itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Прийти в храм и начать с решения своей проблемы»

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
815
Время на чтение 5 минут

Семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми». Фото: Андрей Якимчук/pravostok.ru

Семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми». Фото: Андрей Якимчук/pravostok.ru

В России создадут единую сеть церковной помощи наркозависимым

1 июня в Краснодаре завершился трехдневный семинар «Технологии церковной работы с наркозависимыми», организованный координационным центром по противодействию наркомании Русской православной церкви при финансовой поддержке Минэкономразвития. В рамках его работы участники из разных епархий Московской патриархии обсудили состояние и перспективы церковной работы с наркозависимыми, роли семьи и священников в процессе реабилитации, обменялись опытом такой работы.

В преддверии семинара руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) рассказал «Русской Планете» о том, чем православная реабилитация наркозависимых отличается от неопятидесятнической, с какой страстью сопоставима наркомания и почему еще не удалось преодолеть стигматизацию ВИЧ-инфицированных.

- Владыка Мефодий, как церковная помощь наркозависимым изменилась за последние 18 лет, с тех пор как вы начали такую работу в Свято-Георгиевском приходе в Ивановской области?

- Когда мы начинали, было очень сложно определить направления работы, во многом мы были первопроходцами, инициатива по реабилитации наркозависимых шла снизу, от приходского духовенства. Сегодня существует «Концепция Русской православной церкви по реабилитации наркозависимых». Она принята Священным синодом, в документе сформулировано официальное мнение церкви по этому вопросу. Это очень важно, потому что дано не мнение отдельных людей, пусть и специалистов высокого класса, а мнение всей поместной церкви. 18 лет назад подобного документа, естественно, не было. Сегодня прописана методика церковной работы с наркозависимыми. Более того она апробирована и доказала свою эффективность, получив положительные отзывы, в том числе научного сообщества. Поэтому мы перед следующим шагом - из системы координируемых центров помощи наркозависимым нужно создать единую сеть.

- Это будет централизованная организация?

- Структура будет повторять нашу церковную структуру - как единая Поместная церковь, такой единой будет и сеть церковной помощи наркозависимым.

- Среди некоторых верующих, в том числе священников, бытует мнение, что для исцеления от наркомании нужны только молитва и труд. Разделяете такой подход?

- Если такое и есть среди церковных людей, то они не понимают, как проходит работа с наркозависимыми и, считая так, сильно ошибаются. С другой стороны, есть внешние реабилитационные центры, некоторые светские и неопятидесятнические, в которых действительно часто все сводится только к изнурительной работе. В церкви это далеко не так, хотя и этот элемент в форме послушаний присутствует.

- Вы упомянули неопятидесятнические центры, которые также ведут широкую работу с наркозависимыми. В чем принципиальная разница в подходах православных центров и таких структур?

- Кардинальное отличие здесь именно в результатах деятельности, качестве ремиссии. Важно, чтобы, побеждая наркоманию, человек не впадал в другую зависимость, не оставался навечно в этом центре, а возвращался полноценным членом общества. Нужно смотреть - кем стал человек, будучи трезвым? Здесь ключевая разница. Как правило, качественная ремиссия в православных центрах выше, потому что выше нравственные требования церкви.

- Что бы вы посоветовали родным наркозависимых?

- Прийти в церковь и начать с решения собственной проблемы. Не утверждаю, что наркозависимые появляются только в неблагополучных семьях, совсем нет. Тем не менее сама болезнь зависимости втягивает в орбиту и родственников, они впадают в пагубное состояние, созависимость. Первым делом нужно постараться самим выйти из этой ситуации. Когда смогут победить личную созависимость, легче будет помочь и близкому человеку. В этом случае наркозависимый сможет опереться на них, решая свою проблему. Если родные остаются в созависимости, то не помогают выкарабкаться, а сильнее затягивают в бездну.

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Фото: Андрей Кошик / Русская Планета

- Если описывать состояние наркозависимого в духовных категориях, какое оно?

- Страсти бывают врожденные, такие как гордость или гнев, и приобретенные, например, сребролюбие. Младенцы сребролюбием не страдают. В этом смысле наркомания - приобретенная болезнь. Если говорить о страстях в другом аспекте, то наркомания наиболее близка к блудной страсти. Рекомендации и аскетика, применяемые против нее, вполне применимы и к страсти наркозависимости.

- Какие ошибки чаще всего совершают священники, когда к ним за помощью обращаются наркозависимые или их родные?

- Священник не должен пугаться и смотреть на них как на изгоев или дегенератов. Правильное представление всегда помогает принять правильное решение, поэтому священнику важно понимать, с чем он сталкивается. Если такое понимание есть, складывается контакт с людьми, они начинают испытывать доверие к батюшке, то и начинается реабилитация.

- Как вам 18 лет назад удалось преодолеть этот барьер? Увидеть в падших, грязных, порабощенных страстями, зачастую лживых людях человеческое достоинство?

- Все что вы перечислили - это мифы. Наркозависимые не совсем падшие, не всегда грязные, часто не агрессивные. Да, когда они в болезненном состоянии измененного сознания, находящимся рядом может быть страшно. Да, не скоро проходят последствия этой страсти, есть остаточные явления болезни, проблемы воспитания... У нас молодежь, к сожалению, в целом не очень хорошо воспитана. При этом с наркозависимыми часто работать легче, чем с условно «благополучной» молодежью.

- Почему?

- Их, говоря по-русски, «пришибло», они ищут выход и понимают, что у них большая проблема. Остальные же считают, что за стеной внешнего, исключительно материального благополучия, у них все хорошо.

- Среди наркозависимых немало людей с ВИЧ-инфекцией. Московская патриархия также приняла концепцию о работе с людьми, имеющими положительный статус иммунодефицита. Как, если охарактеризовать в нескольких словах, церковь относится к носителям вируса?

- Концепция по ВИЧ написана гораздо раньше, чем концептуальный документ по реабилитации наркозависимых. Проблемой стигматизации (клеймения, навешивание социального ярлыка. - РП) ВИЧ-инфицированных занимаются интенсивно и давно, в отличие от стигматизации попавших в зависимость от наркотиков. За стигматизацией ВИЧ-инфицированных на самом деле очень часто спрятана проблема стигматизации наркозависимых, если решим этот вопрос, то и первая проблема сгладится. Говоря о ВИЧ-инфицированных, подчеркну, что они являются полноправными членами церкви. Если кто-то думает иначе, он ошибается, он сам не знает церковного духа.

- Значит, ВИЧ-инфицированный при отсутствии канонических препятствий может стать священником и епископом?

- Действительно особых препятствий к этому нет, но если рассматривать каждую конкретную ситуацию, то что-то рекомендовать здесь сложно. ВИЧ-инфекция сама по себе не является каноническим препятствием к хиротонии.

Конечно, страх стигмы как наркозависимых, так и ВИЧ-инфицированных еще остается. Раньше он был куда больший, некоторые архиереи боялись, когда кто-то на приходе начинал работать с наркозависимыми, сегодня ситуация разительно изменилась, но страх все равно остается. Это страх непонимания, незнания, чего ждать от данных людей.

http://rusplt.ru/society/pomosch-narkozavisimyim-25812.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев)
Священник на светской работе:
норма в современном мире?
23.04.2021
Лечить дешевле, чем карать
Епископ Каменский и Камышловский Мефодий о необходимости создания государственной системы реабилитации наркозависимых
26.06.2020
«Вокруг наркомании в нашем обществе сложились устойчивые мифы»
Сегодня Международный день борьбы с наркозависимостью
26.06.2019
Все статьи Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев)
Андрей Кошик
«Вы поймите, контингент очень сложный...»
Как, оказавшись в реабилитационном центре, не попасть уже в новую зависимость
26.02.2016
Обеды с надеждой
Как православные волонтеры в Краснодаре помогают нуждающимся
19.05.2015
Мудрость Божия и Железняк
Вице-спикер Госдумы главный лоббист украинских сектантов?
23.04.2014
Все статьи Андрей Кошик
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21