архивных документов выяснили, что женщины выступали основной силой, противостоящей закрытию храмов и монастырей. Женское противодействие атеизму и террору советской власти - это та страница истории, которая только начинает открываться.
Как и в периоды гонений, хорошо известных из истории христианства, женщины старались поддерживать арестованных, гонимых, нуждающихся. Поиск новых форм благотворительности, начатый на рубеже веков, стал особенно актуален в условиях войн и революций. Ещё в 1915 году в Москве под председательством Елизаветы Фёдоровны Романовой прошло совещание настоятельниц женских монастырей для решения вопроса о расширении помощи жертвам войны.
В 1918 году в Москве был создан кружок православных женщин, считавших, что необходимо объединить разрозненную работу женщин на приходах: «Часто в одном приходе не знают, что делается в соседнем, повторяют ошибки, сделанные другими, не пользуются добытым опытом». В заявлении, подписанным 17 женщинами и представленном в Совет объединенных приходов Москвы, женщины предлагали одобрить создание Союза православных женщин и оповестить через настоятелей церквей и приходские советы о возникающем Союзе. На 24 июня было назначено первое общее собрание православных женщин для выборов правления Союза. Совет объединенных приходов Москвы поддержал эту идею. Открытие Союза состоялось в Соборной палате Епархиального дома. Заседание было открыто Александром Дмитриевичем Самариным, председателем Совета объединенных приходов, затем выступил член Собора П.И.Астров.
М.Н. Кривоблоцкая разъяснила смысл и основы деятельности Союза, рассказав, что мысль об его образовании возникла у слушательниц курсов И.М. Иванцова-Платонова. Как сообщает источник, «М.Н. Кривоблоцкая высказала пожелания, чтобы работа женщин протекала по указаниям пастырей Церкви, чтобы она была проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место. Как основу взаимных отношений членов Союза она указала христианское "сестринство", равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня». Председателем Союза Православных Женщин была избрана Самарина Софья Дмитриевна (1863-1934), фрейлина императрицы Александры Феодоровны, сестра члена Государственного Совета Александра Дмитриевича Самарина.
В докладе С.Д. Самариной были намечены отделы Союза, отражавшие направления работы: 1) отдел сбора сведений о работе женщин в приходах; 2) отдел детского воспитания; 3) отдел обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин; 4) отдел сбора книг и библиотечный; 5) отдел помощи нуждающимся пищею и одеждой; 6) отдел помощи заключённым за исповедание веры...
О том, что Отдел помощи заключённым начал активную работу, свидетельствует документ из канцелярии Патриарха Тихона «Постановления Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета».
«24 апреля / 7 мая 1919 года.
Слушали: Отчёт Союза Православных Женщин в Москве о деятельности Отдела помощи заключённым в тюрьмы с 16 июля 1918 г. до последнего времени. Отдел оказывал помощь заключенным и деньгами, и продуктами, и бельём и платьем, и книгами для чтения.
Постановлено: Приняв Отчёт к сведению, выразить Отделу помощи заключённым Союза Православных Женщин благодарность за оказанную ими помощь заключённым в тюрьмы.
Подписи: Тихон, Арсений, Кирилл, Евсевий, Н. Любимов, П. Миртов, прот. А. Станиславский, П. Кулешов».
11(24) июля 1918 года на заседании Священного Собора Православной Российской Церкви под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 163 членов Собора обсуждался вопрос «Об участии женщин в жизни Церкви». Докладчик, протоиерей П.А. Миртов, напомнил членам Собора слова апостола Павла, что женщины являются «сонаследницами» мужчин в вечной жизни и на примерах из Евангельской истории показал широкий доступ женщин к служению Христову. В первые века христианства, когда «апостолы вышли на дело Евангельской проповеди, их сотрудницами были женщины. И история рядом с апостолами отмечает равноапостольные подвиги христианских благовестниц, которые даже кровию запечатлели свою преданность великому делу благовестия».
После революции 1917 года, когда «волна кровавых гонений на Церковь Христову вновь поднимается и растёт, когда требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией, когда дорог каждый воин, стоящий на своем посту, когда Церковь должна выявить всю полноту своей творческой мощи, когда необходимо участие всех членов и организаций Церкви для того, чтобы перенести крест тяжелых испытаний, постигших Церковь Христову, теперь особенно вопрос об участии женщин в жизни Церкви является вопросом жизненным. И если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины ещё сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они ещё полны горячей преданности Церкви; они, по крайней мере, в своей массе ещё не тронуты тлетворным влиянием учений века сего».
7 (20) сентября 1918 года было принято Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения».
Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения, Священный Собор Православной Российской Церкви определяет:
1. Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также:
а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях.
б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных.
2. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир.
Проследить деятельность Союза Православных Женщин на основании архивных документов в последующие годы Советской власти пока не удалось.
Когда 25 июня 2010 года состоялось Учредительное собрание православных женщин в Паломническом центре (гостиница «Университетская», г. Москва) и была создана Международная общественная организация «Союз православных женщин», инициаторы создания не знали о том, что с 1918 года такой Союз работал, но, видимо, по воле Божией записанные в нашем Уставе цели и задачи совпали с теми, которые ставились в сложные для Церкви годы Советской власти. МОО «Союз православных женщин» был зарегистрирован Министерством юстиции 17 ноября 2010 года. Священный Синод Русской Православной Церкви (журнал №36) одобрил создание Союза и рекомендовал руководителям епархий оказывать содействие в открытии отделений.
На сегодняшний день открыты и работают филиалы МОО «Союз православных женщин» в Республиках Армения, Литва, Узбекистан, отделения в Республике Хакасия, в Белгородской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тульской, Ульяновской областях, Ставропольском и Чукотском краях.
Созданы самостоятельные организации: Всеукраинская общественная организация «Союз православных женщин» (г. Днепропетровск), Собор православных женщин Украины (г. Киев), Витебский областной союз православных женщин (Республика Беларусь), Республиканская общественная организация «Союз православных женщин Приднестровья» (г. Тирасполь), Волгоградский областной союз православных женщин, Союз православных женщин в Оренбургской, Ульяновской областях, Союз православных женщин Камчатки. Руководители самостоятельных Союзов с их согласия избраны в Совет МОО «Союз православных женщин».
В январе 2017 года созданы инициативные группы по подготовке и проведению Учредительных собраний в Республиках Абхазия, Молдавия, Хабаровском крае, Московской области.
24 января 2017 года Святейший Патриарх Кирилл благословил Жукову Н.Б. на создание оргкомитета по подготовке и проведению съезда МОО «Союз православных женщин», посвящённого 100-летию создания Союза Православных Женщин, формируется Оргкомитет и готовится план юбилейных мероприятий.
18 мая 2017 года в Москве состоится Международная конференция «Женский подвиг в истории России: 1917-2017 годы». Мы не ставим перед собой цель подвести некую черту под этим периодом и дать оценку тому, что произошло в минувшем столетии и какой вклад внесли женщины в историю России. Но обязаны открыто сказать о том, что послужило причиной тех или иных событий, какими последствиями они обернулись для народов исторической Руси, не приуменьшать и не преувеличивать роль женщин. Достойно оценить их вклад в историю России, и самое главное определить задачи на будущее. Необходимо помнить, что Русская Православная Церковь и народ вошли в XXI век обновлёнными и умудренными опытом, так как, по словам И.А. Ильина «видели страшную бездну, в которой нет Христа, восхотели Божьего, чтобы очиститься, возродиться и исткать ткань новой России».
Н.Б. Жукова,
Сопредседатель Правления
МОО «Союз православных женщин»,
кандидат исторических наук
http://rusderjavnaya.ru/news/zhenskij_podvig_v_istorii_rossii/2017-03-17-3218