«Пишу вам из пожизненной тюрьмы, где я нахожусь почти 23 года. Мне 62. Православный (стараюсь, по крайней мере, им быть)...»
«Пишет вам кающийся грешник. В прошлой жизни без Бога был бандитом. В
данный момент отбываю пожизненное заключение. Восемь лет провёл в
одиночной камере смертников...»
Такие письма регулярно приходят в нашу редакцию. Просьбы в них разные.
Просят присылать газету, ищут друзей по переписке, хотят познакомиться. В
Москве немало храмов, где прихожане по многу лет переписываются с
заключёнными, отправляют им духовную литературу. О важности такого не
совсем обычного социального служения нам рассказали в Центре духовной
поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина. Он
работает при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Cеле под
руководством настоятеля протоиерея Валентина Асмуса.
Лучше всего войти в группу по переписке
- В местах лишения свободы находится много христиан, они пришли к Богу
скорбями, многие уже в заключении приняли Крещение. Все они нуждаются в
христианской поддержке. Любой из нас может поддержать этих людей с
помощью переписки, - говорит координатор центра Наталия Пономарёва.
Для участников духовной переписки разработаны рекомендации. Её можно
сравнить с беседой двух христиан, идущих из храма со службы домой. Можно
обсуждать нравственные, догматические, исторические вопросы,
подстраиваясь под уровень друг друга.
Вопрос о материальной помощи заключённому, с которым идёт переписка,
решается индивидуально. В каждой группе по переписке уже накоплен
собственный опыт. При невозможности такой помощи об этом сразу
сообщается и сохраняется только духовная переписка. Также в некоторых
группах по переписке практикуется отправка небольших бандеролей к Пасхе и
Рождеству (чай, конфеты, бульонные кубики). Ко дню ангела и дню
рождения можно послать открытки, книги.
- В рождественскую посылку можно вложить что-то личное, - советует
Наталия Пономарёва, - например, одному заключённому, уроженцу тёплых
краев, послали шерстяные носки. Это было немного, но он писал потом, что
плакал, когда получил эту бандероль.
Не беритесь за переписку самостоятельно
Сегодня в Интернете хватает ресурсов, где размещаются контакты
заключённых, обращающихся за помощью, желающих переписываться или
познакомиться с женщинами.
- Я не советую начинать переписку самостоятельно, - предостерегает
Наталия Пономарёва, профессиональный психолог. - Если вы действительно
хотите оказать христианскую поддержку осуждённым, обратитесь в одну из
групп по переписке, которые действуют при многих храмах Москвы и других
городов. Там вас проконсультируют об общих правилах переписки,
расскажут об особенностях духовного общения с заключёнными.
К сожалению, переписка вне православных бесед носит со стороны
заключённого, не стремящегося к духовной жизни, в силу условий его
существования меркантильный интерес. Они умеют манипулировать людьми: к
этому их вынуждает система. Многим из них удаётся заманить женщин и
управлять ими.
- Нам известны женщины, которые из Германии регулярно ездят к
«пожизненникам», чтобы скрасить им их существование. Знаю девушку,
которая ходит по судам и выполняет всё, о чем просит её заключённый, с
которым она состоит в переписке. К сожалению, попасть в такую ситуацию
русской женщине, которая привыкла спасать, очень легко.
«Когда им плохо, мы их поддерживаем»
А стоит ли тратить силы и время на многолетнюю переписку с заключёнными, оправдывает ли результат затраченные усилия?
- Наверное, для светского человека духовная переписка с заключёнными
покажется зряшной работой. Ну освободится человек, а дойдёт он потом до
храма или его закрутит жизнь - неизвестно. Но я всегда привожу в пример
притчу о сеятеле. Одни зёрна склевали птицы, другие упали на каменистое
место, взошли и скоро увяли, не имея корня; иные всходы заглушило
терние, а зёрна, упавшие на добрую землю, взошли и принесли добрые
плоды. Это притча про всех нас. Сила слова миссионера в процентном
выражении везде одинаковая: в тюрьме ли среди заключённых, в институте
ли среди благополучных студентов. И как раз здесь нести миссию сложнее -
люди говорят: «Зачем мне это, у нас и так всё хорошо». А в тюрьме почва
более удобренная и процент усваивающих «зерно» больше.
Наталия Пономарёва занимается этим непростым служением 16 лет. За это время через её руки прошли 10 человек.
- Больше всех запомнился один человек. Его приговорили к высшей мере.
Тогда началось его воцерковление, мы стали переписываться, я отвечала на
его вопросы об Иисусе Христе, о вере. Потом его перевели в колонию
строгого режима. А через какое-то время он стал активным членом
православной общины, одним из первых строителей храма в зоне, сподобил
Бог. В ближайшее время - будем молиться - его могут выпустить по УДО
(условно-досрочное освобождение).
Обычно переписка прерывается с освобождением человека: люди стараются
забыть тяжёлый период жизни. В то же время и сотрудники центра стараются
позиционировать переписку как духовную помощь на время испытания.
- Они не дети, а здоровые мужчины; когда им плохо, мы их поддерживаем, а
как только вышли на свободу, они должны уметь стоять на своих ногах и
поддерживать уже нас. Такие соратники у нас есть. Например, есть
заключённый, которому мы помогли во время отбывания срока заочно
обучиться основам православия. А после освобождения уже он занялся
обучением православной общины во Владимирской колонии.
Татьяна ЩЕРБАКОВА
Контакты: Наталия Владимировна Пономарёва, психолог-катехизатор: тел.
8-916-932-8364; сайты 4prison.ru, primirenie.pro; e-mail
nponom@gmail.com
Четыре года работает программа помощи семьям заключённых с несовершеннолетними детьми «Примирение». К сожалению, детям осуждённых родителей, фактически не имеющим кормильца, не полагаются социальные льготы. «Примирение» - это подарки и открытки детям от имени осуждённых родителей, организация встреч осуждённых со своими детьми, духовно-просветительская работа с членами семей и др. Программа ждёт волонтёров, жертвователей и нуждающихся в такой помощи.
http://www.krest-most.ru/?c=article&id=491