Нам представилась возможность побеседовать с Чарльзом (в православном крещении - Иаковом) Баусманом - американцем, проживающим в Москве и недавно запустившим информационный англоязычный портал «Russia Insider», публикующий объективные новости о России. В отличие от подавляющего большинства других новостных сайтов, пишущих о России, как, например, «The Moscow Times», портал Чарльза выпускает новостные сообщения, в основном связанные с Православной Церковью.
Этот проект оказался удивительно успешным. Он был запущен в сентябре 2014 года и за короткое время стал одним из ведущих международных информационно-аналитических ресурсов, посвященных России. Чарльз Баусман и его команда также открыли сбор средств в поддержку этого проекта на крупнейшей американской площадке по краудфандингу (коллективному привлечению средств) Kickstarter (см. видео Чарльза здесь).
Чарльз Баусман У Чарльза замечательная семейная история. Он родился во Франкфурте (Германия), его мать - немка, а отец - американец. Поскольку отец работал зарубежным корреспондентом, семья в 1968 году переехала в Москву, где оставалась до 1972 года. Из Москвы они затем перебрались в пригород Нью-Йорка. Чарльз изучал историю в Уэслианском университете и финансы в Колумбийской бизнес-школе. Три года - с 1987-го по 1990-й - Чарльз работал в московском офисе телерадиовещательной компании NBC. Возвратившись в Нью-Йорк, получил степень магистра управления бизнесом. С 1994 года с перерывами работает в Москве в сфере финансов и бизнеса.
Впервые во взрослом возрасте Чарльз приехал в СССР в 1985 году на летнюю языковую программу. До основания им сайта «Russia Insider» служил в частной инвестиционной компании и занимался крупным инвестированием в сельское хозяйство.
Недавно интервью с Чарльзом показало российское телевидение, в том числе англоязычный телеканал «Russia Today» («Россия сегодня») - этот материал можно найти здесь.
- Чарльз, вы, долгое время занимавшийся бизнесом и финансами, ступили на путь, по которому шел ваш отец, - стали журналистом в Москве. Не могли бы вы рассказать о работе отца и ваших детских годах в СССР?
- Моя семья переехала в Москву, когда мне было 4 года; мы прожили здесь четыре года - до моих 8 лет. Мой отец был главой Московского бюро крупнейшего американского информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс». Это был расцвет брежневской эпохи.
Родители полюбили жизнь в России и были очарованы страной. Они поддерживали тесную связь с друзьями (как русскими, так и не русскими), которые у них появились за время пребывания в Советском Союзе. Считаю, они привили нам, своим четырем детям, любовь к России.
После Москвы мы росли в пригороде Нью-Йорка. В те годы многие эмигранты из России проезжали через Нью-Йорк, и поток гостей в наш дом не иссякал.
Ричард Т. Гринер - первый чернокожий, закончивший Гарвардский университет Но можно говорить и о том, что моя связь с Россией восходит к более далекому времени моей семейной истории. Мой прадед Ричард Т. Гринер был американским дипломатом в царской России в течение семи лет в конце XIX века. Это необычная история, потому что он известен как выдающийся политик-афроамериканец того периода. Еще он - первый чернокожий, закончивший Гарвардский университет. Мой дедушка-немец со стороны матери провел два года на Восточном фронте во Вторую мировую войну. Примечательно, что он выжил.
У России просто огромный сельскохозяйственный потенциал - и он во многом еще не использован. Это в будущем гигантский источник роста ее экономики
- Ваша любовь к России распространяется даже на ее почву. Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями о том, каким вы видите будущее российских земель.
- Конечно. Я занимался этой темой семь лет и знаю ситуацию довольно хорошо. У России просто огромный сельскохозяйственный потенциал - и он во многом еще не использован. Это в будущем гигантский источник роста ее экономики - гораздо больший, чем обычно считается. Есть несколько барьеров, препятствующих движению России в этом направлении, но эти барьеры ослабевают с каждым годом. Нет совершенно никаких сомнений, что Россия сделает колоссальный скачок в этой области, - это лишь вопрос времени.
- Что привело вас в Православие?
- Я воспитывался в Епископальной церкви, но позже порвал с христианством, потому что, как мне думалось, не мог поверить в иррациональное. Я был, так сказать, колеблющимся атеистом.
Пятнадцать лет назад я прочитал несколько книг, в которых утверждалось, что в христианстве нет ничего иррационального, а атеизм, наоборот, гораздо более иррационален, чем любая религиозная система. Одной из таких книг было «Просто христианство» Клайва Льюиса. Еще одно произведение, косвенно опирающееся на такой аргумент, - это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
В то время я жил в Москве. Горя желанием побольше исследовать эти новые для меня идеи, я решил поговорить с несколькими священниками - все они были русскими. Они объяснили мне, что между тремя основными ветвями христианства - Православием, католицизмом и протестантизмом - существуют большие различия, и Православие имеет особое преимущество перед другими.
Я изучил их аргументы и нашел, что они убедительны. У меня была простая и практическая мысль: живя в России и пребывая в Православии, я смогу посещать церковные богослужения. Это чем-то напоминает пословицу: «В каком народе живешь, того обычая и держись» (английская пословица дословно переводится так: «В Риме веди себя как римлянин». - Д.Л.). Немного поверхностное мышление.
Только в последующие годы, благодаря опыту общения с глубоко православными друзьями, я стал искренне интересоваться православной верой.
Монастыри показались мне просто фантастическими - это было как путешествие на машине времени в мир, существовавший столетия тому назад
- Вы можете рассказать про этот опыт?
- Ну, например, была одна очень впечатляющая поездка с русским православным другом летом 2003 года по святым местам и монастырям севера России. Мы доехали на машине до Белого моря, посетили там Соловецкий монастырь и на неделю остались в одной небольшой обители неподалеку, в городке Кемь, где занимались каждодневной монастырской работой. Потом мы попали в Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области. Все эти места показались мне просто фантастическими - это было как путешествие на машине времени в мир, существовавший столетия тому назад.
С тех пор я всегда старался посещать монастыри, когда представлялась такая возможность. По стечению обстоятельств по моей работе в сфере сельского хозяйства мне часто случалось выезжать в отдаленные уголки страны, и я всегда пользовался случаем, чтобы нанести визит в местные обители. Мне однажды удалось провести довольно много времени в монастыре святителя Тихона Задонского в Липецкой области, я также был в Оптиной Пустыни. Так получалось, что некоторые из моих друзей в то же самое время поступали в эти обители в качестве послушников и, таким образом, показывали мне мир монастырей изнутри. Нам удавалось проводить какое-то время с насельниками, помолиться и потрудиться вместе с ними, побеседовать о вере и жизни. Думаю, здесь я узнал о христианстве больше всего - через вопросы и беседы.
Соловецкие острова в 1915 году. Фотография знаменитого фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Однажды во время длительной остановки с другом на острове Бююкада близ Стамбула я познакомился с монахами со Святой Горы Афон в местном монастыре во имя великомученика Георгия Победоносца и имел с ними замечательные беседы. Сейчас, когда вы спросили меня об этом, в памяти всплывает множество таких случаев, и это очень богатый и полезный опыт.
- Есть ли у вас опыт общения с другими Поместными Православными Церквями?
- Практически нет. В начале 2000-х годов моя семья жила в штате Коннектикут, и мы ездили в одну милую церковь в городке Наяк, принадлежащую юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Я также ходил в несколько приходов РПЦЗ в Нью-Йорке и его окрестностях.
Соловецкие острова. 2013 г. Фото: Надежда Терехова
- Вы изучали творения святых отцов Церкви?
- Боюсь, что почти нет. Я только читал кое-что из святителя Иоанна Златоуста о супружеских отношениях и даже перевел несколько работ на эту тему с русского на английский язык для друга-священника.
- Вернемся к вашему популярному сайту. Где базируется «Russia Insider»?
- Мы международная сеть сотрудников, потому у нас нет базы как таковой. Мы объединены через интернет.
- А кто помог разработать этот сайт?
- Всё было собрано волонтерами. Это поистине потрясающе!
- Почему вы стараетесь освещать, прежде всего, православные темы?
- Это вообще-то связано не столько с моей верой, сколько с тем, что я называю предвзятость СМИ. Для меня совершенно очевидно, что большинство СМИ на Западе игнорируют новости и события, касающиеся христианства в России, а когда религия в России упоминается, то дается предвзятая подача негативной информации.
Христианское возрождение в России имеет огромное воздействие на общество. Не замечать этого - значит быть безответственным журналистом
Думаю, это нелепо. Прежде всего, христианское возрождение в России крайне значимо и имеет огромное воздействие на российское общество. Не замечать этого - значит быть безответственным журналистом. Для меня также вполне очевидно, что в целом возрождение христианства в России - это благотворная сила, способствующая улучшению положения в стране. Разумеется, существуют проблемы, и их тоже нужно обсуждать. Но обращать внимание только на одни проблемы - это значит относиться к делу с большим предубеждением.
Вот в чем главная миссия нашего портала - обнаруживать предвзятость в СМИ и противостоять ей.
- Можете привести примеры, когда Православие в СМИ предвзято показывается с негативной стороны?
Западные СМИ упорно изображают русское Православие исключительно в негативном свете
- Западные средства массовой информации упорно изображают русское Православие исключительно в негативном свете. Могу привести десятки примеров. Церковь критикуют за тесные отношения с правительством, за нарушение американского принципа разделения Церкви и государства (нисколько не задумываясь, что эта американская идея, может быть, совсем не подходит для России). Российское государство неуклонно демонизируется. Соответственно, Церковь тоже объявляется плохой, поскольку она столь тесно взаимодействует с этим государством. Если и появляются редкие новостные сообщения о Церкви в России, то Церковь неминуемо и голословно обвиняется в продажности, а священники - в неподобающем поведении. Совсем недавно, как мы знаем, храмы Русской Церкви на Украине десятки раз подвергались разрушительным нападениям: священников убивали и пытали, а храмы бомбили и превращали в руины. Но абсолютное большинство западных СМИ об этом не сказали ни слова. Это нечто из ряда вон выходящее. Русские православные филантропы, как, например, господин Малофеев, показываются сомнительными и подозрительными, в то время как светские филантропы изображаются яркими примерами добродетели. И это повторяется постоянно. Всё настолько экстраординарно, что даже комично. Но тем легче моя деятельность, так как в моем случае легко распознавать лицемерие и предубеждение.
- Как вы думаете, почему существует это предубеждение?
Журналистика обычно привлекает более либеральных, секулярных людей
- Я вырос в журналистских кругах и знаю данную среду очень хорошо. Эта профессия обычно привлекает более либеральных, секулярных людей. В США, например, если практикующие христиане составляют примерно 60% населения, то, думаю, на долю журналистов верующих приходится где-то менее 10%. Недавно появился такой феномен, как «воинствующий атеист», - полагаю, такой тип личности в журналистских кругах очень хорошо представлен. Это основное нарушение равновесия, которое весьма заметно проявляется при анализе освещения данной темы в средствах массовой информации.
С Чарльзом Баусманом
беседовала монахиня Корнилия (Рис)
Перевел с английского Дмитрий Лапа
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/80009.htm