Чтобы не лгать никогда

0
312
Время на чтение 6 минут
Посмотрев трейлер фильма «Свет в океане», можно заключить поначалу, что это обыкновенная мелодрама, рассчитанная на утоление эмоционального голода непритязательной женской аудитории. Затерянный остров, закатное небо, любящие молодые супруги... Однако на самом деле это глубокий христианский фильм, чуждый пустой романтики и погружающий притихший, подавленный происходящим на экране зрительный зал в размышления о выборе и покаянии.

В присутствии Божием

 

Почти все рецензенты этого фильма называют почему-то одним из его недостатков якобы затянутое начало. Однако, на наш взгляд, период, когда авторы действительно спокойно, неспешно показывают уединенную жизнь главного героя, Тома - бывшего военного, участника Первой мировой войны, а ныне смотрителя маяка - имеет большое значение для понимания смысла картины в целом. Потрясающие панорамы океана, омывающего пустынный остров, демонстрируют такое величие и безбрежность, жить среди которых и не сойти с ума можно только слившись с окружающим миром, став частичкой творения, дышащей присутствием Божиим.

Прежде, нежели начать со зрителем разговор о любви, режиссер напоминает ему о Творце. И о том, из чего любовь рождается: из присутствия Божия и переживания боли. Боли, которую и высказать-то в словах не получится - боли о несовершенстве мира, смерти и тленности, среди которых становится жизненно необходимым жить не одному и для себя, а вместе с кем-то и для кого-то. Для Тома эта боль тесно связана с тем смертным ужасом, который он видел на войне; для жизнерадостной девушки Изабель, которую он встречает в доме своих знакомых, - с потерей на той же войне двоих братьев. Молодые люди говорят друг с другом о том, что так важно для них обоих. В какой-то момент Изабель задает, казалось бы, странный вопрос: остается ли она после гибели братьев им сестрой? По сути, она спрашивает у этого молчаливого, повидавшего жизнь мужчины о том, какова жизнь вечная - есть ли у него основания думать, что близкие люди остаются близкими и там. Кажется, именно тогда Том в глубине души понимает, что в следующий приезд увезет эту девушку с собой на маяк.

«Мы не делаем ничего плохого...»

 

После недолгого периода безоблачного счастья в жизнь Тома и Изабель приходят тяжелые испытания. Их первый, а спустя время и следующий ребенок рождаются раньше срока, и им приходится хоронить своих малышей, даже не дав им имен. Показывая обессиленную, неопрятную, убитую горем Изабель, режиссер словно обращает к аудитории вопрос: «За что?». Очень немногие люди в своей жизни находят в себе мужество ответить на него честно: «Не за что, а потому что. Потому что такова воля Божия, и надо ее принять».

Вполне возможно, что если бы Изабель внутренне приняла свое несостоявшееся материнство, нашему взору предстало бы что-то сродни истории Иова, для которого Господь, вошедший в его сердце, Сам стал ответом на все вопросы. Но слишком велико оказалось для молодой женщины искушение стать матерью во что бы то ни стало. И когда к берегу острова прибило лодку с чудом спасшейся новорожденной девочкой, Изабель решила присвоить ее себе - ведь вокруг ни души, только океан, и о том, как появилась у супругов эта малышка, никто и никогда не узнает.

Но почему «искушение»? Разве не Промысл это Божий, не дар Его исстрадавшейся душе? Об этом происходит в фильме замечательный диалог главных героев. Для Тома ложь немыслима, для Изабель - возможна ради гуманной цели. Беда не в том, что измученной молодой женщине так захотелось оставить себе ребенка, а в том, что эту невозможность справиться со страстью она пытается представить как благо. Видя непреклонную решимость мужа поступить так, как требуют его обязанности в таких случаях, и сообщить о происшествии на материк, она предлагает ему компромисс, так хорошо знакомый многим из нас по внутренней борьбе с собой: да, конечно, ты поступишь как должно, но давай это будет завтра. А выиграв время, постепенно выигрывает всё. Героине удается сыграть не на явных страстях, а, напротив, на присущем мужу чувстве ответственности, обрисовав потенциальную ужасную судьбу ребенка в приюте. «Спаси ее, защити...» Это так убедительно, что даже скептически настроенному зрителю трудно становится не согласиться с ее словами: «Мы не делаем ничего плохого...».

Рубикон пройден, и теперь ложь будет разрушать жизнь героев, остановить уже ничего нельзя. Символично, что в первый же день после принятия решения Тому приходится выдернуть из земли крест, который он установил на могиле своей новорожденной дочки, - ведь нужно замести следы и выдать найденного ребенка за своего. Это не просто внешнее действие, но и некий внутренний разрыв связи с Богом. Благие намерения по спасению чужого ребенка уже через несколько часов оборачиваются настоящим кощунством по отношению к своему, и силы зла будут требовать всё больших жертв. Вернуться на материк и лгать родственникам, друзьям, лгать самому подрастающему ребенку. Почти забыться уже, почти не чувствовать, что всё вокруг отравлено. Но однажды прийти в храм и всё-таки встретиться там с Богом - в лице худенькой женщины в черном, поющей колыбельную у креста, поставленного в память о безвестно сгинувшей в море дочке. Той самой, которую крестят сегодня в белом кружевном платьице ничего не подозревающие родственники в другой семье...

Авторы фильма не морализируют, не указывают нам, что лгать нехорошо и что через это можно погибнуть. Они лишь отдают должное закону мироздания: у всякого греха есть оборотная сторона. Ни один наш поступок не творится в вакууме: если мы, к примеру, случайно нашли кошелек, значит, есть тот, кто этот кошелек потерял. И если не подумать об этом сразу же, это создаст тупик, не разрушительного выхода из которого уже не будет.

Облегчение безысходностью

 

И вот спустя годы диалог о том, что делать с девочкой, повторяется. Только теперь всё гораздо серьезнее и страшнее: ведь просто вернуть ее родной матери уже не получится. И на стороне Изабель теперь гораздо более весомые аргументы: их дочь Люси знает и любит конкретную маму - мыслимо ли отдать ее другой женщине? Мыслимо ли лишить невинного ребенка отца, который отправится в тюрьму за то, что не сообщил о спасенном человеке? Такого рода ситуации, когда ложь подобна осколку снаряда, обросшего живой плотью и глубоко затаившегося внутри, кажется, не имеют решения. Но есть решение, которое всегда возможно: делать, что должно, и будь что будет. Так и поступает главный герой, раскрывая правду и сдаваясь полиции. Уже впоследствии, находясь за решеткой, он скажет о том, что знал, чем все закончится, с самого начала. И это знание, по большому счету, имеет любой человек на земле: нет такой лжи, за которую не пришлось бы потом расплачиваться. Удивительно лишь то, что человек постоянно видит это в окружающем мире, и этого тем не менее оказывается ему недостаточно для того, чтобы не лгать никогда.

Главная героиня будет долго и мучительно думать о том, как ее муж мог с ней так поступить. Нужна ли была эта правда? Ведь на самом деле это признание не сделало счастливым никого: несчастна она, Изабель, избежавшая тюрьмы, но лишившаяся ребенка и доброго имени; несчастна маленькая Люси, которую оторвали от всего родного и отдали незнакомым людям; несчастна и родная мать девочки, Ханна, и ее родственники - ведь в их доме живет теперь повзрослевший и по сути чужой ребенок, не желающий вступать с ними в контакт, а вовсе не та малышка, которую они потеряли. Получается, что Том сделал несчастными стольких людей лишь ради успокоения собственной совести? Значит, он не любил по-настоящему жену и дочь?

Но Том любит. И, возможно, сам не в полной мере понимая это, действуя лишь по интуиции своей любви, дает всем участникам этой драмы шанс. Ведь когда человек наконец перестает обманывать себя, в его жизнь и в его безысходную ситуацию входит Господь. Сказать: «Господи, вот правда, а дальше - я не могу, я не знаю, но готов терпеть» - значит спасти себя и своих близких от блуждания по замкнутому кругу. И действительно, круг размыкается: каждый из героев доходит до какой-то предельной глубины отчаяния, где ему нужно принять правду - и тогда становится легче. Люси убегает из дома, чтобы найти маяк, который на самом деле находится за сотни километров в океане - и, убедившись, что никакого маяка нет, едва не погибнув, постепенно начинает общаться с новой семьей. Изабель идет в тюрьму, отказавшись дать показания против мужа и признав себя виновной вместе с ним. Ханна находит в себе силы простить и даже расстаться с дочерью, если это потребуется для ее блага, а когда этого по обстоятельствам не происходит, воспитывает Люси в доброй памяти о людях, которые спасли ей жизнь и растили первые пять лет. Все герои переживают некий момент самоотречения, и в этом сконцентрирован христианский смысл фильма. Недаром Ханна, молясь и вспоминая покойного мужа, не раз повторяет его слова: «Простить - один раз, ненавидеть - всю жизнь». Можно жить в бесконечном аду, не понимая, почему он не кончается, а можно даже в самой безвыходной ситуации сделать шаг к Богу.

Простить себя

 

Есть в этом фильме, в самом конце его, еще одна безусловно христианская мысль: важно, раскаявшись в своем поступке перед Богом и людьми, не только принять их прощение, но и самому простить себя. Именно об этом постаревший Том говорит Изабель в их последнем разговоре - накануне ее тихой, непостыдной кончины в родном доме, пустом без детей, но все-таки наполненном счастьем. Доме, по которому пройдет однажды сама уже ставшая мамой Люси и узнает, как ее здесь помнили и берегли все эти годы - берегли так, чтобы не тревожить и ничем не напоминать о себе. И этот фильм о непоправимых человеческих ошибках окажется все-таки фильмом о любви. И о вечности.

Газета «Православная вера» № 20 (568)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/chtoby-ne-lgat-nikogda
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22