Способ радоваться

Интервью с Елизаветой Цымбаревич, иллюстратором детских книг Издательства Сретенского монастыря

Александр Сергеевич Пушкин 
0
843
Время на чтение 11 минут

Работы Елизаветы Цымбаревич даже трудно назвать иллюстрациями - это целый мир, такой же, как и на ее акварелях, светлый, радостный и открытый. И сама она такая же - легкая и похожая на утро. «Не представляю, - говорит Елизавета, - как бы я жила, если бы не рисовала. Наверное, для меня это способ радоваться. Радоваться Божьему миру и творению. Но и способ познания - тоже».

    

- Давайте расскажем нашим читателям о детских книжках с Вашими иллюстрациями, вышедшими или выходящими в Издательстве Сретенского монастыря.

 

- Первая книжка, которую мы сделали, - «Иоанн - святой из Дамаска». Затем было житие священномученика Илариона в переложении для детей. А сейчас уходит в печать третья книга, «Времена года», стихи русских поэтов о природе, - классика, Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Блок - тематически подобранная по четырем временам года и праздникам, приходящимся на них. Весной - Пасха, зимой - Рождество, Крещение, Святки, и так далее.

Чем мне нравится работать с Издательством Сретенского монастыря, так это тем, что тут всё время ищется какой-то необычный подход. Это всегда интересно.

Когда мы начинаем работать над книгой, мы всегда стараемся найти ее образ. Для жития священномученика Илариона таким образом стали его дневники. Мы сделали иллюстрации с довольно свободными краями, техника - перо и акварель, что позволяло свободно совмещать их с текстом. Рисунок мог заканчиваться на полях, как зарисовка, и свободно входил в одно поле с текстом. Форма книги - дневник, альбом, тетрадь...

 

    

А для «Времён года» мы думали-думали и вот что придумали. Мы нашли место с очень характерным русским пейзажем, можно даже сказать, классическим: храм, река, поля, деревенька рядом - причем совершенно реальное места, его даже на карте найти можно.

И вот это место предстает у нас в разные времена года - и везде виден один и тот же храм, одни и те же улицы. Есть и герой - птичка. Можно проследить ее перемещения в каждом стихотворении, в каждом месте действия.

Когда мы только начинали, то размышляли так - стихотворения посвящены в основном природе. Но просто пейзажи детям не очень интересны. Значит, должны быть и персонажи - звери, птицы. Но это тоже довольно обычно. И тогда мы решили, что нужно создать особый мир, где вместе будут и природа, и звери, и дети... Открытый, светлый, яркий мир, где все очень живые и радостные, мир, в котором гуляют разные животные, - лоси, зайчики, белки - а дети играют с ними.

- То есть образ рая.

- В своём роде. Много сейчас и других произведений, которые несут агрессию и показывают мир опасным и разделенным. А мы, наоборот, хотели показать детям мир радостный и открытый.

 

    

- Часто видишь - сидит ребенок, совсем маленький, и листает планшет. На ваш взгляд, что такое сегодня детская книга? И не победят ли ее планшеты?

- Зависит, конечно, от родителей, потому что когда родители серьёзно относятся к воспитанию, то они все эти увлечения дозируют. А если времени заниматься с детьми нет, то дать в руки планшет - единственное лёгкое средство чем-то занять ребенка.

А книга, мне кажется, никуда не уйдёт. Наоборот! С распространением всех этих современных средств книга вдруг начинает занимать особенное место.

Если раньше она была единственным средством познания, развития, знакомства с миром, то сейчас она становится чем-то большим. Ее уже нельзя сделать абы как - она должна быть очень интересная, должна в какой-то степени конкурировать с современными всякими штуками, хотя это очень сложно. То есть все это ей на пользу - она наоборот должна становиться лучше.

 

    

- Я так понимаю, что ваше детство пришлось на начало девяностых - тогда как раз начал меняться детский мир: появились всякие сеги-меги, компьютерные игры типа «Принц Персии» и прочая. А вот у меня в детстве были еще прекрасные «детгизовские» книжки.

- У меня тоже!

- А вы свои первые книжки помните?

- Конечно! Во-первых, - до сих пор ее люблю - «Про маленького поросенка Плюха». Какие там иллюстрации замечательные![1]

«Айболит», конечно. «У меня зазвонил телефон» Чуковского. Все книги Конашевича.[2]

Евгений Иванович Чарушин - все его мишки, коты, снегири, тигрята...[3] Я даже не помню, что было в этих книгах написано, зато очень хорошо помню его прекрасных зверей.

У нас были классические книжки, потому что у нас такая мама: книги, театры, выставки... Компьютер появился у нас очень поздно.

 

    

- А мультфильмы? Как раз во времена Вашего детства по ТВ вместо советских классических мультиков вроде «Маугли» и «Варежки» стали показывать сериалы про «Черепашек-ниндзя».

- Нет, мы ничего этого не смотрели - мы на классике выросли. Разве что первые диснеевские киномультики - «Бэмби», «Король-лев»...

- Пример Вашей мамы подтверждает ваши слова - действительно, все зависит родителей. А рисовать Вы когда начали, с раннего детства, конечно же?

- Да, с самого детства. Потом в художку пошла, потом - МГАХУ памяти 1905 года, а потом во ВГИК уже.

- Вы ВГИК кончали?

- ВГИК, художественный факультет. Я художник кино.

- Это серьёзно. А как же получились детские книжки?

- Да не знаю. После ВГИКа устроилась работать на анимационную студию - на мультфильм про преподобного Сергия Радонежского. Там четыре года работала, потом финансирование на время прекратилось, и началась работа с Издательством. Меня спросили: «А не хочешь попробовать книжку?» И я попробовала.

Сфера анимации очень близка книжной графике. Многие наши художники советского времени и в иллюстрации работали, и потом в анимацию переходили. Это были смежные области.

 

    

- Тогда я Вас и про анимацию спрошу. А что сейчас происходит с детскими мультфильмами, Вы знаете?

- Наше производство пытается ориентироваться на Запад. Брать такой сценарий, чтобы в нем был экшн, чтобы происходило что-то динамичное, и весь съемочный процесс выстраивать в соответствии с этой схемой.

Но, честно говоря, результаты, не очень.

Одновременно делаются и авторские мультфильмы, но они не очень известны, и массовый зритель увидеть их не может. Студия-школа «Шар» - может быть, знаете - занимается интересными вещами, у них есть авторы, которые пытаются сами делать мультфильмы, но сложно с финансированием, еще большая сложность - сценарии, и самая большая - дальнейшая судьба.

 

    

Всё ориентировано на коммерческий успех. Вот, например, «Три богатыря» - в них же ничего от русской культуры вообще нет. Какой-то мыльный пузырь. Или «Маша и медведь» - это популярно, но все-таки вкус там какой-то... Очень мало там культуры изображения. Хотя есть люди, которые пытаются делать что-то достойное.

Вот мультфильм про преподобного Сергия, который делали мои знакомые - очень интересный проект.

- Вы знаете, как-то, перечитывая житие преподобного, написанное архиепископом Никоном Рождественским, вдруг подумала - а ведь это блокбастер! Кроме всего прочего, оно очень кинематографично.

- У мультфильма, о котором я говорю, была очень хорошая идея - создать русского героя. У нас нет наших героев. Дети все равно ориентируются на бэтменов.

А нужен свой герой.

И вот в чем была идея: показать преподобного Сергия как русского героя, но при этом не как уже святого, а именно его путь к святости.

Как он жил, как становился тем, кем он стал. Сделать живым все повествование.

Технология очень интересная использовалась. Сначала создавались 3D-фигуры героев - для удобства, чтобы можно было показать больше движений, а потом их обрабатывали под 2D, обрисовывали по контуру, чтобы в целом эстетика была ближе к советским мультфильмам, к классической анимации.

Мы работали 4 года и отсняли больше половины материала, а потом просто закончилось финансирование. Но наш продюсер не намерен сдаваться - он ищет деньги.

- И не может найти?

 

    

- Нет! Всем нравится, все говорят - как хорошо! как нужно! - и отправляют к следующему. Так наш продюсер и ходит. Там сложные технологии, должна работать студия большая - около 180-ти человек.

Из-за того, что использовались современные технологии, очень много средств ушло сразу на оснащение студии. У нас была студия «Mocap» - это современная технология захвата движения. Работает это так: снимают реальных героев - животных, людей. Потом переносят изображение в 3D. Взять, допустим, битву - ее снимают с актерами. Потом их движения переносят на фигуры 3D. Потом обрисовывают. Это очень удобно. Рисованная анимация позволяет показать только определённое количество движений: есть определённые законы в рисованной анимации. А здесь ты можешь вообще все что угодно сделать - хоть полет над городом, где ты сверху видишь, как все куда-то бегут, хоть битву. Эта техника позволяет создать масштабное, эпичное повествование. Куликовская битва - представляете себе? Какая была бы сцена, если бы получилось это сделать!

И это очень нужно. Такая анимация представляет собой совмещение современных средств (а дети ориентированы на них, они их считывают, понимают) с тем, что способно детей воспитывать, развивая в них интерес, в том числе и к истории.

Многие ведь - дети не из церковных семей - даже не знают, кто такой Сергий Радонежский. Поэтому и хотелось показать его как исторического персонажа, который сыграл огромную роль в объединении, становлении нашего государства.

    

- Может быть, кто-то прочтет Ваше интервью и как раз заинтересуется. Вообще очень странно, что на такой яркий и нужный проект в нашей стране не находятся деньги. Лиза, я Вас вот что ещё хочу спросить. Смотрела в интернете ваши работы - невозможно красивые акварели. Только сегодня одна попалась необыкновенная - комод стоит, стул, и такой квадрат света на стене, что хочется в картину войти.

- Два мишки там еще сидят, на комоде.

- Вот Вы такие работы пишете замечательные. А ведь сейчас происходит некая девальвация изображения. Людьми делаются тонны снимков и выкладываются в интернет. Человек снимает чайник, обрабатывает фотографию, и получается супер-картина. И что же дальше? Будут ли кому-то нужны акварели?

- Ну, нет. Супер-то не получится всё равно. А я, кстати, не ощущаю, что девальвация. Покупают работы. Есть интерес.

Я как раз хороший момент вижу во всем этом: происходит отделение как бы такого совсем массового искусства от качественного.

Да, сейчас очень много появилось, допустим, дизайнеров, которые могут в «Фотошопе» создавать живопись, - хотя это не назовёшь живописью - изображения, которые стремятся называться художественными.

    

Иногда у них получается, но чаще всего видны компьютерные особенности изображения - видно, что не живое. Кому-то это близко, но я до сих пор не могу ... Я не чувствую это изображение, не могу с ними себя соотнести.

В общем, масса таких художников - но пусть они и дальше работают на компьютере. Потому что когда они начнут плохо делать в живописи, то будет ещё хуже, поэтому пусть лучше работают в этой сфере компьютерной.

А с другой стороны пусть останутся художники, которые по-прежнему работают в классических техниках.

Сейчас акварель очень популярна. Очень много больших мастеров и у нас, и за рубежом. Много мастер-классов проводится.

Компьютерная индустрия дает толчок к тому, чтобы был большой интерес к рисованию классическому. Очень популярен становится скетчинг (это слово переводится как наброски): простые люди выбирают себе как хобби рисование.

Есть специальные мастер-классы, на которых учат, как простыми средствами - маркерами, ручками, карандашами - делать наброски окружающего мира. Одни все фотографируют, но одновременно у других мы наблюдаем огромный интерес к рисованию, стремление делать что-то своими руками, и часто этим начинают заниматься люди, которые никогда этому не учились, и у них получается очень хорошо.  

    

- Художник - это, наверное, человек, который наиболее ярко, чем все остальные, видит красоту Божьего творения и в состоянии ее передать. А что главное для Вас в Вашем творчестве? Самое главное?

- Сразу не скажешь. Для меня это уже настолько большая часть моей жизни, - с детства - что я не представляю, как бы я жила, если бы не рисовала.

Наверное, для меня это способ радоваться.

Радоваться Божьему миру и творению. Но и способ познания - тоже.

Я очень много рисую. В путешествиях. Люблю просто интерьеры рисовать. Людей нравится рисовать, природу - очень.

И когда ты это делаешь, ты можешь в себя всё как будто впитать - и каждый раз осознаешь, что объять даже на какую-то малую толику не можешь ... Можешь подключиться, но при этом понимаешь, что это настолько необъятно, настолько прекрасно, что ты можешь только отблеск, только тень какую-то передать.

И это меня всегда вдохновляет, наполняет.

Ну и никогда не скучно. Никогда вопроса не возникает из серии «зачем всё это рисовать». Наоборот, хочется, чтобы было побольше.

А ещё я больше хотела бы заняться иконописью.

    

- Как раз хотела спросить об этом.

- Это такая область... Пока никак я не попробую. Как Бог Господь благословит, так и получится. Но мне очень бы хотелось.

Не знаю, как правильно объяснить. С одной стороны, ты восхищаешься этим, видимым миром. Но с другой, когда есть некий опыт того, что существует и мир невидимый, то иконопись - как раз и есть то средство, которое его передаёт в должном виде.

Есть фэнтези, какие-то ещё подобные стили, но это всё ерунда полная, фантазии, галлюцинации.

Есть художники, которым это интересно - ну, их мотив понятен. Они хотят проникнуть куда-то, но способы не совсем верные выбирают, и получается, что изображение несет весьма сомнительное содержание и дух.

А иконопись - это как раз та сфера, которая позволяет изображать невидимый мир. И это тоже очень вдохновляет. Но видимо, нужно дорасти, чтобы действительно хорошо ею заниматься. Дай Бог. Мне бы очень хотелось.


[1] Художник Евгений Лебедев.

[2] Владимир Михайлович Конашевич, 1888-1963, иллюстрировал книги С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, сказки Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др.

[3i] Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) - художник и писатель. Кроме собственных книг ("Волчишко и другие", "Васька", "Про сороку") иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.

С Елизаветой Цымбаревич
беседовала Анастасия Рахлина 

http://www.pravoslavie.ru/99146.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Рахлина
«Мы должны быть благодарны тем, кто воевал и победил»
К 120-летию маршала Победы Георгия Константиновича Жукова
02.12.2016
«В руки Твои, Господи»
К шестидесятилетию убиенного на Кавказе иерея Игоре Розина
06.10.2016
«Я думал, Евангелие никогда не кончится»
Иконописец Борис Норштейн об отце, Евангелии и письмах Ван Гога
15.09.2016
Все статьи Анастасия Рахлина
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12