«Историю надо лелеять и беречь, как дитя малое...»

Год назад, 13 мая 2015 года, на 60‑м году жизни скоропостижно скончался известный саратовский историк Александр Павлович Новиков. Своими воспоминаниями о нем делится член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии историк Валерий Теплов.

Мне довелось познакомиться с Александром Павловичем в 1992 году, в редакции журнала «Саратовские епархиальные ведомости», располагавшейся тогда в подвале новооткрытого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этом издании впервые начали публиковаться его церковно-исторические очерки, впоследствии они также выходили в литературном журнале «Волга». Незадолго до того с замыслом и желанием составить жизнеописания архипастырей, которые в течение двух столетий окормляли саратовскую паству, он пришел на прием к архиепископу Саратовскому и Вольскому Пимену (Хмелевскому) и получил от него не только благословение, но и некоторые советы. В частности, по наставлению владыки он решил, прежде всего, обратиться к той эпохе в истории Саратовского края, в которую на берегах Волги взошли первые всходы христианского вероучения, а уже затем перейти к исследованию деятельности первых архиереев нашей епархии.

Нередко, пересекаясь с ним в читальном зале областного госархива, я мог наблюдать, как обстоятельно, ведя архивные изыскания, Александр Павлович выявлял и фиксировал малоизвестные, а то и вовсе неизвестные исторические события, восполняя пробелы в представлении о нашем крае. Результатом этой многолетней работы стала вышедшая в 2000 году в Саратове книга «Святители Земли русской», которая содержала очерки жизни и деятельности первых семи саратовских епископов (с 1799 по 1832 год), в нее также был включен очерк истории развития христианства на Нижней Волге.

В своем повествовании автор избегал собственных оценочных суждений, делал основной акцент на фактах и событиях, стремясь в то же время как можно полнее представить высказывания и позиции самих саратовских Преосвященных по тем или иным вопросам церковно-общественной жизни. Каждый из семи епископов, о которых рассказал в своей книге Александр Павлович Новиков, обладал неповторимыми индивидуальными чертами, привычками и предпочтениями, и автору в полной мере удалось это передать. Как и то, что все они трудились на нашей кафедре с единой пламенной верой и ревностью в служении истинам Церкви Христовой.

Автор книги особенно детально говорит о том, что происходило после того, как 3 ноября 1828 года Саратовская епархия вновь стала самостоятельной и была отделена от Пензенской, а на ее кафедру, с титулом Саратовский и Царицынский, был поставлен епископ Моисей (Богданов-Платонов). В епархии тогда было 545 храмов, 2500 священнослужителей и церковнослужителей и миллионная православная паства. В ней были устроены архиерейский дом, духовная консистория, открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания. В 1830-1831 годах в Саратовской губернии бушевала эпидемия холеры, смертность доходила до сотни и более человек в сутки, и никто из умерших не остался без церковного отпевания, а с церковного амвона звучало воззвание о беспрекословном исполнении повелений гражданского начальства, относящихся к пресечению болезни. Кроме того, епископ Моисей в 1830 году открыл в Саратове духовную семинарию и Крестовоздвиженский женский монастырь.

Книга Александра Новикова завершается хронологической летописью этого периода жизни Саратовской епархии и приложениями, в которых были опубликованы некоторые исторические документы. Это издание стало прекрасным подарком всем, кто занимается церковной историей Саратовского края, оно и по сию пору является основополагающим трудом по данной исторической эпохе.

Александр Павлович окончил исторический факультет Саратовского государственного университета, но защитил диссертацию по философским наукам; работал он доцентом кафедры социологии СГТУ. Будучи автором более чем ста публикаций, он являлся членом Международной ассоциации исторической психологии и Российского общества историков-архивистов. В сфере его научных интересов была, в частности, деятельность председателя Учредительного собрания, уроженца Хвалынска В. М. Чернова. Он также исследовал такой исторический факт: совсем недалеко - в новоузенских степях - великий русский полководец А. В. Суворов преследовал (по вычисленному историком маршруту) в 1774 году Емельяна Пугачева и способствовал его пленению.

Когда к Александру Павловичу обратились за помощью в организации Музея истории Саратовской митрополии, он откликнулся на это со свойственной ему отзывчивостью. Первая попытка устроения музея была предпринята еще саратовским епископом Иаковым (Вечерковым), но в советское время многие собранные им вещи перекочевали сначала в СУАК (Саратовскую ученую архивную комиссию. - Ред.), а потом оказались в краеведческом музее.

Новикову приходилось вести эту работу параллельно с преподавательской деятельностью. Он писал мне: «Занятия идут каждый день по несколько пар. <...> Работаю так, как на заре своей юности. <...> Отсыпаюсь до 3-4 час. А затем сажусь за продолжение лекции, а утром в 8-9 иду на занятия».

Он говорил, что музей должен стать хранителем исторической и социальной памяти с просветительскими, образовательными и воспитательными функциями. Вокруг музея могли бы консолидироваться лица, занимающиеся научными изысканиями в области истории Саратовской епархии - истории, которая до сих пор, к сожалению, не написана. Он говорил: «Вот "Очерки истории Саратовского Поволжья" в нескольких томах есть, а по истории епархии нет ни одной обобщающей и детальной работы!».

За активное участие в организации музея Александр Новиков был удостоен в 2013 году Архиерейской грамоты. В том же году, в рамках празднования Собора Саратовских святых, он провел в Балашовском институте СГУ презентацию готовившейся книги о епископе Павле (Вильчинском) - этот труд, как и книга о Балашовском монастыре, остался незавершенным. Это, в частности, было обусловлено тем, что, будучи дотошным исследователем, Александр Павлович тщательно и, что неизбежно, долго проверял достоверность любой информации, прежде чем включать ее в свой текст. Он вел обширную переписку с иногородними архивами и в свободное от основной работы время нередко ездил туда, чтобы поработать с документами самому.

Также он содействовал Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии в сборе фактологической информации, связанной со священномучеником Иоанном Днепровским. Ему удалось установить точное местоположение дома № 24 по улице Калачевской г. Новоузенска, что оказалось весьма непросто, поскольку со временем нумерация поменялась. Дом несколько раз после смерти приютившей святого Иоанна монахини Акилины перестраивался и переходил из рук в руки, то есть продавался и перепродавался. Ни в местном архиве, ни в БТИ сведений не сохранилось. В результате дом, где жил подвижник, был отчасти, как шутил Александр Павлович, «вычислен с помощью народного вече» - старожилов этой улицы.

А незадолго до кончины он опубликовал работу, посвященную начальнице Балашовской Покровской женской общины монахине Сарре (Ананьевской), духовным наставником которой был известный Оптинский старец - преподобный Иларион (Пономарев), девять лет до того проживший в Саратове. Когда-то, в 2001 году, в статье о Покровском монастыре Балашова Александр Павлович писал: «Возможно, наступит время, когда и на Балашовской земле вновь возникнет святая обитель». И как он радовался, когда в 2013 году женский монастырь в честь Покрова Божией Матери в городе Балашове был наконец открыт решением Священного Синода!

Нередко мы оказывали друг другу консультационную помощь, и в последние годы он говорил мне о стремлении всецело посвятить себя исследовательской работе в архивах. Однажды он мне написал: «Историю, любую, тем более церковную, надо лелеять и беречь, как дитя малое, и относиться с такой же теплотой, вниманием и заботой, как любящий сын или дочь относится к своим родителям».

Последним письмом от него был короткий ответ на мое пасхальное поздравление. Александр Павлович категорично и, как оказалось, символично написал: «Воистину воскресе! Тебе так же желаю всего наилучшего навсегда!».

Александр Павлович был видным специалистом в области церковной истории Саратовской епархии дореволюционного периода, его отличали высокий научный профессионализм, глубокий ум, христианская доброжелательность, личная скромность и простота в общении. Отпевание и погребение его было совершено на городском кладбище родного Новоузенска. Все, кто знал А.П. Новикова, сохранят в своих сердцах добрую память об этом замечательном человеке.

В завершение хочется процитировать его слова о саратовских епископах XIX века: «Неся свой жизненный крест, можно и нужно подражать их трудам и подвигам, если мы ищем спасения, если хотим подняться к высотам духа, освободиться от рабства низменных страстей и из отверженных и наемников в доме Отца Небесного стать детьми Божиими».

Газета «Православная вера» № 09 (557)

Валерий Теплов

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istoriyu-nado-leleyat-i-berech-kak-ditya-maloe
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Теплов
Все статьи Валерий Теплов
Последние комментарии
Идол против России
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.02.2021 12:28
Борьба с памятниками или с памятью?
Новый комментарий от Vladimir
25.02.2021 12:15
Дзержинский сидит в одном седле с Невзоровым
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.02.2021 12:04
Лучшего символа борьбы с коррупционерами не найдёшь...
Новый комментарий от учитель
25.02.2021 11:28
На Лубянке будет памятник в честь небесного покровителя директора ФСБ
Новый комментарий от Наталья Сидорина
25.02.2021 11:19
«Мировая долларовая система полетит»
Новый комментарий от Тюменец
25.02.2021 11:09