«Ни одной минуты не жалел о том, что стал священником»

0
564
Время на чтение 7 минут

Так говорит клирик храма во имя святителя Митрофана Воронежского в Саратове иерей Анатолий Коньков. Хотя - в день его диаконской хиротонии кое-кто из друзей, хоть вроде и в шутку, но вздыхал-таки о том, что филармония потеряла хорошего альтиста, а город навсегда утратил добросовестного дворника.

Мы продолжаем задуманную нами серию бесед с саратовскими пастырями, точнее, с теми из них, чей путь к престолу не был простым и скорым, кто смог сделать выбор и круто развернуть свою жизнь, будучи уже состоявшимся, как говорят, человеком.

- Отец Анатолий, Вы ведь музыкой с детства занимались? Почему так вышло - может быть, родители Ваши как-­то связаны с музыкой?

- Нет, родители мои - инженеры. Мы - бакинцы, но, когда мне было шесть лет, переехали на Ставрополье. Мама сама с детства мечтала стать музыкантом, но - не пришлось: в их семье было пятеро детей, не на что было купить пианино, некуда было его поставить - все ютились в одной комнатке. И она перенесла свою мечту на нас с сестрой: сестра стала учиться играть на пианино, а я в раннем детстве - еще в Баку - посмотрел замечательный фильм о Никколо Паганини и заявил: «Хочу играть как Паганина!». Родители рассмеялись и купили скрипку. А на альт я перешел уже в Ставропольском училище искусств.

- Закончив училище, Вы приехали в Саратов, поступили в консерваторию, однокурсница, тоже альтистка, Елена стала Вашей женой... А как пролегла дорожка к вере, к Церкви и священству?

- Непростой вопрос... Я думаю, первой предпосылкой была смерть моего тестя - отца Елены. Короткая мучительная болезнь - и смерть. И - первое наше с супругой сознательное обращение к Богу, первая молитва. А стать церковными людьми нам помогла наша старшая дочь Мария: когда она родилась, мы понесли ее крестить, и там, в храме, нам сразу сказали: раз вы крестите своего ребенка, значит, вам и самим нужно вести церковную жизнь.

- А Вы были крещены уже к тому моменту?

- Я попросил маму меня крестить, когда мне было 12 лет - после одного интересного сна, который я никому не рассказываю. Смысл этого сна сразу был мне ясен: если не крестишься - жизни тебе не будет. Но крещение мое не стало сознательным обращением к вере: после него я даже забыл, где мой крестик лежит. Нашел его уже потом, после воцерковления, и до сих пор ношу.

- И все же, одно дело - прийти к вере, другое - к священству. Как это с Вами произошло?

- Я работал уже в оркестре филармонии, и мне, как со временем я понял, оказались чуждыми рутина, суета, чувство соперничества... Священник, у которого мы с Еленой постоянно окормлялись в то время, посчитал эти мои сомнения очень важными и сказал, что мне, возможно, стоит вообще изменить свою жизнь. И предложил мне подумать о священстве. И мне эта идея очень понравилась, я углубился в книги - в Катехизис, в церковную историю... А через два года поступил в семинарию.

- Но так ли просто было решиться? Это ведь очень серьезная и очень много трудностей сулящая перемена в жизни...

- Конечно, проблемы были. И страхи были. Но - с помощью Божией все разрешилось. Пока учился в семинарии - до рукоположения - работал дворником. В самом центре города, на Театральной площади. Вставал в пять утра и до начала занятий шел подметать. Заодно дышал утренним, чистым еще, незагазованным воздухом. Даже и диаконом уже будучи продолжал какое-то время работать метлой. Мне не впервой это было - я и раньше, работая в филармонии, дворничал, потому что на зарплату оркестранта с семьей не проживешь.

- То есть дворник Вы профессиональный... А чему-то, кроме методики подметания, Вас эта работа научила?

- Видеть в каждом человеке именно человека, ценить и уважать труд других людей.

- Чем Вам запомнился день рукоположения? Каким он для Вас был - радостным, трудным, тревожным?

- Это не один только день и не одна хиротония - их ведь две, сначала диаконская, потом иерейская... Я вроде бы давно уже принял решение, но, когда мне сказали, что Владыка благословил меня писать прошение о рукоположении во диаконы, меня немножко затрясло. Я знал, как совершается хиротония: первый твой вход в царские врата, конечно, это страшит. Ведь Сам Господь входит в алтарь царскими вратами. А тут я... Кто я такой, чтоб входить Его путем? Это действительно страшно было. И очень было тревожно за свое будущее служение. Раньше я молился только от себя, теперь я должен возглашать ектении от лица всего народа, который за моей спиной стоит. А насколько я этому соответствую?.. И еще труднее было в день рукоположения во священники.

- А музыку не жалко было оставлять?

- Вы знаете, нет, не жалко. Жалости нет. Ни одной минуты я не жалел о том, что все оставил и стал священником.

Ностальгия, может быть, есть. Немного грустно бывает, когда не могу пойти на хороший концерт. Но всегда ведь можно найти несколько минут - просто включить и послушать музыку...

- А есть какая-то связь между музыкой и духовной жизнью? Не зря ведь говорят, что музыка - духовно высшее из искусств.

- Музыка - изначально религиозное явление, она родилась, когда человек начал славить Бога. История христианства, история Церкви неотделима от истории духовной музыки. А сколько шедевров - и зарубежной, и отечественной музыки - имеют ярко выраженный религиозный, молитвенный характер! Бах - величайший композитор, и он именно церковный, храмовый композитор, он был глубоко верующим человеком. Если бы он писал свою музыку не для Бога, она не достигла бы таких высот, не была бы настолько прекрасной. И русские композиторы, практически все, пробовали себя в церковной, богослужебной музыке. Пройти мимо этого никто не мог, поскольку это была неотъемлемая часть русской жизни.

И вся эта музыка всегда со мною. Вот, сегодня за Литургией наш маленький хор - всего четыре человека - порадовал меня «Херувимской» Василия Калинникова, и я знаю, что они старались - конечно, прежде всего для Бога, но немножко и для меня, зная, что я очень люблю именно этого композитора. Я всегда радуюсь, когда у них получается, хотя и не всегда их хвалю.

Я никогда не стремился к карьере солиста, я очень люблю оркестровую музыку. Она у меня звучит все время и в машине, и дома. Оркестр - это соборность, это гармония. А без гармонии, без единения души с душами ближних и с Богом невозможна и духовная жизнь. Оркестр - это особый организм, который должен исполнить произведение на едином дыхании - так же, как и община верующих, собравшаяся в храме, славит Господа «едиными усты и единым сердцем».

- Что оказалось самым трудным в пастырской жизни?

- Общение с людьми. Люди ведь очень разные. Человек приходит в храм - не просто выговориться, хотя и это тоже когда-то нужно человеку; в большинстве случаев он ищет помощи, ищет ответов на свои вопросы. Когда человек приходит к священнику со сложными духовными проблемами - священнику приходится не только очень глубоко задумываться, но и заниматься самообразованием, обращаться к святым отцам за ответом, которого не оказалось у него самого.

Но иногда для того, чтобы ответить человеку на какой-то его вопрос, нужны бывают даже не книги, а просто время. Нужно прожить, пережить с человеком его проблему, его боль. А потом - может быть, дома после рабочего дня, может быть, во время службы, во время чтения Евангелия - сам вдруг приходит ответ.

- Вам с супругой пришлось преодолевать очень большие бытовые трудности - с четырьмя детьми, трое из которых совсем еще малы, вы долго мыкались по съемным углам, и только недавно город предоставил вам постоянное жилье. Можно было ведь и духом пасть...

- Нет. Я полагаю, верующий человек не должен падать духом. От нас с Еленой на протяжении всей нашей сознательной церковной жизни никуда не уходит одна очень важная мысль: Господь помогает всегда. Не было у нас еще ни одного случая, в котором Он бы нам не помог. Надо просто понять: не бывает никаких случайностей. С нами происходит именно то, что нам сейчас необходимо.

- Вы с Еленой, по общему впечатлению - пара, скрепленная где-то очень глубоко и потому надежно...

- А как иначе? Семья - это ведь тоже единый организм, единое целое.

- Не всегда, увы. Совсем нередкое явление - разводы в православных, воцерковленных, казалось бы, семьях. На Ваш взгляд, откуда эта беда?

- Семьи не получится, если нет жертвенности. Что это означает? Что другой человек для тебя ничуть не меньше значит, чем ты сам. Сейчас в православном Интернете много пишут о роли мужчины в семье, о том, что он глава, что жена должна его слушаться... Я не вполне с этим согласен. Да, жена должна слушаться мужа, но и муж жену свою тоже должен слушать. Поскольку они оба - всего лишь люди. А семья - это не только общее хозяйство, стирка-уборка, воспитание детей. Семья - это общение. Когда мы собираемся вечером дома всей семьей - мы всегда рассказываем друг другу все наши новости. У нас нет потребности в социальных сетях свои новости выкладывать, как это часто делают люди, внутренне одинокие, люди, которым не с кем поделиться. Мы не одиноки, у нас есть взаимопонимание в семье. Я по природе своей человек достаточно закрытый, от постоянного пребывания на людях устаю, мне необходимы хотя бы минуты уединения, и семья это знает, понимает меня и спокойно отдает мне эти полчаса, чтоб я мог отдохнуть. Если люди в семье понимают друг друга, если они действительно общаются - не только по необходимости, но именно потому, что дороги друг другу - тогда не только развода не будет, но и крепнуть со временем будет семья - как вино, которое с годами становится только лучше, ценнее.

Фото священника Дионисия Елистратова

Газета «Православная вера» № 22 (570)

Священник Анатолий Коньков, Беседовала Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ni-odnojj-minuty-ne-zhalel-o-tom-chto-stal-svyashhennikom
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Анатолий Коньков
Все статьи Священник Анатолий Коньков
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44