itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Можно ли быть счастливым без веры?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
232
Время на чтение 7 минут

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Этими строками Михаила Юрьевича Лермонтова предварила свое повествование о том, как она искала Бога, Евгения Новосельцева.

Белая ворона

Двенадцать лет назад, в восьмом классе школы, я была нигилисткой. Я была озлоблена на весь мир. У меня было много проблем и врагов. Хотя при этом я училась радоваться жизни, потому что книги, которые тогда читала, уверяли, что только оптимисты могут достичь успеха. Но мой старательно взращиваемый оптимизм не давал опоры в жизни. Тогда я начала вести дневник, в который записывала свои переживания, размышления. Сегодня, перелистывая эти записи, я могу вспомнить, как всё начиналось...

«10.10.2003. Нужно подстроиться под моих новых одноклассников. Нужно показать, что ничем от них не отличаюсь, что я такая же модная, современная и крутая».

Так я убеждала себя, разглядывая украдкой тех, с кем мне предстояло делить школьные будни последних выпускных классов. Девочки из 8 «В» были очень крутые. Ночные клубы, красивые машины взрослых ухажеров... А меня интересовали фигура Александра I и война 1812 года. Запойное чтение русской классической литературы никак не приближало меня к одноклассникам. Они быстро раскусили мое притворство, и «белую ворону» начали заклевывать. В ответ на изощренные издевки я потихоньку училась прощать. Почему-то в душе уже тогда жило чувство, что нужно прощать всех людей, какое бы зло они ни творили.

Через два года я все-таки сбежала от этих непростых отношений в лицей при университете. Лицей подарил мне встречу с педагогом, который открыл мне русскую литературу с абсолютно неожиданной стороны.

Внутренний зов

Поначалу Людмила Николаевна страшно мне не понравилась. Раздражала ее категоричность - не урок ведет, а проповедь читает. Она говорила, что школьные учебники литературы - полнейшая чушь, что нет ни одного, который мог бы полноценно объяснить произведения школьной программы, и раскрывала нам Пушкина, Лермонтова, Гоголя через призму христианства. Оставаться к этому педагогу равнодушным было невозможно. Ее либо любили, либо ненавидели. В глубине души я чувствовала, что этот человек говорит правильные вещи, но как же сложно мне было их признать! Гораздо проще было внушить себе, что это старая больная женщина и несет она полную ерунду. Чем я и занималась долгое время. Но однажды во мне что-то «перещелкнуло».

Большое впечатление на меня произвел роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Я поняла, что каждый из нас в чем-то преступник, все мы небезгрешны. У меня словно открылись глаза: мир перестал быть черно­белым, я увидела его в разнообразии красок. Оказалось, что люди не делятся на «хороших» и «плохих», каждый может быть и «добрым», и «злым». «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», - писал Достоевский. Именно Раскольников каким-­то непостижимым для меня способом убедил меня в том, что жизнь без веры не имеет смысла. И тогда же пришло вдруг осознание того, что нет в жизни опоры тверже, чем вера.

«28.02.2006. Христианство - это не то, к чему я могу равнодушно относиться. Я чувствую некоторый внутренний зов и не могу ему сопротивляться. Да и зачем? Глупо как-то. Сегодня бродила весь вечер по улицам одна и думала, принять ли мне это для себя как мой личный смысл жизни или я могу просто рассказывать об этом на уроках как об интересном учении, которое вдохновляло писателей, философов и деятелей культуры. И поняла, что это нужно лично мне. Нужно!» Сделав эту запись, я достала из шкафа свой крестик, который до этого не носила.

Несколько месяцев спустя я прочитала детскую Библию и заснула в ужасном расстройстве, с ощущением своего глубокого недостоинства. Но утром - проснулась в большой радости и стала молиться Богу, чтобы Он мне подсказал, с чего начать путь по Его заповедям.

Как объяснить подобное состояние? Оно рождается таинственно как некий дар свыше. Просто человек «духовной жаждою томим...» и ничем эту жажду утолить не может.

«Гражданская война»

Мое сердце было готово идти за Христом, но разум еще не понял всю глубину Его учения и активно этому сердечному влечению сопротивлялся. Мне было интересно все, что связано с Церковью, но я не была готова принять христианство целиком. Я бунтовала против многообразных запретов. Зачем нужны посты, вообще никак понять не могла: ведь мясо организму необходимо - это же белок. Да и, привыкнув к белковой пище, я в тот момент не знала, чем обычно питаются в пост, и мне казалось, что практически ничего есть нельзя. Иногда случались приступы самоедства, внешне похожие на покаяние, но им не являющиеся. Я часами смотрела телеканал «Союз», пытаясь разобраться в азах православного вероучения, и грызла себя: неправильно ты живешь! Вот как надо, вот видишь - это христиане, они знают истину, а ты - нет.

Но печаль моя по поводу собственного несовершенства длилась недолго: проходило несколько дней, я забывалась в учебной суете, о грехах думать не хотелось. Так что у меня тогда, как у Чацкого, ум был «с сердцем не в ладу».

В моем окружении не было верующих. Поэтому приходилось разбираться во всем самостоятельно. Было, конечно, одиноко. Хотелось спросить совета у кого-то более опытного. Но священников я тогда боялась, а в семье не только не находила поддержки, но даже встречала неодобрение, когда начинала говорить о вере. Чтобы не расстраивать маму, я старалась быть такой же, как прежде, а в душе жила тоска...

«10.03.2007. Я представляла себе жизнь как карнавал, но ведь это не так. Будто бы веселье - это моя маска, и я чувствую свою неискренность...».

Я стала чаще унывать. Порой мне казалось, что религия отжила свой век, ведь даже преподаватели говорили, что мы живем в постхристианскую эпоху. Меня разрывало на части, это было похоже на гражданскую войну. Одна половина меня говорила, что вера и Церковь необходимы, вторая половина подло нашептывала: «Да кому сейчас это надо! Да ты будешь несовременной, да никто тебя не поймет, можно и без Церкви хорошо жить».

«19.01.2007. К вере лучше приходить с огромным желанием, готовностью, а главное - с осознанием, покаянием и совестью. Но не могу я сейчас. Ну и ладно. Получится еще. Я верю... А с другой стороны, я еще так молода! Хочется наделать глупостей (милых, без серьезных последствий)... А потом вспоминать... Ведь именно в этом возрасте нужно определять свой путь».

В 2007 году на Страстной неделе подружка неожиданно предложила сходить в храм на Пасху. До этого мы часто ругались, но совместное посещение службы примирило и сблизило. Она предлагала вместе сходить на исповедь к какому-то знакомому батюшке, мы даже назначили дату, но обе испугались и не пошли.

Торжество Православия

Меня измучило мое раздвоение. Нужен был последний толчок. И он был мне дан. Когда я уже училась на первом курсе филологического факультета, мне в руки попали книги современной писательницы Майи Кучерской «Бог дождя» и «Современный патерик». Прочитав их, я поняла, что в Церкви - вовсе не святые, а обычные люди, со своими слабостями и недостатками. И мои страхи, наконец, рассеялись.

«15.02.2008. Так жить больше нельзя! Хватит уже бояться зай­ти в церковь, бояться умереть с голоду во время поста! Ну это же просто смешно! Стала читать молитвы. Уже не только по вечерам, но и по утрам... Так что в воскресенье я иду в Вознесенскую церковь и ищу себе там духовника...».

17 февраля 2008 года я зашла в храм и дрожащим голосом попросила позвать священника. Ко мне подошел батюшка, я ему сбивчиво изложила то, зачем пришла, и он пригласил меня на молодежные евангельские чтения.

«21.02.2008. Сходила в этот молодежный православный клуб. Я так счастлива... Все друг другу радуются, удивительно душевная атмосфера...».

«2.03.2008. Впервые была на Литургии. Ощущения? Очень тяжело...».

«9.03.2008. Прощеное воскресенье. Была на чине прощения. До вечера весело проводила время с православной молодежью. Надо же - православные умеют шутить и смеяться».

«10.03.2008. Чистый понедельник. Сегодня, по-моему, впервые в жизни проснулась с хорошим настроением! С утра чувствовала безмерное, бесконечное счастье! Не знаю, откуда оно. То ли из-за того, что всех простила (скорее всего), то ли из-за отлично проведенного вчера времени».

И вот - Пасха, первая исповедь и Причастие. Такое не забывается! Погружение в церковную жизнь наполнило меня новыми удивительными чувствами. Я стала ощущать суетность мира, возникло стремление к отторжению от него. Но одновременно моя мятежная душа впервые почувствовала, что такое душевное спокойствие, благодарность за все произошедшее со мной, за каждую минуту жизни. Это и было счастье, которое я столь долго искала...

* * *

Человек, когда он приходит в Церковь, меняется кардинально. Хочется наполнить новым содержанием все грани жизни. Лично мне сложнее всего было осознать ответственность не только за свои дела и слова, но и за мысли.

Мой приход к вере сказался на моем круге общения. С кем-то из друзей отношения охладели - просто понимаешь, что уже нет с ними ничего общего. Но дружба с другими только укрепилась, мы стали общаться на ином, более доверительном уровне.

Сегодня я с улыбкой вспоминаю свои терзания, страхи перед священниками, боязнь умереть с голоду во время поста. За прошедшее время я научилась петь на клиросе, закончила катехизаторские курсы и теперь сама могу провести беседу на собрании «молодежки». Но я не могу без трепета вспоминать те годы, когда Бог был так близок и наполнял особой радостью сердце. Иногда очень хочется вернуться в то светлое и прекрасное время неофитства!

Газета «Православная вера» № 23 (547)

Евгения Новосельцева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/mozhno-li-byt-schastlivym-bez-very
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Евгения Новосельцева
Совершенство любви
Как перестать рисовать Бога по своему образу и подобию
13.04.2016
Соединить время и вечность
Может ли воцерковленный человек быть современным?
02.12.2015
Все статьи Евгения Новосельцева
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти преподобного Иринарха Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем военного историка Д.И.Ахшарумова, адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена, генералов В.О.Каппеля и А.П.Кутепова и генетика Н.И.Вавилова
26.01.2023
В этот день Русская армия первый раз взяла Кенигсберг
Также сегодня мы вспоминаем писателей А.Ф.Вельтмана и И.А.Родионова, монархических деятелей графа А.И.Коновницына и В.М.Пуришкевича, философа Н.О.Лосского
24.01.2023
«Россия стоит на позиции защитницы мирового культурного разнообразия»
Опубликована резолюция конференции «Традиционные духовно-нравственные ценности в русской философии права и отечественной юриспруденции»
17.01.2023
Праздник Собора 70-ти апостолов
Сегодня мы вспоминаем княгиню Е.Р.Дашкову, поэта А.И.Подолинского, химика А.Н.Несмеянова и писателя В.Т.Шаламова
17.01.2023
День памяти священномученика Никодима (Кононова) епископа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем Великую княгиню Екатерину Павловну и историка С.Ф.Платонова
10.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 12:18
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
28.01.2023 12:11
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 11:53
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2023 11:04
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Новый комментарий от Человек
28.01.2023 10:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:20