Обеды с надеждой

Как православные волонтеры в Краснодаре помогают нуждающимся

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
548
Время на чтение 7 минут
Фото автора
Фото автора

usahlkaro Андрей Кошик Автор статьи

У активистов движения «Доброе сердце. Кубань» есть надежды в связи со сменой губернатора: врио главы Краснодарского края Вениамин Кондратьев с первых дней подчеркивает свою веру, на региональном уровне начали проходить мероприятия не только на Пасху и Рождество, но и по другим значимым церковным праздникам. Пока же грант краевой администрации получить не удавалось, заявку отклонили. На кормежку волонтеры скидываются сами. Помогают и кое-какие местные магазины...

В полупустом храме и на старинном кладбище ощущаешь схожее спокойствие. Новые погосты пропитаны всхлипываниями, аляповатыми пластмассовыми венками и водкой, а здесь - тишина и простоявшие уже несколько эпох гранитные памятники с витиеватыми кованными крестами. Весной между ними хочется просто бродить, вести неспешные беседы, останавливаясь взглядом на емких надписях с «ятями».

Погребенные здесь не похожи на наших современников, нас разделяют несколько поколений. Все, кто лично знал, например, эту вдову купца 2-й гильдии или ушедшего в мир иной в год революции корнета кавалергардского полка, сами давно умерли. Лишь на некоторых могилках прибираются одинокие старички, остальные отданы на откуп буйной растительности и кладбищенских рабочих.

И вот здесь, в самом сердце старинного Всесвятского кладбища Краснодара (храм Всех святых, к слову, был разрушен одним из последних в городе, перед самой войной) добровольцы православного движения «Доброе сердце. Кубань» проводят акции по раздаче вещей и горячей еды нуждающимся. Не только бездомным, но и малоимущим, пенсионерам, тем, кто оказался на дне жизни.

Не берите грех на душу

Раздача сваренной на костре рисовой каши начинается в полдень, но люди приходят за час. Тех, кого волонтеры хорошо знают, пускают во двор восстанавливаемого Всесвятского храма сразу, остальные бродят по кладбищу.

Среди первых пришедших - две невысокие женщины восточной внешности. У младшей брендовая футболка и молодежная сумка. Встретив такую на улице, никогда не скажешь, что девушка обращается за социальной помощью. Пока выбирали обновки из разложенной на пленке одежды из секонд-хенда, потеряли телефон. Несколько раз в поисках перекладывали стопку джинсов и рубашек, потом подошли к организаторам.

- Гудок идет, слышите? - взволнованно говорит потерявшая, набирая с телефона матери.

- Кто взял телефон, верните - не берите греха на душу! - зычно обращается к немногочисленным старушкам один из волонтеров. Окружающие тут же присоединяются с советами.

- Да чего спрашивать? Выстроить всех в шеренгу и обыскать, - по-советски предлагает старушка в выцветшем зеленом платке и вязанной жилетке. - Или еще лучше милицию вызвать.

Вскоре мобильный по звуку звонка находят в сумке одной из старушек - мол, случайно с приглянувшейся кофтой его туда бросила. В качестве доказательства показывает второй мобильный: свой есть, зачем мне чужой? Инцидент исчерпан.

твитнуть цитату отправить в vkontakte
На каждую акцию (сто порций каши и продуктовые наборы обходятся примерно в 20 тысяч рублей) волонтеры скидываются сами

На солнечной площадке перед будущим храмом очень разные люди. Мужчины неопределенного возраста с опухшими от выпитого лицами, воспитанные старички в потертых бейсболках, пришедшая с сожителем молодящаяся женщина в облегающем топе со стразами и коротких джинсовых шортах. Много бабушек - и требовательно-крикливых, и молчаливых с запавшими бесцветными глазами.

«Можете мне помочь? Я бывший участник...»

- Среди бездомных очень тесные связи, новости о таких местах быстро облетают город. Помимо православной церкви есть еще несколько церквей, которые тоже кормят в разные дни раз в неделю - получается, если ходить по всем, почти каждый день бесплатное питание, - улыбается мужчина с седой бородой и в интеллигентских очках. - Здесь как в поговорке - голод не тетка.

О пережитом эти люди стараются не говорить - чужих в личное пространство пускают настороженно. Тем более многие в советское время имели достойную работу, память о которой и сегодня позволяет сохранять достоинство. Среди приходящих за едой, делятся уже волонтеры, есть вышедшие на пенсию педагоги (даже с ученой степенью), инженеры, целый полковник ГРУ, прошедший несколько «горячих точек».

- У меня был знакомый, работал на заводе. После перестройки его сократили, оказался никому не нужный. Было счастьем, когда просыпался и утром находил две пустые бутылки, чтобы сдать их и купить хлеб, - то ли про знакомого, то ли иносказательно про себя рассказывает 60-летний Владимир. - А потом с помощью старых связей, устроился в нефтяную компанию в арабские страны. Сейчас по 100 тысяч получает. Другой мой знакомый, оказавшийся в подобном положении, в свободное от лазания по мусоркам время изучает английский язык. твитнуть цитату отправить в vkontakte
Несколько церквей кормят в разные дни по разу в неделю. Если ходить по всем, можно почти каждый день есть бесплатно

Тесное общение бродяг между собой связано с надеждой: вдруг кто-то когда-то вырвется из этого круга, вернется к нормальной жизни и поможет тебе. Но чаще всего эта надежда остается пустой.

К разговору присоединяется невысокий мужчина средних лет с редкой бородкой и заправленными за уши немытыми волосами.

- Я трутник, езжу по монастырям. Был в Троице-Сергиевой лавре, Михаило-Афонской пустыни, в Дивеево, у преподобного Пафнутия Боровского, Тихона Задонского, - перечисляет он. - В Михаило-Афонском монастыре прожил полтора года, было послушание - паломников приминал.

Когда возвращался из Троице-Сергиевой лавры, дали денег на дорогу, но выпил и остался без средств. Вместе с такими же бедолагами сегодня живет в арендуемом доме - по три-четыре человека в комнате, всего 13 бездомных. Работает грузчиком, 20% заработка откладывает, остальное идет на оплату жилья и питания. Собирает деньги на новое паломничество.

Сергей - мужчина с пропитым лицом и недельной щетиной - подрабатывает на стройке разнорабочим. Когда-то имел семью, но разошлись, оставил дом жене и сыну. На ладони пластиковая тарелка, гнущаяся от наложенной каши, ложки кабачковой икры и половинки соленого огурца. Хлеб и ложку держит во второй руке.

- Что нам дают такие обеды? Поговоришь, пообщаешься с такими же людьми, уже о плохом не хочется думать, - признается бездомный строитель. - Это как на праздник прийти.

Тесное общение бродяг между собой связано с надеждой: вдруг кто-то вырвется из этого круга и поможет тебе

К разговору прислушивается высокий мужчина с короткой стрижкой и впалыми щеками.

- Можете мне помочь? Я бывший участник... Афган... 134-я дивизия, ее андроповской называли. Контузия есть, награды есть. Правда, много лет в тюрьме сидел. Военный билет утерян, только паспорт. Никак не могу пенсию получить. Из Краснодара отправляют за документами в Ростов, оттуда в Москву, - резанными фразами рассказывает он о своей жизни.

Предлагаю ему обратиться в краевой Совет ветеранов, его председатель - депутат Законодательного собрания Евгений Шендрик, в составе группы «Альфа» выполнявший спецзадания на территории Северного Кавказа, может помочь. Собеседник отмахивается.

Помощь без реабилитации

- К сожалению, такие люди очень часто ходят по замкнутому кругу - от акции к акции, от одной раздачи еды к другой. Они уже привыкли жить в таком ритме, им так комфортно, - объясняет руководитель «Доброго сердца. Кубань», кандидат медицинских наук Николай Каклюгин.

Кашу на открытом костре варят волонтеры - учащиеся Екатеринодарской семинарии и прихожане городских церквей. Среди волонтеров, следящих за раздачей одежды, - Марина, прихожанка краснодарского Казанского храма, в повседневной жизни работающая бухгалтером. Об организации узнала из объявления после службы, решила присоединиться. Теперь все выходные посвящены благотворительности - то здесь дежурит, то посещает детский центр, где ухаживает за новорожденными отказниками, помогает одиноким лежачим больным в травматологии.

- Знаете, среди бездомных встречаются очень интеллигентные благородные люди. Зря бытует мнение, что они сами виноваты в таком положении, очень часто бывают тяжелые жизненные обстоятельства, - делится Марина. - Например, к нам постоянно приходит бездомный из Абхазии - его родители умерли, дом сгорел, сам он с заторможенным развитием, ему некуда податься.

Николай Каклюгин: «Такие люди часто ходят по замкнутому кругу - от одной раздачи еды к другой. Им так комфортно»

Под Краснодаром есть государственный социальный интернат, где бродяги могут некоторое время пожить, но из-за переполненности оставаться там можно максимум пару-тройку месяцев. Помощь там оказывают тоже минимальную - выживай как знаешь.

- На Кубани действительно есть несколько организаций, в том числе сектантских, раздающих еду и одежду неимущим. Но практически нет полноценной реабилитации, государство этим не занимается. Более того - каждый третий, приходящий к нам, страдает наркотической и алкогольной зависимостью, нуждаются в медицинской реабилитации. А на весь регион порядка 60 реабилитационных наркологических койко-мест, - уточнил Николай Каклюгин. - В этом вопросе важно государственно-общественное социальное партнерство, иначе ниша будет занята чуждыми культами, так называемыми христианами новой волны.

Признается, что определенные надежды у православных активистов есть и в связи со сменой губернатора: врио главы Краснодарского края Вениамин Кондратьев с первых дней подчеркивает свою веру, на региональном уровне начали проводить мероприятия, приуроченные не только к Пасхе и Рождеству, но и к другим значимым церковным праздникам.

Пока же, уточнил руководитель «Доброго сердца. Кубань», помощь краевой администрации в виде грантов получать не удавалось - заявку отклонили. На каждую акцию (чтобы приготовить сто порций каши и собрать продуктовые наборы нужно порядка 20 тысяч рублей) волонтеры скидываются сами. Помогают магазины «секонд-хенд» - дают по 4-5 мешков одежды. Поддерживают ребят и сотрудники краснодарских магазинов «Агрокомплекс» - не как организация, а по личной инициативе.

http://kavpolit.com/articles/obedy_s_nadezhdoj-16701/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Кошик
«Вы поймите, контингент очень сложный...»
Как, оказавшись в реабилитационном центре, не попасть уже в новую зависимость
26.02.2016
Мудрость Божия и Железняк
Вице-спикер Госдумы главный лоббист украинских сектантов?
23.04.2014
Все статьи Андрей Кошик
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Чему «Опиумные войны» научили Китай, и чему они пока не учат Россию
Наркотизация российского общества растёт, а острота воспринятия угроз притупляется
15.01.2025
Наркотизация человечества только усиливается
Проекты по декриминализации и легализации наркотиков входят в планы «глубинного государства»
14.01.2025
Наркобизнес в мире только укрепляется
Со времени начала опиумных войн прошло почти 200 лет, но война с помощью наркотиков против человечества продолжается
11.01.2025
«Третий Рим» и межэтнические отношения
Внешний мир не даст нам другого режима в экономике, кроме мобилизационного
09.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
18.01.2025 22:40
Кому победный конец, а кому элитная недвижимость
Новый комментарий от prot
18.01.2025 20:20
Работать? Ни-ни!
Новый комментарий от С. Югов
18.01.2025 19:36
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от учитель
18.01.2025 19:10
«Самый застольный поэт»
Новый комментарий от Константин В.
18.01.2025 16:14
Так победим?
Новый комментарий от Александр Уфаев
18.01.2025 15:57
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Yurii
18.01.2025 14:17