Наверное, нет в нашей стране человека, который лично или через близких, друзей, знакомых не познал бы разрушительность страсти пьянства. Последствия алкоголизма - это не только распад семьи, деградация личности, но и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо пьяницы... Царствия Божия не наследуют (ср.: 1 Кор. 6, 10). Но Божие милосердие безгранично. Господь, видя, что многие, страдающие недугом винопития, искренне хотят избавиться от этой страсти, явил чудотворную икону Пречистой Своей Матери «Неупиваемая Чаша» - неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.
«И в то время, когда чудотворный образ был явлен, и сейчас помощь Божией Матери в исцелении страдающих привязанностью к алкоголю нужна людям, - говорит клирик Покровского храма Саратова священник Сергий Филимонов. - Но мы должны помнить, что эта чудотворная икона - все-таки образ, а обращаемся мы за помощью не к иконе, а к Божией Матери. Когда мы взываем о помощи к Богородице, к святым, то есть к тем, кто имеет общение с Господом, кто Его любит, мы сами должны стремиться быть угодными Богу. Важно, с одной стороны, осознание своей нищеты - того, что сами по себе, своими силами мы ничего не можем сделать, а с другой стороны - старание и при этом упование на то, что Господь по молитвам Богородицы поможет нам. На этой иконе Божия Матерь изображена с воздетыми руками - Она молится о нас. Мы видим Чашу, а в этой Чаше - Богомладенца Христа. Вот настоящий Источник жизни! Подходя и прикладываясь к иконе, нужно настраиваться именно на то, что Господь может помочь, если наша душа откликнется на Его зов, - настраиваться на жизнь духовную, на жизнь с Богом. Ведь важно не просто исцеление телесное - важно исцеление души, потому что, излечив только тело, мы не достигнем результата».
***
Послушница Инна живет в Серпуховской обители уже шесть лет. Она проводит в монастыре экскурсии для паломников и сопровождает главную его святыню по разным городам России.
«К нам в монастырь постоянно приезжают люди - приезжают именно к "Неупиваемой Чаше", - рассказывает она. - Просят об исцелении либо своем личном, либо родственников. Чудеса, произошедшие по молитвам у этого образа, мы собираем: кто-то оставляет записки, кто-то сам приходит и рассказывает сестрам, у кого-то родственники приезжают.
Перед иконой всегда стоят живые цветы. Однажды под этой вазой мы нашли фотографию мужчины с подписью, что этот человек исцелился от страсти винопития. Не все могут такое обнародовать, но ведь хотят отблагодарить - и даже таким вот способом рассказывают о чуде.
А самое первое чудо произошло в 1996 году, когда икону, только что написанную, везли в наш монастырь. Тогда у нее еще не было киота, и когда мы подходили к Георгиевскому храму, то нашли около дверей киот. Начали вставлять в него икону - и он чудесным образом подошел. Так она в нем и осталась. А через несколько дней к нам приехала женщина и сказала, что это она оставила в благодарность Божией Матери киот - от винопития исцелился ее сын».
***
Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, пропил все, что было у него в доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал предаваться страсти. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек увидел необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Не владея ногами, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Старец явился ему снова, но он все еще не решался выполнить указание. В третий раз старец уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь - на четвереньках. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и понял, что может удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.
Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу? На ней было изображение Чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что на иконе у раки преподобного Варлаама Серпуховского крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм, перед ним отслужили молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он не только получил исцеление больных ног, но, самое главное, перестал испытывать тягу к вину.
Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его окрестностей, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, а также их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили впоследствии для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
В центре Серпухова, при храме во имя благоверного князя Александра Невского, было создано АлександроНевское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.
В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрывать. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в другой городской храм - Свято-Никольский кафедральный собор. В 1929 году богослужения в соборе были прекращены, а все его святыни сожжены на берегу реки Нары.
В 1996 году в Серпуховском женском монастыре, на месте явления первообраза в XIX веке, был освящен новый список чудотворной иконы - он был написан по найденной фотографии 1913 года.
30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Множество списков с иконы распространено во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением, что является видимым знаком Божественной благодати.
По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: «Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего...». По иконографии это один из древнейших типов изображения Богородицы - «Оранта», что означает «Молящаяся». Скорее всего, изографа при написании этого образа вдохновило Таинство Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Причащения, Чаша действительно неупиваемая, то есть неистощимая. Матерь Божия с воздетыми вверх руками ходатайственно возносит к Богу эту Жертву. Она молится за всех грешников и призывает всех прийти от низких губительных пристрастий к неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
Ежедневно в Покровском храме у иконы совершаются молебны с акафистом: по окончании утреннего богослужения, в 12:00 и 14:00. Поклониться святыне верующие смогут до 9 апреля.
Фото Андрея Гутынина
Газета «Православная вера» № 06 (578)
Яна Конченкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/k-spasitelnomu-vozderzhaniyu-privedi-ih