Местечко Хертенштейн, недалеко от Люцерна, очаровывает воображение мирными сельскими пейзажами и первозданной тишиной. Именно здесь, среди изумрудных холмов и сумрачного леса, на берегу Фирвальдштетского озера, в 1930 году великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов приобрел участок земли, который превратил в настоящий райский уголок, предназначенный для творчества.
Идея купить землю в Швейцарии пришла композитору после того, как он навестил жившего неподалеку Оскара фон Риземана, своего биографа. В Швейцарии Рахманинов впервые побывал в 1902 году во время свадебного путешествия. Возможно, воспоминания о далеких счастливых днях, а также тоска по тамбовскому имению Ивановка, покинутому им после Октябрьской революции, заставили музыканта поверить в то, что наконец-то, после многих потрясений и мытарств гастрольной жизни, он нашел идеальное место для работы.
Весной 1931 года уже полным ходом шли работы по приведению территории в порядок, строился маленький дом с гаражем, было подготовлено ровное место около обрыва к озеру для большого дома, законченного несколько позже. Несмотря на то, что в тот момент вилла скорее напоминала строительную площадку, в конце лета Рахманинов покидал ее весьма «неохотно», как он признался в письме к своему секретарю Е.И. Сомову, добавив, что «и жить и работать мне здесь покойнее и приятнее».
Весну и лето 1932 года, закончив концертные турне по городам Америки и Европы, Сергей Васильевич вновь проводит на своей швейцарской вилле, получившей имя «Сенар» (в честь композитора и его жены - СЕргей и НАталья Рахманиновы). Он целиком захвачен хозяйственными заботами, посадкой деревьев и цветов, и на обширной территории появляются кипарисы, лиственницы, серебряные пихты, березы, клены, сливы, розы, плакучие ивы, кустарник по самому берегу озера и столь любимая композитором сирень.
Кажется, именно в «Сенаре», целиком отдаваясь его обустройству и живя в гармонии с природой, Рахманинов снова обрел тот энтузиазм и душевное равновесие, которые были утрачены с отъездом из России.
В апреле 1932 года он в шутливом тоне сообщает Д. Рибнер: «Мы зарабатываем здесь на кусок хлеба тяжким трудом, - с утра до ночи копаем, пашем, сажаем цветы, кусты и деревья, взрываем скалы и строим дороги, - ложимся с курами и встаем с петухами. До чего же ты тяжела, жизнь швейцарского бюргера!».
Весной 1933 года в «Сенаре» появилась моторная лодка, которую композитор купил на аукционе в соседнем городке Веггис. Морские и автомобильные прогулки были страстью Рахманинова, и он сам хорошо управлял как автомобилем, так и лодкой. Ангар для лодки, который в своих письмах композитор именует «морской базой», сохранился до наших дней, а вот лодка Рахманинова была конфискована швейцарскими властями в годы Второй мировой войны для патрулирования границ.
Несмотря на то, что пребывания Сергея Васильевича в «Сенаре» ограничивались в основном весенними и летними месяцами из-за огромного числа концертов, которые он давал как в Старом, так и в Новом Свете, он всегда рвался на свою виллу, созданную собственными руками, где все было устроено с душой и любовью. Едва его автомобиль въезжал в ворота «Сенара», даже если уже было поздно и темно, Рахманинов все равно отправлялся осматривать деревья и в последующие дни наблюдал за их цветением.
Преданность композитора «Сенару» была вознаграждена. Здесь после долгого молчания, связанного с отъездом с родины, он создал свои поздние шедевры - «Рапсодию на тему Паганини» (1934 г.) и Симфонию № 3 (1935-36 гг.).
Сергей Васильевич очень любил свое швейцарское имение и даже утверждал, что это «единственное место для жизни». Его знаменитыми гостями были певец Ф.И. Шаляпин, пианист В. Горовиц, композитор Н.К. Метнер и другие, но всегда близкие Рахманинову люди, поскольку композитор больше всего ценил в «Сенаре» тишину и покой, так необходимые ему для работы.
Он надеялся провести здесь последние годы жизни, но мировые политические потрясения опрокинули его планы. В 1939 году композитор провел свое последнее лето на вилле и в августе отплыл в Америку, чтобы больше никогда уже сюда не вернуться...
Однако «Сенар» благодаря нейтралитету Швейцарии не затронули ветры войны. После смерти Рахманинова его хозяйкой стала младшая дочь композитора Татьяна, а затем ее сын Александр Борисович Рахманинов, который посвятил жизнь сохранению и пропаганде творческого наследия своего великого деда.
...Входя на территорию «Сенара», сразу же ощущаешь незримое, но явное присутствие здесь композитора и поражаешься тому, с какой любовью и преданностью его потомки сохранили в неприкосновенности это место.
Среди буйной зелени белеет большой дом с широкими окнами, построенный в 1934 году в модном тогда стиле «Баухауса», на входной двери которого красуется монограмма композитора: «S.R.». Сергей Васильевич очень любил этот дом и очень им гордился, и, конечно, самой запоминающейся в нем комнатой, «святая святых», остается большой кабинет Рахманинова, где стоит его рояль, прекрасный «Стейнвей», находится библиотека, нототека, а у окна стоит письменный стол, украшенный небольшими круглыми часами, за которым работал композитор.
О том, что Рахманинов был не только великим композитором, но и выдающимся пианистом, напоминают фотографии и гипсовый слепок его рук, поражавших современников своей «львиной хваткой». На книжной полке - фотографии дорогих композитору людей, каждый из которых сыграл важную роль в его жизни. Среди них - Петр Ильич Чайковский, горячо поддержавший юного Рахманинова на первых шагах в искусстве; Федор Шаляпин, глава знаменитой фортепианной фирмы Фредерик Стейнвей, изобретатель фонографа Томас Эдисон, норвежский скрипач, дирижер и композитор Юхан Хальворсен, который помог Рахманинову в Скандинавии, где тот оказался в начале 1918 года почти без средств к существованию, оставив революционную Россию.
Бродя по дому, наполняешься ощущением, будто Рахманинов только ненадолго отлучился, оставив все на своих местах - свою одежду в приоткрытом чемодане, трости, забытые на столике пожелтевшие рецензии на его выступления, альбомы, фотографии, на одной из которых композитор запечатлен вместе с авиаконструктором Игорем Сикорским, которому он материально помогал в его работе.
Сегодня «Сенар» пустынен, задумчив и молчалив. После смерти Александра Борисовича Рахманинова в ноябре 2012 года вилла перешла его наследникам, и многих любителей творчества композитора взволновали появившиеся в прессе слухи о возможной продаже на аукционе вещей и архива Рахманинова, находящихся на вилле.
В 2013 году пианист Денис Мацуев обратился к Президенту России В.В. Путину с просьбой приобрести «Сенар» и создать в нем культурный центр.
Именно эту цель ставит перед собой и «Фонд Сергея Рахманинова», созданный внуком композитора в 1999 году и возглавляемый в настоящее время его вдовой Натальей Рахманиновой. Благодаря работе Фонда в прошлые годы удалось организовать исполнение и запись многих произведений Рахманинова, в том числе малоизвестных, ведущими оркестрами и с участием известных российских и иностранных исполнителей - Юрия Темирканова, Владимира Ашкенази, Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Михаила Плетнева, Николая Луганского, Джанандреа Нозеда, Антонио Паппано, Даниэле Рустиони и других.
В «Сенаре» сохраняются письма и рукописи композитора, его мемориальные вещи, уникальные предметы обстановки 30-х годов. В настоящее время угроза их продажи с аукциона как будто преодолена. Ведутся переговоры о покупке Россией имения, и остается надеяться, что преодолев все юридические препоны, «Сенар» станет местом встреч музыкантов, исследователей и любителей творчества композитора. Здесь будут проходить концерты, семинары, мастер-классы. И под крышей этого дома всегда будет звучать музыка.
P.S. Прах Сергея Рахманинова покоится на кладбище Кенсико в городе Валхала недалеко от Нью-Йорка. Хотя после его смерти в 1943 году первоначально планировалось захоронить его в России - такова была последняя воля музыканта. Сегодня вновь заговорили о восстановлении справедливости.
«Если вы посмотрите американские источники, то увидите, что Сергей Рахманинов - великий американский композитор русского происхождения. Американцы самонадеянно приватизируют имя Рахманинова, так же как имена десятков и сотен русских, которые волей судьбы оказались после событий революции за рубежом», - заявил на днях министр культуры Владимир Мединский. Министр отметил, что «вернуть Рахманинова было бы великим делом». К тому же он добавил, что могила русского музыканта в Нью-Йорке находится в неудовлетворительном состоянии.
Фотографии
http://www.stoletie.ru/kultura/vernetsa_li_rahmaninov_v_rossiju_435.htm