Царь безмолвствует
Чтобы понять, как многонациональная, многоконфессиональная Россия
стала мощным носителем православной цивилизации, следует вспомнить, как
была устроена наша страна.
Опыт самодержавной Руси очень показателен с точки зрения объединения
многих этносов, конфессий в единую нацию, или цивилизационный народ.
Русский император, восходя на престол, давал клятву помазания, обещая
служить Христу, приводить народ к Богу, хранить веру православную. И
конечно, наше государство было создано русскими православными людьми.
Русский народ - державный - всегда был основой нашей многонациональной
Российской империи. Царь давал клятву верности Христу, а народ давал
клятву верности русскому царю. Русские люди присягал на Евангелии,
мусульмане - на Коране, буддисты - на мече, язычники - на огне. Кто чему
поклонялся как святыне, на том и давал клятву. Но все давали обет
верности «Белому царю», как его называли инородцы. Царь служил Христу. И
каждый верноподданный, какой бы народности и веры ни был, служа «Белому
царю», тем самым также служил Христу!
Гражданство земное - это этнос, а гражданство небесное - это вера. И
важно, что все люди были верующие, пусть по-разному. А верующие
понимают, что такое святыня, что такое честь, верность, дух, что такое
служба. Поэтому любое государство строилось всегда верующими людьми.
Архимандрит Георгий (Шестун)
Понятие «верноподданство» и объединяло все конфессии, все этносы в
единый народ. И до сих пор, если ты живешь в России - татарин, бурят,
чуваш - за границу приезжаешь: ты - русский.
В чем был ужас переворота 1917 года? Народ предал царя. И за это Бог нас
оставил. Вину же во всех постигших страну бедах до сих пор многие
безумно возлагают на святого царя Николая II. Но он мог управлять только
верноподданным народом. Не государь отказался от своего служения, но
народ, предавший его, перестал быть верноподданным, отвергнув Богом
данное самодержавие. Ближайшее окружение императора, члены семьи цепляли
на себя красные банты. Даже Святейший Синод поддержал отречение
императора: митрополит Владимир (Богоявленский), будущий
священномученик, первым делом вынес из зала заседания Синода кресло
императора. Нет царя, а кому присягать? Временному правительству.
Царя предали, и он просто умолк. Помните его фотографию в Пскове, где он в окошко смотрит? И дальше идет его молчание.
«Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11).
Он остался верным своей присяге, которую давал Христу, до смерти...
Но оказалось, что народ без царя в голове, без отца - создавать ничего не в состоянии, только разрушать. Государство разрушили в течение полугода. Потом пришли те, кто стал его снова собирать. Каким образом? Не хотели родного батюшку - получайте отчима. Настали времена тирании и жесточайшего террора. Но когда в наше время началась эта якобы «перестройка», все вдруг стали мечтать о сильной руке: «Сталина на вас нет». Когда нет твердой, пусть даже жестокой руки, в стране наступают беспредел и хаос, народ страдает. То есть идея самодержавной Руси глубоко коренится в образе жизни, в образе государственного правления.
Сейчас мы радуемся: у нас такой президент, которым можно гордиться. Однако наша жизнь построена сегодня на очень шатких основаниях. В Конституции сказано, что никакая идеология, никакая религия не могут быть главенствующими. Но вот законодатели пишут нормативный правовой акт - Семейный кодекс, где говорится, что семья - это союз мужчины и женщины, у нас моногамная семья. На основании чего они это пишут? На основании Конституции? Нет. Вот придут мусульмане и скажут, что у нас семья должна быть полигамной - необходимо разрешить многоженство. Извращенцы заявят - семья может быть гомосексуальной. В Конституции ведь нет идеологии, нет единых религиозных оснований. Остаются только традиции. И живем мы сейчас по традициям, а не по закону. Все наши законы написаны вилами на воде.
Казак не солдат, он воин
Слава Богу, у нас такой президент, который говорит, что православие - это основа нашей жизни. Он дружит с Патриархом, молится, участвует в богослужениях, ездит по святым местам. А придет другой и на основании той же Конституции сможет развернуть всю нашу жизнь наоборот.
Недавно мы были в районной администрации, договаривались о получении разрешения на строительство. И чиновники назвали жилой дом, который мы собираемся построить для паломников, культовым зданием. Хотя земельный участок - наша собственность, мы ее купили. «И вообще, - говорят, - у вас все культовое - ложки, тарелки». - «И очки?» - «И очки культовые». Понимаете, скомандуют им: «Изъять все культовое!» - и очки отнимут, и ложки, и тарелки...
Мы живем нормально только благодаря тому, что у нас есть такой президент. А так мы словно в воздухе парим: пространство юридического права у нас абсолютно не предназначено для жизни. То есть оно не дает нам никаких гарантий, что, если сменится власть, все останется прежним и нас не повезут в вагонах в далекий-далекий «монастырь», где мы и будем молиться...
Казаков с младых ногтей учили владеть собой и оружием
Сегодня традиция, в которой мы живем, хранится только Православной Церковью, и поэтому русским человеком с полным правом можно назвать только церковного человека. А русский человек всегда и был церковным. Потому что разрозненные славянские племена - вятичи, кривичи, древляне, поляне и пр., - крестившись, стали одной веры; приняли Плоть и Кровь Христову в Причастии - стали одной плоти, одной крови - братьями и сестрами, русским народом. Русский народ родился в Крещальной купели.
Сегодня по отношению к Церкви государство практически на любом уровне остается враждебным. Чего-то добиться законным путем невероятно трудно. Поэтому чиновники говорят: «Что вы с этими бумажками все ходите? Вы же опытные люди, берите и стройте. Вы же всегда так делаете - храмы строите без разрешений, без согласований. Мы вам все равно ничего не дадим, нечего и ходить». Власти нарочно культивируют эту незаконность: потом легко можно на этом основании все отобрать и разрушить.
Это интересное явление современной жизни, когда христиане в родной стране остаются по сути бесправными и гонимыми. Но это как раз понятно, Христос говорил: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам:
<...> Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:19-20).
Казачество против ИГИЛ
- Отец Георгий, запрещенная в России организация ИГИЛ является частью новой зарождающейся мусульманской цивилизации?
- Нет, ИГИЛ - это радикализм. И фанатизм. Вообще ваххабизм - один из видов мусульманского сектантства, протестантизма. По отношению к традиционному исламу они являются разрушительной силой. Они, например, перестали поклоняться святыням, святым могилам, почитать пророков. Оставили только Магомеда и Коран. Как протестанты-христиане, которые почитают только Евангелие, отрицая Церковь, Таинства, Священное Предание.
Царя предали и он просто умолк, но остался верным своей присяге
Общий закон сектантов: чтобы сохранить у людей свои представления, им нужно изолировать сообщество. И они отлично это умеют. Когда к берегу в Саудовской Аравии подходит корабль, ни один моряк, если он не саудит, не имеет права сойти на берег. Если у тебя увидят бутылку пива - просто будут стрелять. Вот такая мощнейшая изоляция, в том числе по достижениям культуры, науки, уровню духовного развития.
Вторая сектантская мечта - распространить свое мировоззрение на весь мир. Они начинают вербовать себе адептов, обучать агентов влияния. Сектанты всегда берут тем, что они одни на свете - святые, особенные, только они спасутся, все остальные - грешники - погибнут. Это сектантский дух противопоставления себя всему миру: он весь бесовский, его можно и уничтожить. И у них очень мощная религиозная мотивация - последняя война за чистую «божественную» идею, которая очень живо воспринимается многими молодыми людьми. Воюют под черными флагами с врагами своего бога.
Они навязывают свои порядки - халифат, шариат, жесткость ветхозаветных законов, когда за супружескую измену, за непочитание родителей виновных побивали камнями.
Мы знаем, как чеченские радикалы-ваххабиты требовали от наших ребят: «Крест снимешь, примешь истинную веру - будешь жить, нет - голову отрежем». И тогда, и сегодня мы видим мужество современных христиан. Последний по времени пример - ряды обезглавленных мучеников за веру - коптов, которые не отреклись от Христа.
Хотя, конечно, исламские радикалы пытаются создать свою цивилизацию. Та же Саудовская Аравия старается победить традиционный мусульманский мир, поэтому они воюют со всеми. Между тем Ирак - шиитское государство. Наши российские татары тоже, слава Богу, шииты.
Причина еще в том, что свято место пусто не бывает. Вся эта бездуховность - пьянки, гулянки, блуд, безделье - настолько утомляет современную молодежь, что им уже хочется чего-то настоящего - мужества, войны, победы, чего-то священного, великого, героического. На этом-то и играют сектантские агитаторы.
- А что может предложить таким молодым людям православие?
- Казачество - образ жизни православного воина, труженика - альтернатива исламскому миру. И сейчас идет возрождение казачества. Митрополит Сергий меня поставил окормлять самарских казаков. И мы создаем в Самаре казачьи классы, кадетские корпуса. Воспитываем молодежь, читаем им лекции, воцерковляем. У нас в храме, например, поет мужской казачий хор - в основном из парней-спортсменов, много бывших хулиганов. Создали свой ансамбль «Волжские станичники», сами песни сочиняют, ездят с концертами, диски записывают, клипы снимают. Другая часть наших казаков организовала постоянный крестный ход, который следует по всей территории Волжского казачьего войска, а это 14 регионов. Ходят круглогодично, конвой сопровождения - по семь человек, меняются через две недели.
Крестный ход с иконой Божией Матери Избавительница от бед, явившейся под Самарой за четыре дня до революции
- А зачем?
- Несут список чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед», которая явилась у нас под Самарой за четыре дня до революции. Идут по городам и селам, заходят даже в такую глушь, где ни храма, ни священника нет. Взбадривают православный дух. Обычно их встречает все село, ребята поют акафисты, ведут беседы просветительские. Заходят в школы, детские дома, воинские части, колонии. Для людей это такой праздник, народ ликует просто. Даже на Афон ходили крестным ходом, подняли икону на самую вершину.
- А где хлопцы работают, за счет чего живут?
- За счет пожертвований, подаяния народа. Хлопцы эти грамотные, некоторые в Троице-Сергиевой Лавре окончили наши Высшие Богословские курсы МДА, остальные учатся в Самаре. Все с высшим образованием, воцерковленные.
Например, выпускник ВБК есаул Дмитрий Дородов - сейчас заместитель войскового атамана Волжского войскового казачьего общества по взаимодействию с Русской Православной Церковью и духовно-нравственному воспитанию. Он ездит по епархиям, митрополиям с письмами (у них есть благословение Патриарха), согласовывает с архиереями маршрут крестного хода. Они самочинно ничего не делают, это все - церковные люди. Дух у них соответствующий. И очень много чудес происходит - просто прозревают люди, костыли бросают, в бесплодных семьях детки рождаются. Для наших ребят это тоже уроки Божией помощи, Божией силы.
Сейчас возрождается и дух казачества. 12-серийный фильм «Тихий Дон» немножко показал их прежнюю жизнь - особый отношения, разговоры, песни, владение оружием, боевое братство. Эта «лава» казачья, когда разгоняла демонстрантов, вызывала трепет - шли единым организмом. Их жизнь сплачивала, они и умирали вместе, защищая друг друга. Но очень жесткие правила были: пленных не брать; повинных в блуде жен закапывали по шею в землю. За проступки пороли нагайками. Небитый казак - не казак, не атаман...
Как на тихий берег, на широкий Терек...
Сейчас как анекдот рассказывают, а казаки выдают это за быль - как пример семейных отношений - следующую историю. Бабушка Айша прожила с мужем-казаком несколько десятков лет, 50 или 60, множество у них детей родилось, внуков, семья громадная. Ее спрашивают: «Бабушка, как ты прожила с казаком столько лет в мире, согласии, ни разу с ним не поссорились?» Она отвечает: «Я сидела у речки Терек, меня мой муж украл. (А они воровали жен себе: кто турчанку украдет, кто - армянку, кто - еврейку.) Он украл и везет меня к себе в станицу. А тут конь споткнулся. Муж говорит: раз. Едем дальше. Конь опять споткнулся. Казак говорит: два. Конь еще раз споткнулся. Муж сказал: три, - вылез из седла и застрелил коня. Я от страха заплакала. Он говорит: раз. И с тех пор мы живем дружно».
Сурово? Да, сурово. Но у них такое правило, например, что нагайкой можно пороть только казака. Другие недостойны этого оружия, их надо наказывать палкой или розгой.
Люди военные, и жизнь у них строгая. Их с младых ногтей так воспитывали, учили владеть собой и оружием. Считалось, что даже люльку нельзя качать вдоль туловища ребенка, потому что не положено мешать голову с задней частью тела. Колыбель можно качать только вверх-вниз. А иногда люльку специально о стенку ударяли, чтобы с рождения ребенок привыкал к неожиданностям.
Или дед говорит внуку: «Я сейчас тебя буду догонять с плеткой.
Убежишь - хорошо, не убежишь - значит, получишь». Кинжалы - с детства:
сначала играют деревянными, а когда подрастают, то дают настоящие,
металлические, остро заточенные. Устав, порядок у них в образе жизни с
детства. Думаю, что, если такую жизнь восстановить, она будет очень
привлекательна для молодежи.
Но все с веры начинается. У каждого казачьего сообщества у нас сейчас
есть свой духовный руководитель. Поэтому, когда собираются казаки,
приезжают еще 10-15 священников, потому что каждая станица едет со своим
духовником. Есть духовник всего казачьего войска, есть духовник
самарского отделения, а есть еще те, кто окормляет казаков как боевые
священники.
Наш владыка Сергий, митрополит Самарский и Сызранский, в свое время был епископом Азовским, викарием Ростовской епархии, а это один из центров казачества. Так что он хорошо с их жизнью знаком. И вот он как-то собрал всех наших атаманов в Самарской семинарии, вышел на трибуну и говорит: «Ну что, ряженые, казаками будем становиться?» Жестко так.
От самих казаков тоже есть предложение, что казачество можно восстановить, если прекратить любое его финансирование. Тогда все, кто пришел из корысти, уйдут. Останутся только настоящие.
- 80% сразу уйдут...
- Сегодня появились кадетские классы, где идет подготовка к службе в армии, военно-патриотическое воспитание. Но казак - не солдат, он - воин. Казачье братство - сотни, эскадроны - отличается от остальной армии по подготовке, по духу, по владению оружием, по тактике ведения боя, по отношению друг к другу. И это как раз то, что будет востребовано молодежью. Потому что у казаков очень много внимания уделялось благородству, внешнему виду, поведению. Мужественность была во всем - в манерах, в одежде, в оружии, в том, как человек сидит на коне. Помните, в «Тихом Доне»: «Смотри, едут-то на коне - все штаны затрут»? То есть казак на коне жил, он как влитой сидел, как одно целое, а эти красноармейцы - скачут как попало...
Обучение как покаяние
- Возвратимся к православной педагогике - педагогике православной цивилизации. Что лежит в ее основе?
- Воспитание как воцерковление. Можно посмотреть мою книжку
«Православная педагогика». В последнем, 4-м, издании есть определения
всех понятий: что такое образование, что такое обучение.
Обучение - это особый вид покаяния, потому что учиться может только тот
человек, который чувствует свое несовершенство. Почему мы каемся?
Каяться - это преодолевать свое несовершенство. Гордого человека научить
нельзя. В книге приводится опыт святых отцов, наших учителей,
философов, славянофилов по воспитанию. Там есть подробно и о том, что я
вам рассказывал про цивилизации, трехуровневое культурно-историческое
пространство - этническое, цивилизационное, мировое.
Главное в православной педагогике - это становление - понятие, которое кардинальным образом отличается от развития, о котором все время говорят. Развитие - это когда природа человека разворачивается с ростом. Ребенок может заниматься или нет, но он при этом все равно развивается: растет, учится говорить, ходить, делать что-то. Мы можем в это развитие вкладывать какое-то свое содержание, немного облагораживая, управляя, какие-то неправильные стороны чуть задерживая. Но это все равно - разворачивание неких природных сил, которые в человеке заложены.
А становление - это некий процесс, который происходит только при определенных, благодатных условиях. Попадает человек в эти условия - и начинает восхождение от плотского состояния к душевному, от душевного - к духовному. А если нет Церкви - человек максимум может стать душевным.
Русский дух
- А в чем отличия плотского, душевного и духовного человека?
- Плотского человека определяет не он сам, а его атрибутика - дом, должность, зарплата, бриллианты, пять охранников, которые чаще всего не нужны, три джипа и т.д. Он любой ценой делает карьеру, идет по головам. Если у него все это отнять, его фактически не будет. При этом человек может быть и вполне культурным, и достаточно образованным, не обязательно каким-то бандитом.
Второй уровень - душевный, когда человек понимает, что вокруг есть другие люди, и его собственный статус определяется не только тем, кто он, но и с кем. Поэтому у него в кабинете висит множество фотографий - это я с Патриархом, это я с президентом, здесь я со старцем, а здесь с известным артистом. Вот какой я, видите? Они любят фотографироваться, делать селфи.
Ну а духовный - это уже преодоление. Это процесс, в котором важно все, что у тебя наработано, но оно получает другое направление, мотивацию, иной смысл. Вся природность - это средства, которые достаются человеку. Но главное - для чего? А получаешь ты эти средства для служения Богу. Поэтому, когда в Церковь приходит человек из мира, где он был, скажем, журналистом, он журналистом и останется, но уже будет служить Богу. Был педагогом - педагогом останется. Был врачом - останется врачом. Все, что в мире накопилось, никуда не исчезает. В Церкви человек начинает не новую жизнь, а новое служение.
Вот это и есть становление - когда ты сначала служишь себе, потом другому, потом - Богу. Православие - это твердое служение, иногда жесткое, до крови, даже до смерти. И становление происходит только в церковной жизни. Если ее нет - ты зависаешь на первых двух уровнях.
Становление - это рождение личности, духовной ипостаси человеческой природы. Природа восстанавливается во Христе, при этом каждому дана индивидуальная духовная жизнь, призвание, служение. Каждый человек - особый. Но только в процессе становления он становится личностью. То есть развитие природы - это развитие средств, а при помощи этих средств ты становишься личностью.
И люди делятся на три разных породы, разных природы. Это три разных мотива, смысла, цели. Поэтому апостол Павел и говорил:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).
У нас один бывший губернатор очень любил поговорку: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» Как-то многие не задумываются о том, что если человек умный, то, возможно, все раздает и вообще к богатству не стремится. Или потому я и бедный, что умный: был бы глупый, богатство имел бы неправедное, может, давно пристрелили бы из-за этого...
Если же говорить про цивилизационный тип русского человека, то, во-первых, русский человек - всегда церковный. Второе - верноподданный, верный до смерти. И третья ментальная особенность русских людей - в определенные моменты жизни они могут превзойти возможности человеческой природы. Потом сами будут этому удивляться - русскому чуду, русскому духу.
Почему на нас все время идут войной? Потому что думают, что победят, так как они сильнее нас, у нас экономики нет, армия слабая, народ спившийся. «Сейчас-то, - думают, - мы и займем их территорию!» Но ни разу не победили. Потому что начинается тот эффект, когда русский человек превосходит природу: женщины без еды и сна сеют и пашут, дети встают к станкам, мужичины без страха грудью дзоты закрывают. И все вместе совершают то, что другой народ в этих же условиях совершить не в состоянии. То есть на самом деле становятся теми богатырями, которых можно убить, но нельзя победить. Это и есть особенность русского человека.
Архимандрит Георгий (Шестун)