Нужно ли поститься детям?

0
495
Время на чтение 7 минут

Пост - неотъемлемая часть жизни христианина, как и участие в богослужениях, приобщение к церковным таинствам, молитвенное общение с Богом. Но мера такого участия в церковной жизни для взрослого и для ребенка будет различной. Многие родители задаются вопросом: как правильно и без ущерба для телесного и душевного здоровья организовать прохождение поприща поста для своих детей. В этом нам помогут разобраться настоятель храма во имя святителя Луки, исповедника Крымского, города Саратова, отец троих детей священник Анатолий Коньков, и Анна Клименко - супруга настоятеля храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, села Поповка Хвалынского района протоиерея Аркадия Клименко, мать двенадцати детей (в июле 2011 года супруги Клименко были удостоены государственной награды - медали «За любовь и верность»).

- Нужно ли поститься детям? Почему?

Священник Анатолий Коньков:

- Поститься детям действительно нужно. Ведь пост - не только отказ от какой-то определенной пищи. Телесное воздержание - лишь средство, целью же является духовное возрастание.

Анна Клименко:

- Да, детям нужно поститься, но нельзя забывать, что пост - это вовсе не диета: на первом месте должна быть духовная составляющая, а телесная - на втором. Вступать в серьезную борьбу со страстями большинству детей еще не требуется, поэтому телесный пост нужен больше как полезный навык к самоограничению.

- Как лучше объяснить ребенку смысл поста? Многие родители тревожатся, что если они введут ограничения в каких-то приятных или привычных вещах, то тем самым оттолкнут ребенка от церковной жизни...

Священник Анатолий Коньков:

- Чтобы разъяснить ребенку смысл воздержания, родителям самим нужно ясно понимать его значение. Скажем, малоцерковный человек, как ни будет пытаться ограничивать свое чадо, не сможет толково объяснить, с какой целью эти ограничения введены. Примеров тому немало. Напротив, в семье, где родители воцерковлены, дети растут в определенном укладе жизни, и для них иного бытия просто не существует. Сложнее в семье, где один из родителей верует, а другой нет. Здесь, в лучшем случае, неверующая половинка не будет мешать духовному воспитанию ребенка. Но чаще бывает именно сопротивление такому воспитанию, и в первую очередь, упражнению в посте. Верующему супругу или супруге не нужно спорить и доказывать обратное, не нужно навязывать свое мнение (оно редко бывает убедительным в таких ситуациях), но терпеть и молиться, не нарушая своего поста. Дети в таких семьях часто не могут самостоятельно выбрать, чью сторону им принять, и выбору может помочь смирение верующего родителя. В любом случае, нужно помнить, что лучше и убедительнее всяких слов - личный пример.

Анна Клименко:

- Очень важно вызвать у ребенка желание поститься. Это должны быть не родительские ограничения, а его собственный подвиг. Маленьким детям можно рассказать о том, как Господь Сам постился в пустыне и что, соблюдая пост, мы становимся ближе к Нему. Более взрослым уже можно объяснить, что мы, как члены Церкви, должны соблюдать ее установления, даже если они кажутся нам в чем-то обременительными. Подростку просто можно сказать: «Если ты осознаешь себя христианином, то постись, а если нет, то какой в посте смысл?».

- С какого возраста можно начинать вводить ограничения для ребенка? Можно ли обозначить примерную «меру поста» для детей разных возрастов, и как это сделать родителям, которые сами только воцерковляются?

Священник Анатолий Коньков:

- Поститься можно детям с момента их осознания самих себя. Если ребенок в семь лет начинает исповедоваться перед Причастием, то и вводить некоторые ограничения в этом возрасте, думаю, можно. Это не должно быть «сразу и вдруг». Как ребенок не может сразу говорить (другой пример - вкушать твердую пищу), так и поститься он не сможет в полной мере сразу. Да и не нужно этого делать, чтобы не было дополнительных скорбей и искушений от сложности перенесения поста. Родителям, которые находятся только на пути воцерковления, главное - не переусердствовать. Нельзя заставлять детей делать то, в чем сами пока не сильны. Однако если ребенок по собственному желанию решит попробовать свои силы, не нужно ему в этом отказывать. А вот в какой мере поститься, каждая семья, посоветовавшись со священником, решает индивидуально. Зная особенности характера своего чада, его привычки, вкусы, пожелания, родители определяют, от чего их ребенок может воздержаться, а что должен обязательно вкушать. Что касается духовной стороны поста, то вполне возможно объяснить ребенку, что ради Господа нужно потерпеть и ограничить свои развлечения, коих сейчас немало: компьютерные игры, телевизор, социальные сети и т.п.

Анна Клименко:

- Дети у всех разные и семейные ситуации тоже, поэтому советы давать очень трудно. Если в семье несколько детей разного возраста, тогда мера поста тоже будет различной. Младший, например, молочное будет есть, а старший - нет. В некоторых случаях важнее окажется не качество пищи, а ее количество: кому-то главное - не переедать. Родителям, которые сами только воцерковляются, надо быть очень осторожными в своем желании ограничить ребенка, особенно если он уже сформировался вне церковной среды и если отношения у него с отцом и матерью не очень доверительные, как часто сегодня бывает. В любом случае лучше, конечно, все эти вопросы согласовывать со священником, который знает семью или отдельных ее членов.

- Может ли пост повредить здоровью ребенка, особенно, если он несет повышенную нагрузку (занимается спортом, в музыкальной школе и т.д.)?

Священник Анатолий Коньков:

- Обычно в таких случаях вопрос о мере поста решается с духовником. Но следует учитывать, что растущему организму нужно, несомненно, больше белка, в том числе животного, чем взрослому. Поэтому пост для ребенка, на мой взгляд, должен в большей мере состоять не в гастрономических, а в иных ограничениях.

Анна Клименко:

- Это какой же должен быть пост?! Неужели, если ребенок не будет есть мясо в пост, то это как-то значительно скажется на его здоровье? Сейчас на детей обрушивается масса совершенно ненужной и откровенно порочной информации, с помощью которой им навязываются чуждые интересы - вот это действительно опасно. А разумный пост не повредит.

- Если ребенок, подросток ходит в обычную школу, понятно, что он не сможет поститься там в полной мере. Как к этому относиться?

Священник Анатолий Коньков:

- Спокойно. Пусть в школе ест, что дают, не привлекая внимания и смиряясь ради мира с одноклассниками, с учителями. Может, кто-то скажет, что нужно нести свой крест и исповедничество? Если у ребенка вера настолько сильна, то это будет действительно подвигом.

Анна Клименко:

- Мы в нашей семье относимся к этому спокойно. Правило простое: что тебе предлагается, то и ешь, смотри лучше за своим языком, как бы кого не обидеть; не ленись, не дерись.

- Можно ли придумывать для детей необычные постные блюда в пост, чтобы их порадовать или утешить?

Священник Анатолий Коньков:

- Подобное утешение можно и нужно не только детям, но и нам, взрослым. Даже в посты Церковь предлагает нам праздничные дни, когда вспоминаются особо чтимые святые или важнейшие события Священной истории. В эти праздники на трапезе разрешаются послабления, предусмотренные уставом и отраженные в церковных календарях.

Анна Клименко:

- У Шмелева в книге «Лето Господне» маленький герой Ваня рассуждает: «Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все так вкусно?», при этом перечисляются такие кулинарные изыски, которых никто из нас и не пробовал. Вообще-то в пост лучше готовить что-нибудь попроще, чтобы освободить время для молитвы, для посещения храма. Но и детей, конечно, хочется порадовать. Обычно они любят что-нибудь делать вместе с мамой. Я, например, леплю пирожки, а маленький тут же свои загогулинки. Мы их все печем, и он может угостить других своим изделием - вот это радость!

- Дайте, пожалуйста, совет, о чем нужно особенно позаботиться родителям, когда наступает пост?

Священник Анатолий Коньков:

- Главное - помнить: не человек для поста, а пост для человека, для его духовного возрастания. Не нужно бездумно отказываться абсолютно от всего, изнуряя себя и детей непосильным постническим трудом. Во всем должна быть мера, для этого человеку Господь дал разум. Обязательно нужно регулярно исповедоваться и причащаться, чтобы были силы для прохождения постового поприща.

Анна Клименко:

- Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы пост воспринимался как радость, а не как время запретов. Поэтому надо подумать, как будет проходить ваш собственный пост: от чего нужно избавиться и что приобрести за это время. В семье должны быть мир и согласие, чтобы дети видели ваш добрый пример. Хорошо было бы продумать, какие книги прочитать своему ребенку, а тому, кто читает сам, необходимо помочь подобрать интересное душеполезное чтение.

- Как дети относятся к посту в Вашей семье?

Священник Анатолий Коньков:

- Старшая дочь постится частично: и в школе, и дома она ест то, что дают. Она ограничена в некоторых развлечениях, о чем я говорил выше, мы считаем это более важным для нее сейчас. А младшие дочери еще малы, чтобы как-то понимать значение поста.

Анна Клименко:

- Для них это часть жизни. Когда дети слышат, что приближается пост, они радуются: «Значит, скоро Рождество!» или «Скоро Пасха!!!». Наши дети в пост не смотрят мультики и художественные фильмы (о компьютерных играх и телевизоре не говорю, так как у нас это вообще не заведено), причем никто не воспринимает это как тягостное бремя.

Материал подготовили Наталья Горенок и Инна Стромилова

Газета "Православная вера", № 23 (451), декабрь, 2011 г.

Материал опубликован на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58717&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Анатолий Коньков
Все статьи Священник Анатолий Коньков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06