itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Фестиваль «Дни казаков-некрасовцев в Москве»

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
371
Время на чтение 15 минут
OXT_GHzmn8Q


Фестиваль "Дни казаков-некрасовцев в Москве" прошел в столице 13-17 мая. Организаторы мероприятия - Государственный центр русского фольклора совместно с Министерством культуры РФ, Администрацией Ставропольского края, Старообрядческим духовным центром Русской Православной Старообрядческой Церкви «Рогожская слобода», Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств и Ставропольским краевым Домом народного творчества, Российским научно-исследовательским институтом природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачёва и Государственным институтом искусствознания.

Фестиваль был посвящен уникальной этнографической группе русского народа, сохранившей в живом бытовании традиционную народную культуру донских казаков XVII - начала XVIII веков. Казаки-некрасовцы - потомки донских казаков, которые ушли с Дона на Кубань в сентябре 1708 года после подавления Булавинского восстания. После гибели Кондратия Булавина новым атаманом и лидером казаков стал Игнат Некрасов. Вскоре после его смерти в 1737 году, началось присоединение Кубани к России, завершившееся в 1783 году при императрице Екатерине II. Не желая жить под властью царей, казаки постепенно покидали Кубань и переселялись в местность Добруджа на берегу Черного моря. Тогда эти земли принадлежали Турции, а ныне разделены между Болгарией и Румынией. Но границы России расширялись и продвигались к Добрудже. И тогда большинство некрасовцев перебралось в Турцию и поселилось на берегах озера Майнос в западной части Турции.MsU-nwBuOss

Там в течение более 250 лет казаки жили замкнутой общиной, по заветам своего духовного лидера Игната Некрасова. Таким образом некрасовцы сумели сохранить свой традиционный уклад жизни, церковно-богослужебную и певческую культуру, праздничный костюм, фольклор. В 1962 году большая часть семей казаков-некрасовцев вернулась на свою историческую родину и была поселена в Левокумском районе Ставропольского края.

13 мая в Министерстве культуры РФ состоялось торжественное открытие фестиваля, посвященного казакам-некрасовцам. Выступая перед собравшимися, митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий подчеркнул, что: "Радость, которую нам принесли наши гости - это радость встречи с теми людьми, которые пронесли через века, как самое дорогое сокровище, веру своих предков. Их вера вызывала уважение к ним и в Турции и при переселении в СССР. Та чистота, которую сохраняют верующие люди - это самое дорогое".

Ijyy9KTJZy0

"Казаки-некрасовцы много раз были гостями Москвы. Но это мероприятие в каком-то смысле первое и уникальное. Безусловно, оно историческое. На протяжении многих лет казаков-некрасовцев приглашали в Москву, в разные города России, за рубеж, но, как правило, это делали ученые. Сегодняшнее мероприятие проходит по инициативе и благодаря правительству Ставропольского края. В этом его уникальность, в этом его историческая особенность", - отметил доктор искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского, ведущий специалист в области старообрядческого богослужебного пения Н. Г. Денисов. "Когда некрасовцы проживали в Турции, на Пасху они всегда надевали свои красивые наряды, водили хороводы, в течении недели звучали пасхальные песнопения. Представители турецкого правительства всегда приезжали из Анкары посмотреть на это празднество. И восхищаясь некрасовцами и их красотой говорили им такие слова: "Вы у нас один прекрасный венок на всю Турцию". Поэтому обращаясь сегодня к представителям ставропольской земли, я еще раз хочу подчеркнуть - казаки-некрасовцы Левокумья прекрасный венок Ставропольского края", - сказал он.

Первый заместитель министра культуры РФ В. В. Аристархов зачитал приветствие министра культуры В. Р. Мединского, в котором тот выразил особую благодарность сотрудникам Государственного центра русского фольклора и учреждений культуры Ставропольского края "кропотливая работа которых позволила познакомить любителей и ценителей народной культуры с традициями казаков-некрасовцев". Так же было отмечено, что фольклор некрасовцев является одним из величайших достояний отечественной народной культуры: "Бережное отношение некрасовцев к духовному наследию вызывает истинное уважение и восхищение".

lQULxtd9vWA

Так же на открытии выступили генеральный директор Государственного центра русского фольклора А. В. Ефимов, заместитель председателя Правительства Ставропольского края И. В. Кувалдина, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева А. С. Миронов и другие.

В рамках творческой программы, посвященной музыкальной культуре казаков-некрасовцев, выступили народный фольклорный этнографический ансамбль "Некрасовские казаки" (пос. Новокумский Ставропольского края), а так же московские коллективы и исполнители - студенты отдела хорового народного пения колледжа им. Гнесиных, семейный ансамбль Владимира Скунцева, фольклорное объединение "Измайловская слобода", ансамбль "Казачий Кругъ". В фойе здания Министерства культуры состоялось открытие выставки работ художников Ставрополья, посвященной казакам-некрасовцам - "История в лицах и красках", на которой были представлены живописные и графические полотна, демонстрирующие жизненный уклад казаков-некрасовцев.

x9KCEGGny5c

14 мая в Старообрядческом духовном центре "Рогожская слобода" прошло торжественное открытие выставки "Некрасовцы - путь на Родину", приуроченная к 170-летию присоединения митрополита Амвросия (1791-1863) к старообрядческой церкви. Открыл выставку митрополит РПСЦ Корнилий. В экспозиции были представлены фотографии, предметы быта, богослужебные книги, церковные облачения некрасовского священника, комплекты женской, мужской и детской одежды, отдельные предметы одежды, куклы в нарядах, повторяющих некрасовский костюм, домашняя утварь казаков-некрасовцев с которой они в 60-е годы ХХ века вернулись из Турции.

QoyUXVU2k-U

Некрасовский костюм отличается яркостью и пестротой. Поверх рубахи на турецкий манер некрасовцы всегда надевали желто-синий балахон, который спереди по всей длине застегивался на пуговицы. Балахон шился из ярких турецких тканей. Расцветка костюма была связана с круговоротом жизни на земле: желтый цвет символизировал зерно, синий - воду, красный - солнце, а зеленый - пробуждающуюся жизнь. Нижний край одежды и все швы обязательно украшались вышивкой. Технически она была очень сложная и требовала кропотливой работы. Обычно выполнялся узор тонкой черно-желтой нитью.

hDSkjgZt1y8

Одежду некрасовцы передавали из поколение в поколение - из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери - дочери. Весьма интересны у некрасовцев были головные уборы женщин. По ним можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами: монетками, маленькими ракушками, бисером. Поверх повязки - яркий платок красно-желтой расцветки. Все швы, соединяющие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками. Сейчас, к сожалению, техника традиционной некрасовской вышивки полностью утрачена.

mW6uYJy3STc

Фотовыставка "Жизнь по заветам Игната", посвященная современной жизни казаков-некрасовцев, старообрядческая ярмарка, на которой были представлены изделия декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и традиционной кулинарии, а так же концерт старообрядческой духовной музыки состоялись в "Рогожской Слободе" 15 мая.

16 мая в Государственном институте искусствознания состоялась встреча "Традиционная культура казаков-некрасовцев в документальных фильмах и экспедиционных материалах". В фильмах были затронуты самые острые вопросы современной жизни некрасовцев. Возвращение на родину после двух столетий жизни в Турции прошло не так благополучно и радостно как было показано в советском фильме 1963 года, который назывался «Возвращение казаков-некрасовцев». В фильме, снятом уже в 2000 году («Житие некрасовских казаков») некрасовцы делятся своими воспоминаниями о жизни при Советской власти, рассказывают, что советское правительство во многом обмануло их ожидания, и по приезде в СССР они попали в агрессивную атеистическую среду.

oGDCUj7G82U

17 мая в Российском научно-исследовательском институте природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачёва прошел круглый стол "Культура казаков-некрасовцев: прошлое, настоящее и будущее" и презентация объектов нематериального культурного наследия казаков-некрасовцев, внесенных в Федеральный электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов РФ. На конференции были подняты острые вопросы, связанные с тем, что после возвращения на историческую родину некрасовцы стали терять свою самобытность. Дети казаков покидают села, живая преемственность этого островка традиционной культуры находится сейчас под серьезной угрозой. Участники круглого стола обсудили пути сохранения культуры некрасовцев. Это важно не только для некрасовцев, но и для всех современных людей, поскольку, по словам заместителя директора Института природного и культурного наследия Е. В. Бахревского, "культура некрасовцев дает нам шанс лучше понять самих себя".

Заместитель генерального директора по научной работе ГРЦРФ, кандидат искусствоведения Е. А. Дорохова подчеркнула, что казаки некрасовцы - это уникальное явление истории, культуры России. "Сейчас очень много говорится о необходимости сохранения нематериального культурного наследия, идет поиск национальной идеи. Перед нами люди, которые давно уже обрели эту идею и много лет, десятилетий, столетий жили в соответствии с ней. Это помогло им выжить вдали от России, сохранить все это и донести до нас. Благодаря чему мы имеем возможность услышать эти песни, увидеть этих людей, прикоснуться к этой потрясающей культуре".

UCvO5lsxmcU

Так же Е. А. Дорохова отметила, что несмотря на множество фольклорных экспедиций к казакам-некрасовцам, проведенных как учеными, так и любителями фольклора, итоговых исследований культуры казаков-некрасовцев до сих пор нет. Она выразила надежду, что фестиваль послужит стимулом и работа над монографией будет продолжена и закончена и "эта удивительная традиция станет известна всем и будет осмыслена нашим обществом". Так же она подчеркнула, что фестивальная деятельность не является мерой сохранения традиции и казаки являются лучшим доказательством этому. Их многочисленные выступления на фестивалях Москвы и зарубежных стран не повлияли на то, чтобы их традиция предавалась их детям. "У нас у всех болит душа за культуру казаков-некрасовцев. И делали мы этот фестиваль не только для того, чтобы еще раз увидеть вас - наших дорогих гостей, услышать ваши песни, порадоваться вместе с вами, но и для того, чтобы понять, что мы можем сделать для того, чтобы ситуация не была такой трагической", - сказала она.

Ведущий исследователь старообрядческого богослужебного пения, один из инициаторов изучения культуры казаков-некрасовцев, Н. Г. Денисов рассказал, что в 1992 году сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева создали концепцию воскресной школы для казаков-некрасовцев. В программу школы вошли: история казачества, история старообрядчества, знаменное пение, градостроительство, народное творчество. Концепция получила благословение митрополита РПСЦ Олимпия, была утверждена директором музея, был подготовлен договор с районным отделом культуры. Однако, в 1994 году новый директор музея приостановил эту работу. По мнению Н. Г. Денисова, если бы это начинание было воплощено в жизнь 20 лет назад, ситуация в некрасовских селах сегодня была бы совершенно другой. Выход из кризиса исследователь видит в открытии таких воскресных школ на летний период, когда в села, где проживают некрасовцы, приезжают их внуки и правнуки.

zKaIIB84pO8

Н. Г. Денисов так же отметил, что, учитывая значимость и уникальность общин казаков-некрасовцев в богослужебном отношении, крайне важно включить их в реестр наследия ЮНЕСКО. Так же, по его мнению, необходимо поднять статус общин казаков-некрасовцев в рамках Русской Православной Старообрядческой Церкви и перевести их в непосредственное подчинение Московской митрополии, о чем уже подготовлено соответствующее письмо на собор РПСЦ. "Важно, чтобы то, что сегодня обсуждалось, не осталось просто на бумаге. Как сочетать современный образ жизни с тем, чтобы люди помнили свою культуру? Если руководство митрополии поможет с повышением статуса общины казаков и пришлет студентов-семинаристов для преподавания в воскресных школах, думаю, что ситуация начнет меняться в лучшую сторону", - отметил он.

Директор Новокумского филиала Cтавропольского краевого музея изобразительных искусств, посвященного казакам-некрасовцам, З. А. Белая подчеркнула, что значимость культуры казаков выходит за рамки Ставропольского края. При этом на Ставрополье никогда не было комплексной программы, связанной с культурой некрасовцев. За все эти годы ни ученые, ни многочисленные концерты и фестивали, в которых принимали участие казаки, не повлияли на сохранение их культуры. При этом она отметила, что интерес к некрасовцам, к музею, к работам художников, которых привлекли, чтобы запечатлеть казаков, неизменно высок. "Настоящее у некрасовцев есть. И краевой бюджет, по мере своих возможностей, это настоящее поддерживает. Но чтобы было будущее , чтобы отдать должное уважение культуре этих людей, сохранивших то, что в России уже давно исчезло, нужна помощь государства - нужна федеральная программа", - сказала она.

WVS6M3Syf7I

По мнению З. А. Белой нужна общая концепция, которая включала бы в себя наработки и ученых, и Государственного центра русского фольклора, и Ставропольских учреждений культуры и образовательные программы. "В селах, где проживают казаки, должны быть созданы базы для ученых. Так же необходимо развивать этно-туризм, популяризировать культуру казаков. В этих селах есть все условия для того, чтобы там был создан туристический кластер. Нужно добиваться, чтобы мы были включены в федеральную программу финансирования и чтобы эта программа, которая включала бы в себя популяризацию, научную и образовательную деятельность развивалась бы из года в год. Без финансирования из федерального бюджета мы ничего не сможем сделать".

_DPUKYnu2Z0Заведующий сектором хореографии ГРЦРФ, профессор МГУКИ А. И. Шилин предложил на базе музея казаков-некрасовцев создать культурный центр, в который стекались бы все материалы по казакам. Центр должен быть создан при поддержке со стороны государства. При этом, селам, где проживают казаки, надо придать особый статус и организовать там постоянно действующие круглогодичные курсы для всех желающих приобщиться к культуре казаков. "Есть проблема сохранения некрасовской традиции на месте и есть люди, которые хотели бы приехать к казакам и учиться у них - приобщаться к их культуре. При этом, нужно сделать так, чтобы все чувствовали себя комфортно. Думаю, организационно это можно сделать так - желающие приезжают на целую неделю, погружаются в эту традицию, учатся и за это платят деньги. И если дети казаков-некрасовцев увидят, что к ним организованно приезжают, что у них учатся и их уважают, то они будут с большим уважением и вниманием относиться к традиции своих родителей", - сказал он.

По итогам круглого стола будет составлена резолюция. Планируется разработка концепции и программы по изучению и актуализации традиционной культуры казаков-некрасовцев. Эту работу будет координировать Экспертный совет, формирование которого уже началось.

rHx-n6ChU-8v9F4s2-VzlkZ-Ey6EQ2PDgXzj6dAYXJwwV4Newp0GPEIShRGlxYzak4ODkIKpn2cI4ODGeh_NwQEQkhRmZs29SboH7fNlmJB_8gecdaChYUwQECHZvF3fkSskbVL5HwN_TBMAe-fxqAT6z07sPdjBnET-s6jPAFC5If3g3SuJ83cAZD03lPr0XzcZRE0RG-ghmMVts0Fh4jogaTQw

http://www.folkcentr.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Бывший СССР
Терновый мой венец
10. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
09.08.2022
Терновый мой венец
9. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
02.08.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О задержании Стрелкова и его перспективах
Новый комментарий от р.Б.Алексий
19.08.2022 05:24
Вероотступничество или беспечное невежество?
Новый комментарий от учитель
19.08.2022 03:43
«Он бил по щекам свою мать – Россию»
Новый комментарий от Наблюдатель
19.08.2022 02:17
Дух дышит, где хочет
Новый комментарий от Олег В.
18.08.2022 23:09
Падение доверия к Русской Православной Церкви
Новый комментарий от Адриан Послушник
18.08.2022 23:00
О пораженческой ереси
Новый комментарий от Человек
18.08.2022 20:03
Анти-идеология
Новый комментарий от С. Югов
18.08.2022 19:51