О различиях между Католической и Православной Церквями

Новости Москвы  Встреча главы РПЦ и папы римского 
0
549
Время на чтение 5 минут

12 февраля на Кубе, в международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване, состоится встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 

Важность этой встречи заключается вовсе не в том, что Патриарх Русской Православной Церкви впервые встречается с Главой Ватикана. Если бы встреча была значима сама по себе то, безусловно, она бы прошла в более торжественной обстановке (в Ватикане или в Москве). Важность этого мероприятия обуславливается вопросами, которые будут на нем обсуждаться, и, судя по всему, вопросы эти - неотложны.

Мнение о том, что Православных Церквей много и что каждая сама определяет характер и  отношения с другими Церквями, в том числе с Католической, является заблуждением. В действительности деление Православной Церкви на поместные общины (Поместные Церкви) - условное, не нарушающее Церковного Единства. Именно поэтому аббревиатуры УПЦ (Украинская Православная Церковь), РПЦ (Русская Православная Церковь), БПЦ (Болгарская Православная Церковь) и др. означают лишь то, что на данной территории, в данной конкретной стране существует община православных христиан. Не более. По сути же своей все Поместные Православные Церкви мира (совокупность которых, согласно православному вероучению, и составляет Единую Церковь Христову) имеют одну природу, одно Священное Писание, единое вероучение, единый канонический корпус, святоотеческое учение, а также признают действительность обрядов рукоположений и имеют общение в Таинствах. В этом смысле каждая Поместная Православная Церковь может строить свои отношения с другими инославными Церквями исключительно в общих для всех Православных Церквей рамках, вероучительных канонических границах.

Почему Папа и Патриарх встречаются в аэропорту? Немного странное место для исторической встречи.

Скорее всего, возникла экстренная необходимость в такой встрече в связи с важностью вопросов, которые планируется на ней обсудить. Мнение же о том, что в Москве не хотят проводить подобную встречу на более высоком уровне (в Ватикане, Москве, Константинополе или Иерусалиме), опасаясь недовольства консервативных кругов РПЦ, можно считать необоснованным. Во-первых, если уж консерваторы и будут возражать, то прекословия эти будут касаться самой возможности проведения такой встречи, а не ее места (которое имеет третьестепенное значение). А во-вторых, потому что Патриарх Кирилл в бытность свою главой ОВЦС уже посещал Ватикан, где и встречался с Римским Понтификом.

Ранее в  РПЦ действительно воздерживались от подобных встреч, но не из-за позиции неких мифических «консерваторов», которых, скорее всего, никто и в глаза не видел, а по причине множества нерешенных вопросов в отношениях между РПЦ и Католической Церковью, без которых подобное мероприятие лишалось бы всякого смысла.

Формально до 1054 года православные и католики составляли единую неразделенную христианскую Церковь. Но потом по причине некоторых богословских расхождений, а также из-за обострившихся политических, социальных и культурных разногласий между Западом и Востоком они прекратили общение. Оно до сих пор не восстановлено.

Расхождения по вопросу первенства Римского епископа в Церкви действительно являются одним из основных, но не единственным отличием между католичеством и православием. Католики считают Римского Первосвященника, ни больше ни меньше, «Главой» Церкви, «викарием» (т. е. замещающим Христа на земле). Именно так они интерпретируют слова Иисуса, обращенные к апостолу Петру: «И Я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

В свою очередь православные уверены, что в данном случае Христос говорил о вере Петра, на которой и должна быть основана Его (Христа) Церковь. Именно такой трактовки придерживались святые отцы неразделенной Православной Церкви I тысячелетия. Так, например, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени - т. е. на вероисповедании - созижду Церковь Мою. Этими словами Господь показывает, что отселе многие будут веровать, ободряет дух Петра и делает его пастырем» (1).

При этом православные указывают, что истинным Главой Церкви, «краеугольным камнем, сделавшимся главою угла», т.е. положенным в основание Церкви, является не Петр, а Господь наш Иисус Христос, что неоднократно подтверждал и сам апостол Петр (Деян. 4:10-12).

Так что православная позиция в этом вопросе имеет именно вероучительное, догматическое, а не административное основание.

К сожалению, сегодня невозможно решить разногласия вероучительного, догматического характера, которые имеют место между Католической и Православной Церквями в рамках встречи Римского Понтифика с одним из Глав Поместной Православной Церкви. Для решения таких вопросов требуется участие всей полноты Вселенского Православия. Но есть и другие сферы взаимоотношений между Католической и Православной Церквями, в которых можно и нужно решать возникшие разногласия (речь о них пойдет ниже).

Как отмечалось, все Православные Поместные Церкви имеют единое вероучение, а следовательно, общие вероучительные, богословские разногласия с Католической Церковью. Более того, сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что православие и католичество представляют собой принципиально различные религиозные мировоззрения. Проблема заключается в том, что западное христианство, в отличие от восточного, на протяжении всей своей истории мыслило в большей степени юридическими и моральными категориями, нежели онтологическими. Вот перечень некоторых вероучительных разногласий между Католической и Православной Церквями: юридическая концепция искупления, папский примат, филиокве, католическая мариология, католическая мистика и учение о духовной жизни и т. д. (2).

Поможет ли встреча Патриарха и Папы сблизить две ветви христианства?

Конечно. Во-первых, это сближение не обязательно должно быть в плоскости богословских разногласий. Во-вторых, оно может произойти в случае, если Ватикан ослабит свою экспансию на Восток. И в-третьих, как заявил недавно глава ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев): «Ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется "подлинный геноцид христианского населенияˮ, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквями. "В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениямˮ».

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Примечания:

1. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Том 2. М.: Издательский отдел Московского Патриарха, 1993. С. 554.
2. Православные и католики - в чем разница? // Эл. ресурс: http://www.pravlife.org/content/pravoslavnye-i-katoliki-v-chem-raznica

http://pravlife.org/content/o-razlichiyah-mezhdu-katolicheskoy-i-pravoslavnoy-cerkvyami

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Как православные в Европе относятся к унии с католиками
Как и следовало ожидать, итоги исторической встречи в Гаване Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска вызвали неоднозначную реакцию у украинских грекокатоликов
02.04.2016
Чем чревато «любвеобилие»
О любви в светском и христианском понимании - иеродиакон Иоанн (Курмояров)
14.03.2016
Как христианину праздновать Масленицу?
Что в этом празднике православного, размышляет иеродиакон Иоанн (Курмояров)
05.03.2016
«Ложь во спасение»: Почему греко-католики не признаются, что они не православные
О проблемах взаимоотношений греко-католиков и православных в Украине - иеродиакон Иоанн (Курмояров)
25.09.2015
Все статьи Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Встреча главы РПЦ и папы римского
О горячем желании Папы Римского приехать в Москву.
Хотим ли встречи с папой Римским?
22.01.2024
Про «бурю в стакане» в связи с комментарием о. Николая Балашова
На самом деле бывший церковный дипломат дезавуировал провокационные заявления Ватикана
25.09.2023
Провокатор Севастьянов наконец-то получил по рукам!
Глава ОВЦС митрополит Антоний опроверг лживое заявление руководителя фейковой организации ВСС о приезде Папы Римского в Москву
19.06.2023
«Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви
О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС
20.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45